Часто задаваемые вопросы

Категория:
Розничная торговля
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

Возможна ли продажа алкогольной продукции на АЗС?

10.10.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 4 части 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания запрещается на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях.

 

Ограничивает ли конкуренцию наложение органами власти субъекта Российской Федерации ограничений на продажу алкогольной продукции в определенное время суток?

13.07.23
Показать ответСвернуть ответ

В статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания.

Согласно части 9 статьи 16 вышеуказанного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено законом.

Таким образом, установление региональных ограничений на время розничной продажи алкогольной продукции не является ограничением конкуренции со стороны органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Жалобы граждан на маркетплейсы

13.04.23
Показать ответСвернуть ответ

В рамках полномочий, предусмотренных пунктом 1 части 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России осуществляет контроль за действиями хозяйствующих субъектов в случае,
если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

При этом рассмотрение вопросов соответствия действий хозяйствующих субъектов, в том числе маркетплейсов, требованиям Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закона о защите прав потребителей) не относится к компетенции ФАС России.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

Таким образом, в случае возникновения вопросов, связанных с соблюдением хозяйствующими субъектами требований Закона о защите прав потребителей, лица, в том числе приобретающие товары на маркетплейсах, вправе обратиться в Роспотребнадзор.

 

Рост цен на потребительские товары в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях

 

13.04.23
Показать ответСвернуть ответ

Высокие цены на отдельные товары в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях обусловлены сложной военной обстановкой и действующим военным положением.

Одним из главных факторов, влияющих на цены в данных регионах России, является уровень обеспеченности продовольственными товарами или сырьем для их производства, который напрямую зависит от стабильности логистических потоков. При этом в настоящее время транспортные и логистические расходы остаются самой значительной статьей расходов для поставщиков товаров. Данные издержки в совокупности с низким уровнем развития торговой инфраструктуры, нарушением коммуникаций и водоснабжения, высокими предпринимательскими рисками и рядом других системных проблем сказываются на конечной цене товаров.

Несмотря на это, более половины мониторируемых потребительских товаров в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях остаются дешевле, чем в соседних регионах России, а ценовая ситуация в результате предпринятых мер заметно улучшилась с начала года.

Кроме этого, в регионах торговые сети берут добровольные обязательства об ограничении уровня собственных торговых надбавок на социально значимые продовольственные товары. Так, например, в ЛНР такие обязательства  взяли на себя 6 торговых сетей: ООО ПКФ «ЛИА» ЛТД, ГУП ЛНР «Сеть социальных супермаркетов «НАРОДНЫЙ», ООО «Транспортная компания «Вояж», ФЛП Колесник Вадим Владимирович (сеть «Семь Морей»), ФЛП Рожков И.С. (сеть «Базар»), ООО «Спар Луганск» (сеть «Спар»), а в ДНР - торговые сети «Первый республиканский супермаркет», «Молоко» и «Манна».

Рост цен на продовольственные товары, в том числе на плодоовощную продукцию

13.04.23
Показать ответСвернуть ответ

В рамках полномочий, предусмотренных пунктом 1 части 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вместе с тем, рынки розничной торговли продовольственными товарами являются конкурентными с большим количеством участников.

Согласно законодательству Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на продовольственные товары (включая плодоовощную продукцию) не подлежат государственному регулированию, за исключением отдельных случаев.

В связи со сложившейся ситуацией с потребительскими ценами на социально значимые продовольственные товары по поручению Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти предпринимается комплекс мер, направленных на стабилизацию цен на социально значимые продукты питания.

ФАС России уделяет ценообразованию на социально значимые продовольственные товары первой необходимости наиболее пристальное внимание, осуществляя мониторинг на предмет выявления необоснованного повышения цен, злоупотребления доминирующим положением на рынке, наличия запрещенных антимонопольным законодательством картельных сговоров или согласованных действий участников рынков.

Территориальным органам ФАС России поручено усилить контроль за ценообразованием на рынках социально значимых продовольственных товаров. На официальных сайтах ФАС России и всех ее территориальных органов работает «горячая линия» для сообщения о фактах повышения цен на товары, а также опубликована актуальная информация о каналах приема обращений граждан по вопросам изменения цен товаров и их наличия.

         В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства ведомство незамедлительно принимает меры реагирования – от предостережений и предупреждений до возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

         Согласно проведенному ФАС России анализу рост цен на плодоовощную продукцию обусловлен ярко выраженным сезонным фактором, связанным с окончанием продаж урожая овощей открытого грунта и замещением их более дорогими тепличными овощами. Особенность производства овощей закрытого грунта в зимне-весенний период состоит в необходимости нести значительные расходы на отопление и освещение тепличных комплексов. Кроме того, не все тепличные хозяйства выращивают овощи в зимне-весенний период.

Анализ структуры себестоимости томата и огурца показывает, что основными

статьями затрат являются энергоресурсы. В среднем по России их доля в себестоимости выращивания огурца оценивается до 42 %, томата – до 35 %. При этом в зимний период доля энергоресурсов в себестоимости может составлять до 55 %.

Также влияние на стоимость овощной продукции оказывают и системные факторы, такие как изменение тарифов на газ и электроэнергию (ежегодный фактор), влияющие на урожайность эксплуатационные процессы на комбинатах, связанные с плановым техобслуживанием и ремонтом оборудования, в основном импортного, стоимость сырья и материалов, необходимых для производства продукции (семена, субстраты и прочее) и др.

В целях стабилизации ситуации на рынке плодоовощной продукции приняты меры государственной поддержки: с 1 января 2023 года стартовал федеральный проект, направленный на развитие производства картофеля, овощей открытого и закрытого грунта, а также элитного семеноводства этих культур. Такие меры поддержки будут действовать в 76 регионах Российской Федерации.

ФАС России продолжает работу по выявлению причин роста цен на плодоовощную продукцию и обоснованности их повышения. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства принимаются меры антимонопольного реагирования.

Также ФАС России отмечает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) внеплановые проверки антимонопольными органами в 2023 году проводятся исключительно при наличии оснований, установленных в Постановлении № 336 (по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или его заместителей, а также по требованию прокурора).

Дополнительно ФАС России сообщает, что Указом Президента Российской Федерации от 16.03.2022 № 121 руководителям регионов поручено проведение оперативного мониторинга розничных цен на товары первой необходимости, лекарственные препараты, медицинские изделия и наличия их в организациях торговли.

Какие меры предпринимаются ФАС России для борьбы с ростом цен на продовольственные и непродовольственные товары?

16.01.23
Показать ответСвернуть ответ

В рамках полномочий, предусмотренных пунктом 1 части 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вместе с тем рынки розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами в целом являются конкурентными с большим количеством участников.

Согласно законодательству Российской Федерации, как оптовые, так и розничные цены на продовольственные и непродовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением отдельных случаев.

Таким образом, хозяйствующие субъекты при осуществлении торговой деятельности вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от затрат и конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

В связи со сложившейся ситуацией с потребительскими ценами на социально значимые продовольственные товары по поручению Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти предпринимается комплекс мер по снижению и пресечению необоснованного роста цен на социально значимые продукты питания.

ФАС России уделяет ценообразованию на социально значимые продовольственные товары первой необходимости наиболее пристальное внимание, осуществляя мониторинг на предмет выявления необоснованного повышения цен, злоупотребления доминирующим положением на рынке, наличия запрещенных антимонопольным законодательством картельных сговоров или согласованных действий участников рынков.

На официальных сайтах ФАС России и всех ее территориальных органов организована «горячая линия» для сообщения о фактах повышения цен на товары, а также опубликована актуальная информация о каналах приема обращений граждан по вопросам изменения цен товаров и их наличия.

В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства ведомство незамедлительно принимает меры реагирования – от предостережений и предупреждений до возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Для повышения ценовой доступности продовольственных товаров для граждан Федеральная антимонопольная служба предложила торговым сетям проявить социальную ответственность и принять на себя добровольные обязательства об ограничении собственных наценок на отдельные позиции внутри каждой из 25 категорий социально значимых продовольственных товаров, а также обеспечить их наличие в торговых объектах в достаточном объеме.

Добровольные обязательства по ограничению наценок до 10% на отдельные позиции всех социально значимых продовольственных товаров с начала 2022 года взяли на себя федеральные торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Магнит» и «Дикси», «Бристоль».

С начала марта 2022 года дополнительные обязательства по ограничению наценок до 5% на отдельные позиции 4 групп товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, сахар песок и овощи «борщевого набора») взяли на себя федеральные торговые сети «Ашан» и «Атак», «О’Кей», «Магнит» и «Дикси», «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».

Кроме того, в соответствии с предписанием ФАС России, выданным по итогам рассмотрения ходатайств ООО «Корпоративный центр ИКС 5», еще 2 приобретенные торговые сети «Слата» (ООО «Маяк») и «Красный Яр» (ООО «Смарт») установили на отдельные товарные позиции наценки в размере не выше 5% в 4 категориях и в размере не выше 10% в остальных категориях социально значимых продовольственных товаров.

Только по имеющейся информации инициативу поддержали 84 «региональные» торговые сети и большое количество магазинов несетевой торговли в 33 субъектах Российской Федерации, включая ЛНР.

Также ФАС России отмечает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) внеплановые проверки антимонопольными органами в 2023 году проводятся исключительно при наличии оснований, установленных в Постановлении № 336 (по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или его заместителей, а также по требованию прокурора).

Дополнительно ФАС России сообщает, что Указом Президента Российской Федерации от 16.03.2022 № 121 руководителям регионов поручено проведение оперативного мониторинга розничных цен на товары первой необходимости, лекарственные препараты, медицинские изделия и наличия их в организациях торговли.

 

Почему растут цены на рыбу?

01.11.22
Показать ответСвернуть ответ

В рамках полномочий, предусмотренных пунктом 1 части 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вместе с тем, рынки розничной торговли продовольственными товарами являются конкурентными с большим количеством участников.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, как оптовые, так и розничные цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее − Закон о торговле).

Закон о торговле предусматривает возможность государственного регулирования цен на социально значимые продовольственные товары.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 утвержден перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и правила установления предельно допустимых розничных цен на такие товары. Согласно пункту 3 указанных правил, подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам оперативного анализа состояния
розничных цен на продовольственные товары и с учетом влияния сезонного фактора на динамику цен.

В связи со сложившейся ситуацией с потребительскими ценами на социально значимые продовольственные товары по поручению Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти предпринимается комплекс мер по снижению и пресечению необоснованного роста цен на социально значимые продукты питания.

ФАС России поручила территориальным органам усилить контроль за ценообразованием на рынках социально значимых продовольственных товаров.

Какие меры предпринимаются ФАС России для борьбы с ростом цен на школьные товары?

21.10.22
Показать ответСвернуть ответ

Зачастую распространение информации о росте цен на школьные товары в стране активизируется в летнее время и носит сезонный характер. Это обусловлено тем, что родители начинают собирать детей в школу к 1 сентября.

В пиковый сезон ФАС России ежегодно проводит анализ стоимости такой продукции на основе данных Росстата, Минпромторга России, Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), ПАО «Детский мир», Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) о динамике цен на школьные товары.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации служба предлагает руководителям высших региональных исполнительных органов власти включить вопросы контроля ценовой ситуации на рынках торговли товарами, необходимыми для подготовки детей к школе, в планы работы оперативных штабов по обеспечению устойчивого социально-экономического развития регионов страны. Территориальным управлениям ФАС России поручает оказывать представителям региональной власти содействие в данной работе.

При выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства ведомство незамедлительно принимает меры антимонопольного реагирования.

Вместе с тем служба напоминает, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на необходимые школьникам товары не подлежат государственному регулированию. Хозяйствующие субъекты при осуществлении торговой деятельности вправе самостоятельно устанавливать их в зависимости от спроса и предложения.

ФАС России в рамках своих полномочий контролирует ценообразование на потребительском рынке преимущественно на предмет злоупотребления доминирующим положением, а также заключения антиконкурентных соглашений. Рынок торговли школьными товарами является конкурентным и характеризуется большим количеством участников. До настоящего момента службой не было установлено доминирующее положение какого-либо хозяйствующего субъекта на этом рынке.

 

От чего зависят цены на непродовольственные товары?

06.07.22
Показать ответСвернуть ответ

В рамках своих полномочий ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вместе с тем, рынки розничной торговли непродовольственными товарами являются конкурентными с большим количеством участников.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на непродовольственные товары не подлежат государственному регулированию.

Таким образом, хозяйствующие субъекты при осуществлении торговой деятельности вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Кто устанавливает цены на продукты питания?

06.07.22
Показать ответСвернуть ответ

В рамках полномочий, предусмотренных пунктом 1 части 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Вместе с тем рынки розничной торговли продовольственными товарами являются конкурентными с большим количеством участников.

Согласно законодательству Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле).

Так, согласно части 4 статьи 8 Закона о торговле, государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами и в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221, на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях допускается установление нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации надбавок к ценам на социально значимые продовольственные товары.

Государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов введено на территории 15 субъектов Российской Федерации: Республика Бурятия, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Иркутская область, Камчатский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Хабаровский край, Республика Алтай, Республика Тыва, Красноярский край, Магаданская область, Амурская область, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия).

Принятие нормативных правовых актов, которыми вводится государственное регулирование торговых надбавок к ценам на отдельные виды товаров (в том числе установление их предельных уровней) органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации, не относящих к территориям районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, не допускается.

Согласно части 5 статьи 8 Закона о торговле, в целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на данные виды товаров предельно допустимые розничные цены на срок не более девяноста календарных дней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 утвержден перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. К нему относятся: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая — ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 также утверждены правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в соответствии с пунктом 2 которых предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.

Согласно пункту 3 указанных правил подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам оперативного анализа состояния розничных цен на продовольственные товары и с учетом влияния сезонного фактора на динамику цен. Порядок оценки влияния сезонного фактора на динамику цен на продовольственные товары устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

В связи со сложившейся ситуацией с потребительскими ценами на социально значимые продовольственные товары по поручению Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти предпринимается комплекс мер по снижению и пресечению необоснованного роста цен на социально значимые продукты питания.

Наиболее пристальное внимание ФАС России уделяет ценообразованию на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, осуществляя в отношении всей товаропроводящей цепочки от производителя до торговых сетей мониторинг на предмет выявления необоснованного повышения цен, злоупотребления доминирующим положением на рынке, наличия запрещенных антимонопольным законодательством картельных сговоров или согласованных действий участников рынков.

Территориальным органам ФАС России поручено усилить контроль за ценообразованием на рынках социально значимых продовольственных товаров. На официальных сайтах ФАС России и всех ее территориальных органов организована «горячая линия» для сообщения о фактах повышения цен на товары, а также опубликована актуальная информация о каналах приема обращений граждан по вопросам изменения цен товаров и их наличия.

В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства ведомство незамедлительно принимает меры реагирования – от предостережений и предупреждений до возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Например, ФАС России проведены проверки в отношении ряда участников рынка сахара на предмет недопущения необоснованной задержки отгрузки сахара белого в объекты розничной торговли. По результатам проверок возбуждено 8 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства и Закона о торговле, выданы предупреждения и предостережения.

На территории Нижегородской области действия двух хозяйствующих субъектов признаны нарушением части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившемся в координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию товаров. В отношении доминирующих торговых сетей в настоящее время рассматривается 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства (в Рязанской и Самарской областях), а также выдано 14 предупреждений крупнейшим торговым сетям (в Московской, Курской, Саратовской, Калужской, Челябинской, Ярославской, Свердловской и Самарской областях, в Республиках Калмыкия, Хакасия, Башкортостан) в связи с выявленными признаками злоупотребления торговыми сетями своим доминирующим положением путем установления завышенных розничных цен на продукты питания на территории муниципальных образований, на территории которых они занимают доминирующее положение.

В рамках исполнения предупреждений торговые сети снижают цены на социально значимые продукты питания. В некоторых регионах торговые сети снижают цены на продукты, не дожидаясь получения официальных предупреждений.

Дополнительно для повышения ценовой доступности продовольственных товаров для граждан Федеральная антимонопольная служба предложила торговым сетям проявить социальную ответственность и принять на себя добровольные обязательства об ограничении собственных наценок на отдельные позиции внутри каждой из 25 категорий социально значимых продовольственных товаров, а также обеспечить их наличие в торговых объектах в достаточном объеме.

Такие добровольные обязательства по ограничению наценок взяли на себя с начала 2022 года 7 федеральных торговых сетей («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик», «Магнит» и «Дикси», «Бристоль»). Затем к ним присоединились еще 79 региональных торговых сетей и большое количество магазинов несетевой торговли в 31 субъекте Российской Федерации. Еще в 15 регионах, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов, наценки розничных сетей ограничены региональными нормативными правовыми актами. С начала марта дополнительные обязательства по снижению наценок до 5 % на отдельные группы товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, сахар-песок и «борщевой набор») взяли на себя 8 крупнейших федеральных торговых сетей.

Для информирования покупателей торговые сети выделяют такие товары на полках магазинов специальными ценниками с пометкой «Социальный товар» и публикуют перечень на своих сайтах. Принятие торговыми сетями обязательств об ограничении уровня наценок носит исключительно добровольный характер. Вместе с тем неисполнение торговыми сетями публично взятых на себя добровольных обязательств по ограничению наценок на реализуемую продукцию может иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности, признаки недобросовестной конкуренции. Так, в связи с выявленными фактами несоблюдения торговыми сетями взятых на себя обязательств по торговым наценкам выдано 11 предупреждений.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) внеплановые проверки антимонопольными органами в 2022 году проводятся исключительно при наличии оснований, установленных в Постановлении № 336 (по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или его заместителей, а также по требованию прокурора).

Указом Президента Российской Федерации от 16.03.2022 № 121 руководителям регионов поручено проведение оперативного мониторинга розничных цен на товары первой необходимости, лекарственные препараты, медицинские изделия и наличия их в организациях торговли.

Разрешено ли торговым сетям открывать новые магазины?

04.06.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 данной статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговой деятельности).

Вместе с тем, превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пятипроцентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.

 

От чего зависят цены на непродовольственные товары?

04.06.21
Показать ответСвернуть ответ

На территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли непродовольственными товарами. В связи с этим хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Большая часть непродовольственных товаров, реализуемых на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно, цена таких товаров зависит от курса иностранных валют.

Кто устанавливает цены на продукты питания?

04.06.21
Показать ответСвернуть ответ

В рамках своих полномочий ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вместе с тем, рынки розничной торговли продовольственными товарами являются конкурентными с большим количеством участников.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, как оптовые, так и розничные цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле).

Так, согласно части 4 статьи 8 Закона о торговле, государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами и в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221, на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях допускается установление нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации надбавок к ценам на социально значимые продовольственные товары.

Государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов введено на территории 11 субъектов Российской Федерации: Республика Бурятия, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Иркутская область, Камчатский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Хабаровский край, Республика Алтай, Магаданская область, Амурская область.

Кроме того, согласно части 5 статьи 8 Закона о торговле, в целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на данные виды товаров предельно допустимые розничные цены на срок не более девяноста календарных дней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 утвержден перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. К нему относятся: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая — ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 также утверждены правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в соответствии с пунктом 2 которых предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.

Согласно пункту 3 указанных правил, подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам оперативного анализа состояния розничных цен на продовольственные товары и с учетом влияния сезонного фактора на динамику цен. Порядок оценки влияния сезонного фактора на динамику цен на продовольственные товары устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

В настоящее время в связи со сложившейся ситуацией с потребительскими ценами на социально значимые продовольственные товары по поручению Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти предпринимается комплекс мер по снижению и пресечению необоснованного роста цен на социально значимые продукты питания.

С целью стабилизации цен на масло подсолнечное на внутреннем рынке Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2020 № 2065 «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» повышена экспортная пошлина на семена подсолнечника, вывозимые из России за пределы Таможенного союза, до 30 %, но не менее 165 евро за 1000 кг на период с 9 января по 30 июня 2021 года.

Для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в том числе на масло подсолнечное, принято постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 № 2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости», предусматривающее заключение соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении цен на масло подсолнечное.

Минпромторгом России, Минсельхозом России, ассоциациями и союзами, представляющими интересы хозяйствующих субъектов – производителей масла подсолнечного, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по продаже продовольственных товаров посредством образования торговой сети, 16.12.2020 заключено соглашение, которым установлен предельный уровень цен в торговой сети на масло подсолнечное в размере 110 руб. за 1 литр. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 455 «О внесении изменения в пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 г. № 2094» срок действия соглашения продлен до 1 октября 2021 года.

В рамках проведения анализа ситуации на рынке молока и молочной продукции ФАС России установлено, что рынки розничной и оптовой торговли питьевым молоком и молочной продукцией, как правило, являются региональными рынками с развитой конкурентной средой с большим количеством участников.

На формирование потребительских цен на питьевое молоко и молочную продукцию существенное влияние оказывает цена закупки сырого молока, которое является основным сырьем в производстве данной продукции. В свою очередь, цены на сырое молоко формируются сельхозтоваропроизводителями с учетом сезонных факторов. В весенне-летний период цена сырого молока снижается, а в осенне-зимний период в связи с ростом затрат на корма для молочного скота — возрастает. На себестоимость производства сырого молока также существенное влияние оказывает стоимость импортных ветеринарных препаратов.

С целью стабилизации рынка сырого молока и молочной продукции Правительством Российской Федерации предпринят ряд мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, в частности, предоставляются субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на поддержку собственного производства молока — по ставке на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного сельскохозяйственными товаропроизводителями на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока, а также по предоставлению субсидий банкам для покрытия недополученных доходов по кредитам, выдаваемым сельскохозяйственным товаропроизводителям, по льготной ставке.

Рынки реализации яйца куриного, как правило, являются межрегиональными рынками с развитой конкурентной средой с большим количеством участников. Установление оптово-отпускных цен хозяйствующими субъектами, являющимися производителями яйца куриного, осуществляется исходя из себестоимости его производства и реализации, с учетом спроса на данную продукцию. Принимая во внимание ограниченный срок реализации яйца куриного, на формирование оптово-отпускных цен производителей существенное влияние оказывает наличие спроса на него. Существенное влияние на себестоимость производства яйца куриного оказывает рост цен на корма, в том числе на зерно.

В целях защиты внутреннего рынка Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.12.2020 № 2097 «О тарифной квоте на вывоз зерновых культур за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза», предусматривающее введение временного количественного ограничения (квоты) на вывоз зерновых культур за пределы Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.12.2020 № 2095 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2020 № 2140 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий» осуществляется компенсация предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 999-р в целях стабилизации цен на продовольственные товары выделены бюджетные ассигнования для предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельхозтоваропроизводителям, которые позволят дополнительно привлечь льготные краткосрочные кредиты на цели развития животноводства (в части птицеводства) и (или) на цели переработки продукции животноводства (в части птицеводства).

В связи с многочисленными обращениями граждан и организаций по вопросу повышения цен на яйцо куриное ФАС России и ее территориальные органы в настоящее время проводят внеплановые проверки хозяйствующих субъектов — крупнейших производителей продукции птицеводства на предмет соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Рынок овощей закрытого грунта в Российской Федерации в целом является конкурентным. Согласно данным Минсельхоза России, в том числе по оперативным данным региональных органов управления АПК, в сезон 2020 года в зимних теплицах собрано 898,4 тыс. тонн овощей, что на 19,5 % выше показателя за аналогичный период 2019 года (752 тыс. тонн). С учетом весенних теплиц за указанный период в защищенном грунте собрано 931 тыс. тонн овощей.

Правительством Российской Федерации также утвержден новый объем пошлины на вывоз сои. С 01.07.2021 пошлина на соевые бобы будет снижена на 10 % от стоимости продукции и теперь будет составлять 20 %, но не менее чем 100 долларов за тонну. Это позволит поддержать баланс цен на внутреннем рынке и поможет сельхозпроизводителям увеличить объем продукции на экспорт. Данная пошлина будет действовать до 31.08.2022.

Таким образом, развитию отрасли и сдерживанию роста цен на продовольственные товары способствуют меры государственной поддержки, кроме того, действуют механизмы грантовой поддержки фермеров и кооперативов, осуществляется льготное кредитование, а также другие меры, призванные оказывать комплексную господдержку сельхозтоваропроизводителям.

ФАС России в связи со сложившейся ситуацией с ценами на социально значимые продовольственные товары первой необходимости поручила территориальным органам усилить контроль за ценообразованием на рынках социально значимых продовольственных товаров. При выявлении повышения цен совместно с органами прокуратуры соответствующих субъектов Российской Федерации проводятся внеплановые проверки как оптовых поставщиков продовольственных товаров, так и розничных сетей. В случае выявления признаков нарушений применяются меры антимонопольного и прокурорского реагирования.

Разрешено ли торговым сетям открывать новые магазины?

13.01.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговле).

Вместе с тем превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пяти процентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.

 

 

Разрешено ли торговым сетям открывать новые магазины?
25.04.19
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговле). Вместе с тем превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пяти процентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.
От чего зависят цены на непродовольственные товары?
25.04.19
Показать ответСвернуть ответ
На территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли непродовольственными товарами. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Кроме того, большая часть непродовольственных товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно, цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.

От чего зависят цены на непродовольственные товары?

 

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

ФАС России обращает внимание, что на территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Кроме того, большая часть непродовольственных товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.

Кто устанавливает цены на продукты питания?
 

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Законом о защите конкуренции.

Вместе с тем рынки услуг розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными.

При этом необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания в определенных условиях и на определенный срок. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Вместе с тем в настоящее время ФАС России совместно с органами государственной власти проводится комплекс мер по обеспечению оперативного мониторинга и контроля за состоянием товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также мер, направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в целях недопущения роста оптовых и розничных цен.

В рамках реализации указанных мер, в том числе, проводятся контрольные мероприятия, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров, применяются меры антимонопольного реагирования.

Разрешено ли торговым сетям открывать новые магазины?
12.04.18
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 ? 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговле). Вместе с тем превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пяти процентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.
От чего зависят цены на непродовольственные товары?
12.04.18
Показать ответСвернуть ответ
ФАС России обращает внимание, что на территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Кроме того, большая часть непродовольственных товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь