ФАС в СМИ: Разводка по-итальянски

05 декабря 2011, 12:35
Источник: Fincake.ru

"В связи с ситуацией, сложившейся в предновогодний период на рынке авиаперевозок между Российской Федерацией и Италией, вызванной отзывом Федеральным агентством воздушного транспорта выданного ранее авиакомпании "Трансаэро" допуска к выполнению чартерных рейсов на направлениях Москва – Милан, Москва – Рим, Москва – Венеция, а также поступившими обращениями от граждан, ФАС России направила соответствующие запросы в Росавиацию", - говорится в сообщении антимонопольного ведомства.
По мнению ФАС, сокращение количества авиакомпаний, обслуживающих конкретный маршрут, ведет к ограничению конкуренции и, как показывает практика, к росту тарифов на нем. Как отмечается в сообщении, ФАС поддерживает инициативу министерства транспорта РФ о назначении не менее двух перевозчиков на отдельно взятые маршруты. ФАС России также считает, что подобные изменения должны быть приняты и в двусторонних межправительственных соглашениях с другими зарубежными странами.
Авиакомпания "Трансаэро" посчитала, что Росавиация незаконно отозвала допуски на выполнение чартерных полетов, предоставленные ведомством компании ранее. "Трансаэро" заявила, что считает действия российского авиационного ведомства незаконными, и обвинила назначенного перевозчика на этом направлении — авиакомпанию "Аэрофлот" — в монополизации рынка. В свою очередь "Аэрофлот" считает, что "Трансаэро", не являясь назначенным перевозчиком и не получив соответствующий допуск в установленном законом порядке, не вправе осуществлять продажу билетов на чартерные перевозки в Рим, Милан и Венецию.
"История с запретом Росавиацией полетов в Италию компании Трансаэро приобретает интересный оборот. Судя по решительности ФАС и Минтранса, возникшая ситуация может привести к пересмотру существующих норм, касающихся перевозчиков, назначенных на маршруты, — говорит аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин. — По сути, эта мера просто необходима, т.к. она поможет созданию здоровой конкуренции и оградит пассажиров от вынужденного выбора в пользу одного авиаоператора, который, в свою очередь, может необоснованно завышать цену на авиабилеты".
По мнению аналитика, получается, что "обвинения" Росавиации в адрес "Трансаэро" о незаконной продаже авиабилетов на рейсы в Италию имеют под собой достаточно зыбкую почву в случае, если ФАС сможет добиться внесения поправок в существующие регламенты Росавиации, а также отменить существующий подход к допуску на осуществление рейсов, когда требуется согласие назначенного перевозчика.
"С точки зрения пассажиров "Трансаэро", которые успели купить (по факту, они продаются и сейчас) авиабилеты в Италию на новогодние праздники, сейчас самое главное, чтобы непростая ситуация разрешилась до конца декабря, — полагает Маркин. — Ведь в случае негативного исхода счастливые обладатели таких билетов с высокой долей вероятности окажутся на "праздничной елке" в Домодедово. Конечно же, звучали заявления Аэрофлота о готовности взять на себя всех "счастливчиков" и сделать все возможное для их комфортного перелета. Правда, не известно, будет ли за это взиматься дополнительная плата".
Идея с созданием монополиста на рынке гражданской авиации РФ получает свое подтверждение, считает аналитик. "И теперь остается надеяться на решительность ФАС и Минтранса. Иначе самые популярные туристические направления так и останутся вотчиной одного авиаоператора", — говорит он.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" считает, что нельзя дать однозначного определения данной ситуации. "Если это и конфликт, то он между "Трансаэро" и Росавиацией. И ФАС в данном случае не потребуется преодолевать "лоббистский потенциал Аэрофлота", потому что есть документы, которые были приняты и которые вводят нормы и правила, которые должны выполняться, — говорит он. — Собственно ФАС и хочет проверить правомочность вынесенных решений и соблюдение действующих правил. И если кто-либо попытается ей помешать, будет вставлять палки в колеса, то у нее есть достаточно полномочий, чтобы наказать «обидчика» так, чтобы ему мало не показалось. Кстати говоря, такой весьма показательный факт: весной этого года представители Росавиации сообщали, что достигнуты соглашения об изменении в межправительственных соглашениях между Россией и Италией, и на рейсы Москва — Рим может рассчитывать еще одна авиакомпания, помимо Аэрофлота. А рассматривать заявки на зимний сезон 2011-2012 годов комиссия Росавиации должна была в сентябре".
По мнению аналитика, некорректно говорить о "войне" между "Трансаэро" и "Аэрофлотом". "Ее нет. Как сообщила компания "Трансаэро Турс Центр", расторжение агентского соглашения было произведено "в связи с необоснованными обвинениями со стороны "Аэрофлота", наносящими прямой ущерб репутации компании", — напоминает он. — То есть можно говорить о том, что не "Трансаэро" сделало первый шаг. Вне зависимости от того, чем разрешится данная ситуация, пассажиры не пострадают. Они слишком важны для "Трансаэро" и "Аэрофлота", и компании просто не допустят, чтобы они испытали какие-то неудобства или были кем-либо/чем-либо обижены».
Эксперт департамента оценки "2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл" Петр Клюев также сомневается, что действия Росавиации направлены на укрупнение перевозчиков. "Трансаэро" является вторым после "Аэрофлота" авиаперевозчиком в России, и от отмены одного направления компания явно не обанкротится, — отмечает он. — В данном случае идет явная конкурентная борьба между двумя крупными игроками за перспективное направление. При этом подобный инцидент уже случался. В прошлом году "Аэрофлот" попытался добиться эксклюзивного права на осуществление полетов на Кипр. Однако суд принял сторону "Трансаэро", которой все же удалось добиться права на перелеты на Кипр. Сейчас похожий случай — "Аэрофлот" заявляет, что "Трансаэро" не имеет права осуществлять авиарейсы в Италию, поскольку компания не внесена в соответствующее международное соглашение".
Анатилик считает, что, судя по всему, дело снова дойдет до суда, где ФАС, видимо, будет защищать позицию "Трансаэро". В итоге суд снова может встать на сторону "Трансаэро", после чего компанию должны включить в международное соглашение с Италией по авиаперевозкам. При этом, по мнению Петра Клюева, война перевозчиков может отразиться на пассажирах. "Сейчас "Аэрофлот" фактически является эксклюзивным перевозчиком на указанных маршрутах, что предоставляет ему возможность самостоятельно устанавливать тарифы", — говорит он.
Направления Москва — Рим; Венеция; Милан являются вторыми по количеству пассажиропотока среди европейских направлений, поэтому тут прослеживается вполне очевидная заинтересованность крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлот", полагает аналитик УК "СОЛИД Менеджмент" Максим Семянин. "В данном случае "Трансаэро" выходит серьезным конкурентом для "Аэрофлота", что и спровоцировало данное разбирательство, — говорит он. — Авиаперевозки по России к определенному моменту набрали высокую популярность среди небольших компаний-дискаунтеров, и произведение чартерных рейсов на популярные направления позволяло людям существенно экономить на билете, а компаниям не знать нужды в клиентуре. Однако ситуацию решили в корне поменять, сократив количество перевозчиков до минимума. Подталкивающим фактом к данной мере сыграло то, что внутренние рейсы выполнялись небольшими компаниями на стареющей авиатехнике, что реально стало создавать угрозу для жизни пассажиров. Однако за границу устаревшую технику никто не пустит, и устранение уже зарекомендовавших себя компаний, а "Трансаэро" по праву является таковой, на наш взгляд, более чем неправильно. Одно дело если бы были нарекания со стороны пассажиров или самих итальянских властей, но их нет, обвинения строятся, по сути, на пустом месте, что не делает чести ни Росавиации, ни "Аэрофлоту". К слову, цены на услуги "Аэрофлота" считаются одними из самых высоких, что больше отпугивает пассажиров. Поэтому если "Трансаэро" все-таки не повезет желающих отдохнуть на новогодние праздники в города солнечной Италии, не факт что "Аэрофлот" продаст больше билетов".
Что будет сейчас — предугадать сложно, отмечает аналитик. "Тем не менее, есть надежда, что на таких востребованных маршрутах примут решение оставить двух крупных перевозчиков. Во-первых, это — хоть и не большая, но конкуренция, во-вторых цена будет варьироваться не только от желания самого авиаперевозчика, но и от телодвижений со стороны соседнего оператора, — считает он. — Если билеты на рейсы распроданы более чем на 50%, то имеет место быть надежда на урегулирование проблемы со стороны ФАС, ведь люди будут недовольны, и, вспоминая проблемы, с которыми столкнулись перевозчики на прошлый новый год, любые новые поводы для волнения пассажиров будут восприняты всеми "доброжелателями" со стороны СМИ и сторонних организаций на "ура". К тому же, наличие двух авиаперевозчиков гарантирует их взаимозаменяемость на случай непредвиденных обстоятельств".
По мнению Максима Семянина, все зависит не столько от решения министерств и ведомств, сколько от здравого смысла. "На наш взгляд разумнее оставить "Трансаэро" право осуществлять эти рейсы. Однако закон, похоже, на стороне "Аэрофлота" и Росавиации, — отмечает он. — Существуют межправительственные соглашения, согласно которым право осуществления перевозок на этих направлениях закреплено за назначенными перевозчиками "Аэрофлот" и Alitalia. "Трансаэро", не являясь назначенным перевозчиком и не получив соответствующий допуск в установленном законом порядке, не вправе осуществлять продажу чартерных перевозок. Однако на это обстоятельство, к примеру, год назад, мало кто указывал, а сейчас при желании можно использовать как весомый козырь".
Константин Гречухин, начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ "МЭФ-Аудит", согласен с тем, что присутствие сильных компаний на рынке, которые смогут обеспечить и качество и объем перевозок только выгодно для всех. "В условиях естественной конкуренции позиции качества улучшаются, поэтому присутствие нескольких крупных перевозчиков на рынке должно быть, — говорит он. — В данной ситуации ФАС постарается разрешить ситуацию. И это будет происходить из положений законодательства, так как конфликт исходит из того, что "Трансаэро" не согласовала полеты с назначенным перевозчиком. А компания заявляет об отсутствии таких положений. Сейчас пока не видится каких-либо предпосылок к ценовой войне между компаниями. В любом случае, любая война должна преследовать какую-то цель. А сейчас она, при текущем развитии событий, не обозначена".
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь