Часто задаваемые вопросы

Категория:
Розничная торговля
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

Разрешено ли торговым сетям открывать новые магазины?

04.06.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 данной статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговой деятельности).

Вместе с тем, превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пятипроцентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.

 

От чего зависят цены на непродовольственные товары?

04.06.21
Показать ответСвернуть ответ

На территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли непродовольственными товарами. В связи с этим хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Большая часть непродовольственных товаров, реализуемых на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно, цена таких товаров зависит от курса иностранных валют.

Кто устанавливает цены на продукты питания?

04.06.21
Показать ответСвернуть ответ

В рамках своих полномочий ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вместе с тем, рынки розничной торговли продовольственными товарами являются конкурентными с большим количеством участников.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, как оптовые, так и розничные цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле).

Так, согласно части 4 статьи 8 Закона о торговле, государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами и в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221, на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях допускается установление нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации надбавок к ценам на социально значимые продовольственные товары.

Государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов введено на территории 11 субъектов Российской Федерации: Республика Бурятия, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Иркутская область, Камчатский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Хабаровский край, Республика Алтай, Магаданская область, Амурская область.

Кроме того, согласно части 5 статьи 8 Закона о торговле, в целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на данные виды товаров предельно допустимые розничные цены на срок не более девяноста календарных дней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 утвержден перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. К нему относятся: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая — ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 также утверждены правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в соответствии с пунктом 2 которых предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.

Согласно пункту 3 указанных правил, подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам оперативного анализа состояния розничных цен на продовольственные товары и с учетом влияния сезонного фактора на динамику цен. Порядок оценки влияния сезонного фактора на динамику цен на продовольственные товары устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

В настоящее время в связи со сложившейся ситуацией с потребительскими ценами на социально значимые продовольственные товары по поручению Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти предпринимается комплекс мер по снижению и пресечению необоснованного роста цен на социально значимые продукты питания.

С целью стабилизации цен на масло подсолнечное на внутреннем рынке Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2020 № 2065 «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» повышена экспортная пошлина на семена подсолнечника, вывозимые из России за пределы Таможенного союза, до 30 %, но не менее 165 евро за 1000 кг на период с 9 января по 30 июня 2021 года.

Для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в том числе на масло подсолнечное, принято постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 № 2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости», предусматривающее заключение соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении цен на масло подсолнечное.

Минпромторгом России, Минсельхозом России, ассоциациями и союзами, представляющими интересы хозяйствующих субъектов – производителей масла подсолнечного, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по продаже продовольственных товаров посредством образования торговой сети, 16.12.2020 заключено соглашение, которым установлен предельный уровень цен в торговой сети на масло подсолнечное в размере 110 руб. за 1 литр. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 455 «О внесении изменения в пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 г. № 2094» срок действия соглашения продлен до 1 октября 2021 года.

В рамках проведения анализа ситуации на рынке молока и молочной продукции ФАС России установлено, что рынки розничной и оптовой торговли питьевым молоком и молочной продукцией, как правило, являются региональными рынками с развитой конкурентной средой с большим количеством участников.

На формирование потребительских цен на питьевое молоко и молочную продукцию существенное влияние оказывает цена закупки сырого молока, которое является основным сырьем в производстве данной продукции. В свою очередь, цены на сырое молоко формируются сельхозтоваропроизводителями с учетом сезонных факторов. В весенне-летний период цена сырого молока снижается, а в осенне-зимний период в связи с ростом затрат на корма для молочного скота — возрастает. На себестоимость производства сырого молока также существенное влияние оказывает стоимость импортных ветеринарных препаратов.

С целью стабилизации рынка сырого молока и молочной продукции Правительством Российской Федерации предпринят ряд мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, в частности, предоставляются субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на поддержку собственного производства молока — по ставке на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного сельскохозяйственными товаропроизводителями на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока, а также по предоставлению субсидий банкам для покрытия недополученных доходов по кредитам, выдаваемым сельскохозяйственным товаропроизводителям, по льготной ставке.

Рынки реализации яйца куриного, как правило, являются межрегиональными рынками с развитой конкурентной средой с большим количеством участников. Установление оптово-отпускных цен хозяйствующими субъектами, являющимися производителями яйца куриного, осуществляется исходя из себестоимости его производства и реализации, с учетом спроса на данную продукцию. Принимая во внимание ограниченный срок реализации яйца куриного, на формирование оптово-отпускных цен производителей существенное влияние оказывает наличие спроса на него. Существенное влияние на себестоимость производства яйца куриного оказывает рост цен на корма, в том числе на зерно.

В целях защиты внутреннего рынка Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.12.2020 № 2097 «О тарифной квоте на вывоз зерновых культур за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза», предусматривающее введение временного количественного ограничения (квоты) на вывоз зерновых культур за пределы Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.12.2020 № 2095 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2020 № 2140 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий» осуществляется компенсация предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 999-р в целях стабилизации цен на продовольственные товары выделены бюджетные ассигнования для предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельхозтоваропроизводителям, которые позволят дополнительно привлечь льготные краткосрочные кредиты на цели развития животноводства (в части птицеводства) и (или) на цели переработки продукции животноводства (в части птицеводства).

В связи с многочисленными обращениями граждан и организаций по вопросу повышения цен на яйцо куриное ФАС России и ее территориальные органы в настоящее время проводят внеплановые проверки хозяйствующих субъектов — крупнейших производителей продукции птицеводства на предмет соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Рынок овощей закрытого грунта в Российской Федерации в целом является конкурентным. Согласно данным Минсельхоза России, в том числе по оперативным данным региональных органов управления АПК, в сезон 2020 года в зимних теплицах собрано 898,4 тыс. тонн овощей, что на 19,5 % выше показателя за аналогичный период 2019 года (752 тыс. тонн). С учетом весенних теплиц за указанный период в защищенном грунте собрано 931 тыс. тонн овощей.

Правительством Российской Федерации также утвержден новый объем пошлины на вывоз сои. С 01.07.2021 пошлина на соевые бобы будет снижена на 10 % от стоимости продукции и теперь будет составлять 20 %, но не менее чем 100 долларов за тонну. Это позволит поддержать баланс цен на внутреннем рынке и поможет сельхозпроизводителям увеличить объем продукции на экспорт. Данная пошлина будет действовать до 31.08.2022.

Таким образом, развитию отрасли и сдерживанию роста цен на продовольственные товары способствуют меры государственной поддержки, кроме того, действуют механизмы грантовой поддержки фермеров и кооперативов, осуществляется льготное кредитование, а также другие меры, призванные оказывать комплексную господдержку сельхозтоваропроизводителям.

ФАС России в связи со сложившейся ситуацией с ценами на социально значимые продовольственные товары первой необходимости поручила территориальным органам усилить контроль за ценообразованием на рынках социально значимых продовольственных товаров. При выявлении повышения цен совместно с органами прокуратуры соответствующих субъектов Российской Федерации проводятся внеплановые проверки как оптовых поставщиков продовольственных товаров, так и розничных сетей. В случае выявления признаков нарушений применяются меры антимонопольного и прокурорского реагирования.

Разрешено ли торговым сетям открывать новые магазины?

13.01.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговле).

Вместе с тем превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пяти процентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.

 

 

Разрешено ли торговым сетям открывать новые магазины?
25.04.19
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговле). Вместе с тем превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пяти процентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.
От чего зависят цены на непродовольственные товары?
25.04.19
Показать ответСвернуть ответ
На территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли непродовольственными товарами. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Кроме того, большая часть непродовольственных товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно, цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.

От чего зависят цены на непродовольственные товары?

 

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

ФАС России обращает внимание, что на территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Кроме того, большая часть непродовольственных товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.

Кто устанавливает цены на продукты питания?
 

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Законом о защите конкуренции.

Вместе с тем рынки услуг розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными.

При этом необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания в определенных условиях и на определенный срок. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Вместе с тем в настоящее время ФАС России совместно с органами государственной власти проводится комплекс мер по обеспечению оперативного мониторинга и контроля за состоянием товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также мер, направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в целях недопущения роста оптовых и розничных цен.

В рамках реализации указанных мер, в том числе, проводятся контрольные мероприятия, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров, применяются меры антимонопольного реагирования.

Разрешено ли торговым сетям открывать новые магазины?
12.04.18
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 ? 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговле). Вместе с тем превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пяти процентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.
От чего зависят цены на непродовольственные товары?
12.04.18
Показать ответСвернуть ответ
ФАС России обращает внимание, что на территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Кроме того, большая часть непродовольственных товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.
Кто устанавливает цены на продукты питания?
12.04.18
Показать ответСвернуть ответ
В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Законом о защите конкуренции. Вместе с тем рынки услуг розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными. При этом необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 ? 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания в определенных условиях и на определенный срок. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Вместе с тем в настоящее время ФАС России совместно с органами государственной власти проводится комплекс мер по обеспечению оперативного мониторинга и контроля за состоянием товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также мер, направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в целях недопущения роста оптовых и розничных цен. В рамках реализации указанных мер, в том числе, проводятся контрольные мероприятия, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров, применяются меры антимонопольного реагирования.
Распространяются ли положения статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) на договора поставки биологически активных добавок, продуктов детского и диетического питания, бутилированной питьевой воды, заключаемые хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность без организации торговой сети, а именно: оптовую торговлю лекарственными препаратами, биологически активными добавками, продуктами детского и диетического питания, бутилированной питьевой водой и иной продукцией, предусмотренной пунктом 7 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»?
04.07.17
Показать ответСвернуть ответ
Закон о торговле не предусматривает прямого исключения применения положений данного Федерального закона к отношениям, связанным с организацией и осуществлением деятельности аптечных организаций. Вместе с тем правовой статус аптечных организаций в Российской Федерации определяется, в том числе Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В настоящее время ведется работа по подготовке поправок в Закон о торговле в целях соответствующего урегулирования вопроса о прямом исключении деятельности аптечных организации из сферы применения Закона о торговле. По мнению ФАС России, в указанных условиях имеющейся неопределенности правового регулирования антимонопольными органами в отношении аптечных организаций не могут проводиться проверки, касающиеся соблюдения указанными организациями положений Закона о торговле. С учетом изложенного, ФАС России и территориальными органами не будут проводиться проверки, касающиеся соблюдения указанными организациями положений Закона о торговле, в том числе в части взаимоотношений поставщиков продовольственных товаров и аптечных организаций по продаже и приобретению продовольственных товаров (включая биологически активные добавки).
Почему растут цены на детские товары и детское питание?
04.07.17
Показать ответСвернуть ответ
Рынки услуг розничной торговли детским питанием и детскими товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными. В настоящее время не выявлены хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на указанных товарных рынках. Государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в соответствии в которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая концентраты). Таким образом, по вопросу регулирования цен на продукты питания для детей ФАС России рекомендует заявителям обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства. При этом, цены на детские непродовольственные товары согласно законодательству Российской Федерации не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцом самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения). Кроме того, большая часть непродовольственных детских товаров, реализуемая на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют. Также в настоящее время Министерством промышленности и торговли Российской Федерации реализуется «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года», которая направлена на: - создание условий для увеличения доли российских товаров для детей на рынке; - развитие инновационного и экспертного потенциала российских производителей детских товаров; - повышение доступности, безопасности и качества товаров для детей. ФАС России сообщает, что в случае наличия у заявителя информации о конкретных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны конкретных хозяйствующих субъектов и (или) органов государственной власти, заявитель может обратиться в антимонопольный орган с заявлением, соответствующим требованиям статьи 44 Закона о защите конкуренции и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленном порядке.
Когда будет введено государственное регулирование цен на продукты питания?
28.06.17
Показать ответСвернуть ответ
Согласно пункту 1 части 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания в определенных условиях и на определенный срок. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли. Учитывая изложенное, по вопросу регулирования торговой деятельности на территории Российской Федерации ФАС России рекомендует обращаться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (руководитель – Мантуров Денис Валентинович; адрес: 109074, г. Москва, Китайгородский пр-д, д. 7; тел.: 8 (495) 647-74-04; E-mail: info_admin@minprom.gov.ru).
Кто регулирует цены на продукты питания?
23.06.17
Показать ответСвернуть ответ
ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Вместе с тем рынки услуг розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными. При этом, необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания в определенных условиях и на определенный срок. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Вместе с тем ФАС России в настоящее время совместно с органами государственной власти проводится комплекс мер по обеспечению оперативного мониторинга и контроля за состоянием товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также мер, направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в целях недопущения роста оптовых и розничных цен. В рамках реализации указанных мер, в том числе проводятся контрольные мероприятия, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров применяются меры антимонопольного реагирования. ФАС России отмечает, что в случае наличия у заявителя информации о конкретных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны конкретных хозяйствующих субъектов и (или) органов государственной власти, заявитель может обратиться в антимонопольный орган с заявлением, соответствующим требованиям статьи 44 Закона о защите конкуренции и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленном порядке.
О росте цен на церковные услуги
19.05.17
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон о свободе совести) религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, а именно согласно пункту 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.  Пожертвования, которые производятся гражданами и организациями в связи с совершением церковных таинств и иных религиозных церемоний, являются добровольными взносами на нужды религиозных организаций. Граждане и организации самостоятельно определяют свои потребности в получении церковных услуг. В соответствии со статьей 4 Закона о свободе совести религиозные объединения отделены от государства, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит положениям Закона о свободе совести.
Почему растут цены на продукты питания?
01.04.15
Показать ответСвернуть ответ
Согласно пункту 1 части 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Рынки услуг розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными. В настоящее время ФАС России не выявлены хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на указанных товарных рынках. Также ФАС России обращает внимание, что на территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). При этом с 01.02.2010 по настоящее время Министерство экономического развития Российской Федерации предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары на территориях субъектов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации не вносило. В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ФАС России совместно c органами государственной власти проводится комплекс мер по обеспечению оперативного мониторинга и контроля за состоянием товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также мер, направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в целях недопущения роста оптовых и розничных цен. В рамках реализации указанных мер, в том числе, запланировано проведение контрольных мероприятий и применение мер антимонопольного реагирования при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о торговле на товарных рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Также на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru организована работа «горячих линий» для получения оперативной информации о фактах повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие. ФАС России совместно с территориальными органами в рамках компетенции начиная с 14.08.2014 осуществляет еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров. В перечень товаров, подлежащих мониторингу, включены говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), куры, рыба мороженная неразделанная, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки. Полученные сведения дают общее представление о ценовой ситуации, как в продуктовом, так и в региональном разрезе, на соответствующих товарных рынках. Отдельные факты могут служить основанием для начала проведения контрольных мероприятий со стороны антимонопольных органов, целью которых является выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства. По результатам проверок в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства предпринимаются соответствующие меры антимонопольного реагирования. В настоящее время по выявленным признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в ряде регионов Российской Федерации территориальными управлениями ФАС России возбуждены и рассматриваются более 20 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынках зерна, хлеба, муки, молока, масла подсолнечного, мяса кур, свинины, яйца куриного, сахара (так, например, Ставропольским УФАС России, Крымским УФАС России, Приморским УФАС России на рынке мяса кур, Томским УФАС России на рынке мяса свинины, Коми УФАС России, Ставропольским УФАС России на рынке хлеба, Пензенским УФАС России, Омским УФАС России на рынке сахара, Удмуртским УФАС России на рынке яйца куриного). Кроме того, территориальными управлениями ФАС России в соответствии с компетенцией, определенной Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», возбуждено более 70 дел. Также в настоящее время в целях выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях розничных торговых сетей в связи с повышением цен на социально значимые продовольственные товары ФАС России были направлены запросы в адрес крупнейших торговых сетей, а также в адрес Ассоциации компаний розничной торговли. По результатам анализа полученной информации, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, будут приняты меры антимонопольного реагирования.
Допустима ли ценовая надбавка на продовольственные товары в размере 15-25%?
01.04.15
Показать ответСвернуть ответ
Рынки услуг розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными. В настоящее время ФАС России не выявлены хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на указанных товарных рынках. Также ФАС России обращает внимание, что на территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). При этом с 01.02.2010 по настоящее время Министерство экономического развития Российской Федерации предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары на территориях субъектов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации не вносило. Дополнительно ФАС России сообщает, что повышение цен на продовольственные товары, как правило, обуславливается увеличением отпускных цен производителей, которые в свою очередь обосновывают их повышением стоимости топлива, коммунальных платежей, а также повышением стоимости сырья. При этом из анализа информации по формированию торговыми сетями розничных цен на социально значимые продовольственные товары следует, что торговая наценка торговых сетей в большинстве случаев не превышает 10%, а в некоторых случаях равна нулю. Учитывая изложенное, ФАС России считает установление фиксированной ценовой надбавки на продовольственные товары в размере 15-25 % нецелесообразным. Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли. В связи с этим, по вопросу регулирования торговой деятельности на территории Российской Федерации ФАС России рекомендует Вам обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Руководитель – Мантуров Денис Валентинович; адрес: 109074, г. Москва, Китайгородский пр-д, д. 7; тел.: 8 (495) 647-74-04; E-mail: info_admin@minprom.gov.ru).
Контролирует ли ФАС России рост цен на непродовольственные товары?
01.04.15
Показать ответСвернуть ответ
ФАС России обращает внимание, что на территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Кроме того, большая часть непродовольственных товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.
Куда следует сообщать о росте цен на детскую одежду и питание?
01.04.15
Показать ответСвернуть ответ
По вопросу повышения цен на детские товары ФАС России сообщает, что согласно законодательству Российской Федерации цены на детские товары не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцом самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения). Кроме того большая часть непродовольственных детских товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют. Также в настоящее время Министерством промышленности и торговли Российской Федерации реализуется «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года», которая направлена на: - создание условий для увеличения доли российских товаров для детей на рынке; - развитие инновационного и экспертного потенциала российских производителей детских товаров; - повышение доступности, безопасности и качества товаров для детей.   По вопросу роста цен на детское питание ФАС России сообщает, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты). Таким образом, по вопросу регулирования цен на продукты детского питания ФАС России рекомендует Вам обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь