Часто задаваемые вопросы

Поиск по ключевым словам

Необходимо ли предварительно согласовывать в соответствии с положениями и в порядке, установленном Законом № 57-ФЗ сделку по изменению косвенного контроля в размере ровно 50% в стратегическом обществе, которая планируется к осуществлению в рамках одной группы лиц, сформированной на основании статьи 9 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»?

19.04.24
Показать ответСвернуть ответ

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 57-ФЗ совершение сделок, иных действий, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, допускается при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок, действий в соответствии с Законом № 57-ФЗ, оформляемого уполномоченным органом (ФАС России).

Частью 4 статьи 4 указанного закона предусмотрено исключение, согласно которому не подлежат предварительному согласованию сделки с акциями (долями), составляющими уставный капитал стратегического общества и иные предусмотренные статьей 7 Закона № 57-ФЗ сделки в отношении такого хозяйственного общества в случае, если до совершения указанных сделок иностранный инвестор, который намеревается совершить сделку, прямо или косвенно распоряжается более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества.

Необходимо учитывать, что норма части 4 статьи 4 Закона № 57-ФЗ не распространяется на сделки с акциями (долями), составляющими уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, и на иные предусмотренные статьей 7 Закона № 57-ФЗ сделки в отношении хозяйственного общества, осуществляющего пользование участком недр федерального значения и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов (рыболовство).

Будет ли считаться иностранный инвестор, в уставном капитале которого иностранному государству принадлежит менее 50%, лицом, находящимся под контролем иностранного государства?

19.04.24
Показать ответСвернуть ответ

Частью 2.1 статьи 2 Закона № 57-ФЗ установлено, что понятие «контроль» и «контролирующее лицо» используются в тех же значениях, что и в статьях 3 и 5 данного закона, включая в себя, в том числе возможность иностранного государства непосредственно или через третьих лиц на основании договора или по иным основаниям, определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в том числе условия осуществления таким обществом предпринимательской деятельности.

В случае, если при совершении сделки, указанной в частях 1 – 4 статьи 7 Закона № 57-ФЗ, факт установления контроля заявителя или группы лиц, в которую входит заявитель, над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в том числе в соответствии с положениями части 2.1 статьи 5 Закона № 57-ФЗ, не является очевидным, заявитель вправе направить в уполномоченный орган (ФАС России) запрос о необходимости согласования такой сделки в соответствии с настоящим Федеральным законом с приложением документов, указанных в пунктах 2 – 5, 7 – 9 и 11 части 2 статьи 8 Закона № 57-ФЗ (часть 6 статьи 8 Закона № 57-ФЗ).

Верно ли утверждение о том, что правила части 2 статьи 14 Закона № 57-ФЗ не применяются и не влекут обязанность представления информации в уполномоченный орган в случае выхода гражданина Российской Федерации из гражданства иного государства (о приобретении которого ранее была предоставлена информация в порядке части 2 статьи 14 Закона № 57-ФЗ), отмены или аннулирования вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право гражданина Российской Федерации на постоянное проживание в иностранном государстве (о получении которых ранее была предоставлена информация в порядке части 2 статьи 14 Закона № 57-ФЗ)?

19.04.24
Показать ответСвернуть ответ

Частью 2 статьи 14 Закона № 57-ФЗ предусмотрена обязанность граждан Российской Федерации, приобретших иное гражданство, получивших вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, либо лиц, в отношении которых решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменено, лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, и иностранных граждан, ранее имевших гражданство Российской Федерации и оформивших выход из гражданства Российской Федерации, по представлению информации об указанных изменениях в уполномоченный орган (ФАС России) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2008 № 795, в случае, если указанные граждане или лица владеют 5 и более процентами акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, и при этом не осуществляют контроль над таким хозяйственным обществом.

Направление гражданином Российской Федерации информации в ФАС России о фактах утраты иного гражданства и (или) вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве, действующим законодательством не предусмотрено.

Требуется ли согласовывать установление контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в случае продления вида на жительство в иностранном государстве, которое было получено гражданином Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 28.04.2023 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 139-ФЗ)?

19.04.24
Показать ответСвернуть ответ

Законом № 139-ФЗ, вступившим в силу с 9 мая 2023 года, внесены изменения в пункт 5 части 2 статьи 3 Закона № 57-ФЗ, которым иностранным инвестором, в том числе признается гражданин Российской Федерации, получивший вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

В соответствии с общими принципами действия гражданского законодательства во времени, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Внесенные Законом № 139-ФЗ изменения, в том числе в пункт 5 части 2 статьи 3 Закона № 57-ФЗ не предусматривают установления переходных положений, касающихся ретроспективного действия норм данного закона.

Таким образом, в соответствии со статьей 2 Закона № 139-ФЗ положения подпункта «б» пункта 1 части 5 статьи 7 Закона № 57-ФЗ в части обязанности гражданина (граждан) Российской Федерации, осуществляющего (осуществляющих) контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и получившего (получивших) вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, подать ходатайство о согласовании установления контроля над таким хозяйственным обществом в порядке и срок, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, применяются к этому гражданину (гражданам) Российской Федерации после дня вступления в силу подпункта «б» пункта 2 статьи 1 Закона № 139-ФЗ.

По вопросу роста цен на мясо кур

10.04.24
Показать ответСвернуть ответ

По итогам проведенного в связи с изменением оптово-отпускных цен на куриное мясо ФАС России анализа и взаимодействия с крупнейшими производителями мяса кур производители уведомили антимонопольную службу о снижении отпускных цен на тушку бройлера.

В настоящее время добровольные обязательства по снижению отпускных цен при поставке продукции в торговые сети хозяйствующими субъектами соблюдаются. ФАС России также направила письма в торговые сети с рекомендацией соразмерно снижать розничные цены для потребителей и проводит мониторинг динамики цен, а также того, как снижение транслируется в розничной торговле. 

Кроме этого, с целью увеличения предложения мяса птицы на внутреннем рынке и снижения цен на него Правительством Российской Федерации принято постановление от 21.12.2023 № 2246, устанавливающее с 01.01.2024 тарифную льготу в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины на продукцию из отдельных видов мяса кур домашних, ввозимых с территории стран – членов Евразийского экономического союза. 

В настоящее время по предложению ФАС России добровольные обязательства по ограничению до 10 % наценок на отдельные позиции внутри каждой категории всех социально значимых продовольственных товаров (включая мясную продукцию) соблюдают следующие торговые сети федерального уровня: «Пятерочка», «Перекресток», «Слата», «Красный Яр», «Покупочка», «ПокупАЛКО», «Га-га», «Виктория», «Виктория Квартал», «Дешево», «Магнит», «Дикси», «Бристоль».

В субъектах Российской Федерации распространяются положительные практики ответственного ценообразования торговых сетей федерального уровня. Инициатива поддержана большим количеством торговых сетей регионального уровня и магазинами несетевой торговли. С августа 2023 года добровольные обязательства по ограничению наценок до 5 % на ряд социально значимых продовольственных товаров (включая мясо птицы) взяли на себя также все региональные торговые сети, входящие в Союз независимых сетей России (торговые сети в 24 субъектах Российской Федерации). 

Кроме того, в настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2023 № 662 «О случаях допустимости соглашений, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с хозяйствующими субъектами в целях стабилизации цен на товары» в ряде регионов органами государственной власти субъектов Российской Федерации заключаются соглашения с хозяйствующими субъектами, направленные на стабилизацию цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости.

По вопросу роста цен на яйцо куриное

10.04.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением отдельных случаев, при которых может вводиться временное регулирование цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости.

По поручению Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти принимается комплекс мер по стабилизации цен на социально значимые продукты питания.

ФАС России усилен контроль за ценообразованием на рынках продовольственных товаров. На официальных сайтах ФАС России и всех ее территориальных органов организованы «горячие линии» для сообщений о фактах повышения цен на товары, опубликована актуальная информация о каналах приема обращений граждан по вопросам изменения цен товаров и их наличия.

Цены на яйцо куриное формируются в соответствии с сезонностью спроса: снижение в летний период и последующий рост в осенне-зимний период. По данным Росптицесоюза, рост цен связан с высоким спросом на куриное яйцо как на самый доступный источник животного белка. Вместе с тем по результатам проведенного анализа ценовой ситуации на рынке яйца куриного антимонопольные органы в отношении ряда производителей возбудили дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, ФАС России предложила крупнейшим торговым сетям рассмотреть возможность добровольно снизить собственные наценки на все категории яиц куриных. В настоящее время по предложению ФАС России добровольные обязательства по ограничению до 10 % наценок на отдельные позиции внутри каждой категории всех социально значимых продовольственных товаров (включая яйца куриные) соблюдают следующие торговые сети федерального уровня: «Пятерочка», «Перекресток», «Слата», «Красный Яр», «Покупочка», «ПокупАЛКО», «Га-га», «Виктория», «Виктория Квартал», «Дешево», «Магнит», «Дикси», «Бристоль». Также к инициативе по ограничению наценок на отдельные позиции яиц куриных присоединились торговые сети «Верный», «Глобус» и «Азбука вкуса».

В субъектах Российской Федерации распространяются положительные практики ответственного ценообразования торговых сетей федерального уровня. Инициатива поддержана большим количеством торговых сетей регионального уровня и магазинами несетевой торговли. С августа 2023 года добровольные обязательства по ограничению наценок до 5 % на ряд социально значимых продовольственных товаров (включая яйца куриные) взяли на себя также все региональные торговые сети, входящие в Союз независимых сетей России (торговые сети в 24 субъектах Российской Федерации).

Кроме того, в настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2023 № 662 «О случаях допустимости соглашений, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с хозяйствующими субъектами в целях стабилизации цен на товары» в ряде регионов органами государственной власти субъектов Российской Федерации заключаются соглашения с хозяйствующими субъектами, направленные на стабилизацию цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости.

В целях оказания методологической поддержки ФАС России направлены региональным органам власти Рекомендации о возможности и параметрах заключения органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство, оптовую и (или) розничную торговлю яйцом куриным. В регионах, в которых хозяйствующими субъектами заключены соглашения по яйцу куриному, в настоящее время фиксируется снижение цен на данный продукт.

Дополнительно ФАС России сообщает, что Правительством Российской Федерации принимаются меры по сдерживанию роста цен на яйцо куриное. В частности, создаются условия для обеспечения ввоза яйца куриного из других стран.

Кроме того, в целях проверки фактов необоснованного роста цен на яйцо куриное ФАС России в настоящее время проводит проверки крупнейших торговых сетей на предмет соблюдения ими запретов, установленных антимонопольным законодательством. По результатам проверок в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства ведомством незамедлительно будут приняты меры антимонопольного реагирования.

Правомерно ли изменение условий договора аренды имущества в связи с произведёнными кадастровыми работами?

10.04.24
Показать ответСвернуть ответ

В силу статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее − Закон о защите конкуренции) антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается в том числе на Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих предмет договора, размер арендной платы и другие существенные условия договора, у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ).
Таким образом, изменение существенных условий договора аренды, заключенного по результатам торгов, является нарушением требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные условия согласованы в момент заключения договора на торгах (пункт 8 статьи 448 ГК РФ).
При этом в судебной практике выработан следующий подход: внесение изменений в договор аренды не изменяет предмет договора аренды, если не было передано новых помещений, а изначально переданные арендатору помещения остались в его владении (постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.09.2018 № Ф05-13930/2018 по делу № А40 11404/2018).
В этой связи ФАС России полагает, что повторное проведение торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества в случае изменения площади имущества не требуется, если в совокупности выполняются следующие условия:
документацией об аукционе предусматривалось право арендатора на проведение кадастровых работ в отношении объекта аренды;
проведение таких работ не связано с изменением внешних границ объекта аренды, а также не влечёт передачу новых площадей.
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, в рассматриваемой ситуации изменение условия о площади объекта в договоре в связи с произведёнными кадастровыми работами не будет являться нарушением антимонопольного законодательства в случае, если возможность проведения кадастровых работ была предусмотрена документацией об аукционе, а также если проведение таких кадастровых работ не привело к изменению внешних границ объекта аренды и не повлекло передачу арендатору новых площадей.

Какой максимальный срок действия договора аренды государственного (муниципального) имущества при заключении такого договора на новый срок?

10.04.24
Показать ответСвернуть ответ

Правила заключения договоров аренды государственного (муниципального) имущества на новой срок (в том числе изначально заключенных на срок менее одного года по результатам торгов) установлены частями 9-11 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
По смыслу пункта 2 части 1 статьи 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при заключении договора аренды на новый срок минимальный срок, на который перезаключается договор, должен составлять не менее чем три года.
Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
При этом положения части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не устанавливают максимальный срок, на который может быть перезаключен такой договор.
Учитывая изложенное, срок действия договора аренды государственного (муниципального) имущества в случае его перезаключения определяется сторонами договора самостоятельно с учетом положений пункта 2 части 9 статьи 17.1 Закон о защите конкуренции.

Возможно ли заключить договор аренды на новый срок с арендатором, если он надлежащим образом исполнил свои обязанности, без проведения торгов на основании пункта 9 статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции»?

10.04.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по истечении срока договора аренды муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Кроме того, в силу части 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 указанной статьи, за исключением следующих случаев:
1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;
2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.
Учитывая изложенное, заключение договора аренды муниципального имущества на новый срок может быть осуществлено без проведения торгов на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при условии, что договором не установлен запрет на его заключение на новый срок и предельный срок действия договора не ограничен законодательством, а также при отсутствии оснований для отказа арендатору в таком заключении, предусмотренных частью 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

 

Какая продукция, поставляемая по государственному оборонному заказу, должна проходить процедуру государственной регистрации в ФАС России?

15.03.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с подпунктом «б» пункта 115 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 ФАС России осуществляет регистрацию цен на товары, включенные в перечни продукции по государственному оборонному заказу и поставляемые по государственному оборонному заказу единственными поставщиками.

При этом обращается внимание, что цены на работы и услуги в ФАС России не регистрируются.

Перечень продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 976-р (далее ‒ Перечень).

Пунктом 2 Положения установлено, что единственным поставщиком является поставщик продукции по государственному оборонному заказу, закупка у которого осуществляется в соответствии с пунктами 2, 7 или 56 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В этой связи отмечается, что необходимость осуществления регистрации цен в ФАС России возникает в случае одновременного соблюдения обоих условий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 115 Положения.

Если цена определена с применением затратного метода, может ли она превышать цену, рассчитанную с применением актуальных индексов-дефляторов Минэкономразвития России?

15.03.24
Показать ответСвернуть ответ

Пунктом 15 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 установлено, что при применении затратного метода цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли.

При этом пунктом 19 Положения предусмотрено, что плановые затраты на поставку (включая производство) продукции в рамках затратного метода могут определяться путем индексации расходов по статьям затрат с применением соответствующих индексов на плановый период в случае отсутствия иных данных, позволяющих определить объем расходов по соответствующей статье затрат в плановом периоде.

Вместе с тем нормами Положения не установлено конкретных ограничений на размер (величину) обоснованного и документально подтвержденного увеличения цены продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, за исключением случаев формирования цены на такую продукцию методом индексации базовой цены или методом индексации по статьям базовых затрат с применением установленных индексов.

Обращается внимание, что частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта.

Какие документы должны быть представлены от потенциальных поставщиков головному исполнителю на рыночную продукцию в случае использования метода сравнимой цены?

15.03.24
Показать ответСвернуть ответ

Выбор метода определения цены на продукцию осуществляется исполнителем на этапе формирования цены на поставляемую продукцию в соответствии с порядком применения методов, предусмотренным разделом II Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465.

В соответствии с пунктом 13 Положения метод сравнимой цены применяется в случае, если не применим метод анализа рыночных индикаторов, но при этом на соответствующем рынке товаров, работ, услуг обращается сравнимая продукция, либо в случае, если уполномоченными государственными или муниципальными органами утверждены в установленном порядке соответствующие тарифы (цены) на рассматриваемую продукцию.

Порядок применения метода сравнимой цены установлен пунктом 14 Положения, в соответствии с подпунктом «а» которого цена на продукцию определяется на уровне, не превышающем цену на сравнимую продукцию с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию. При применении метода сравнимой цены проводится анализ информации о ценах на сравнимую продукцию с учетом условий поставки, ограничений в отношении выбора источников сведений о ценах на сравнимую продукцию Положением не установлено.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 37 Положения в случае применения метода сравнимой цены помимо документов, предусмотренных подпунктами «а» – «в» указанного пункта, представляются сведения о предлагаемой цене на продукцию, пояснительные материалы в произвольной форме, обосновывающие выбор сравнимой продукции для определения цены на планируемую к поставке продукцию, сведения о цене на сравнимую продукцию с соответствующими пояснительными материалами в произвольной форме, расчеты и обоснования цены на планируемую к поставке продукцию в произвольной форме.

Применяется ли метод индексации базовой цены при определении цены на продукцию, цена на которую не подлежит регистрации в ФАС России?

15.03.24
Показать ответСвернуть ответ

Применение метода индексации базовой цены (в том числе в отношении продукции, поставляемой по контрактам в рамках кооперации головного исполнителя) осуществляется в случае соблюдения условий, установленных пунктом 21 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465, при наличии определенной базовой цены единицы продукции.

При этом определение базовой цены единицы продукции, по мнению ФАС России, должно быть зафиксировано сторонами государственного контракта (контракта), в том числе посредством указания об этом в условиях договора, заключенного в письменной форме, либо путем использования форм обосновывающих документов (форма № 1 приложения № 5 к приказу ФАС России от 16.12.2022 № 995/22).

Обращается внимание, что Положением не установлено ограничений на формирование базовой цены в отношении продукции, цена на которую не подлежит регистрации в ФАС России.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, в случае формирования цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя, с применением метода индексации базовой цены, состав предложения о цене головного исполнителя должен включать в себя в том числе комплект документов, обосновывающих базовую цену на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя.

В каких случаях исполнитель по государственному оборонному заказу вправе не представлять расчетно-калькуляционные материалы головному исполнителю, использующему при определении цены затратный метод?

15.03.24
Показать ответСвернуть ответ

При направлении предложения о цене (прогнозной цене) продукции, поставляемой в рамках кооперации головного исполнителя, организация представляет обосновывающие документы в объеме документов, предусмотренных пунктом 37 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465, в зависимости от используемого метода определения цены на поставляемую продукцию в случаях, указанных в абзацах с пятого по восьмой подпункта «г» пункта 37 Положения.

Вместе с тем частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.

Обращается внимание, что статьей 14.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление исполнителем или лицом, для которого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа заключение контракта обязательно, по запросу головного исполнителя предложения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу (в том числе обосновывающих такую цену документов) либо информации, подлежащей представлению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

 

Особенности применения Положения в случае поставки продукции исполнителем, входящим в кооперацию

15.03.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с подпунктом «д» пункта 6 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 государственное регулирование цен осуществляется в том числе в отношении сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, указанной в подпунктах «а» – «г» пункта 6 Положения, – в части применения положений, предусмотренных разделами II, III, IV Положения.

Разделом II Положения определены методы определения цены на продукцию, приоритизация их применения, а также требования к составу обосновывающих документов (расчетно-калькуляционных материалов), направляемых при представлении предложений о цене продукции, в зависимости от используемого метода определения цены на продукцию.

Обращается внимание, что выбор метода определения цены на продукцию осуществляется исполнителем на этапе формирования цены в соответствии с порядком применения методов, предусмотренным разделом II Положения, вне зависимости от метода определения цены на продукцию, применяемого головным исполнителем.

При направлении предложения о цене (прогнозной цене) продукции, поставляемой в рамках кооперации головного исполнителя, организация представляет обосновывающие документы в объеме документов, предусмотренных пунктом 37 Положения, в зависимости от используемого метода определения цены на поставляемую продукцию в случаях, указанных в абзацах с пятого по восьмой подпункта «г» пункта 37 Положения.

Порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, установлен разделом IV Положения.

Согласно пункту 58 раздела IV Положения при определении цены на продукцию методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям базовых затрат, порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, установленный пунктами 54 – 56 Положения, не применяется.

Таким образом, ограничение плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя, применяется при определении цены на такую продукцию затратным методом и методом индексации по статьям базовых затрат.

Вместе с тем в случае если организацией, входящей в кооперацию головного исполнителя государственного контракта, поставляются сырье, материалы, покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты), специальное оборудование и (или) иная продукция для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, не подпадающей под перечень, поименованный в подпунктах «а» – «г» пункта 6 Положения, а также продукции, планируемой к закупке путем использования конкурентных способов определения поставщиков, указанной в пункте 8 Положения, то при определении начальной (максимальной) цены контракта либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» а также нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение.

Может ли лицо, сообщившее или заявившее о наличии события административного правонарушения, ознакомиться с информацией о ходе рассмотрения дела об административном правонарушении (ознакомиться с материалами дела)?

23.01.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Рассмотрение обращений об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). Знакомиться со всеми материалами дела об административных правонарушениях могут только лица, перечисленные в главе 25 КоАП, в частности, физическое лицо, признанное должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, потерпевшим.

В ином случае с результатами рассмотрения материалами дела об административном правонарушении можно ознакомиться на сайте ФАС России в сети «Интернет» по адресу: https://br.fas.gov.ru/.

О применении индексов-дефляторов при ценообразовании на продукцию, поставляемую в рамках гособоронзаказа

23.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Порядок применения индексов и индексов-дефляторов установлен приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 № 190 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической̆ деятельности, а также иных показателей̆ в составе прогноза социально-экономического развития Российской̆ Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

Актуальные показатели прогноза социально-экономического развития Российской̆ Федерации до 2025 года, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, доведены письмом Минэкономразвития России от 28.09.2022 № 36804-ПК/ДОЗи.

Учитывая изложенное, индекс цен (индекс-дефлятор), указанный̆ в пунктах 2.1, 2.2 формы представления антимонопольному органу информации о факте повышения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, утверждённой̆ приказом ФАС России от 17.06.2019 № 772/19, должен соответствовать актуальным индексам и индексам-дефляторам.

Может ли индивидуальный предприниматель быть исполнителем гособоронзаказа?

23.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Согласно статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон об оборонном заказе) исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу, — это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Таким образом, ограничения для участия индивидуальных предпринимателей в качестве исполнителей в поставках продукции по государственному оборонному заказу Законом об оборонном заказе не установлены.

Почему региональный оператор выставляет плату за ТКО без заключения со мной договора?

21.01.24
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Исключений для городов федерального значения в этой части действующим законодательством не предусмотрено.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регламентирован Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее — Правила № 1156).

На основании Правил № 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) Правил № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Где можно получить информацию о гарантирующей организации, в которую следует обращаться заявителю для заключения договоров холодного водоснабжения и (или) водоотведения?

21.01.24
Показать ответСвернуть ответ

Пунктом 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила № 644), определено, что договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами
и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 29.07.2013 № 645.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом № 416-ФЗ (пункт 4.3 часть 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).

Учитывая изложенное, с целью получения информации о гарантирующей организации, в которую следует обращаться заявителям для заключения договоров холодного водоснабжения и (или) водоотведения, необходимо направлять запрос в орган местного самоуправления.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь