Часто задаваемые вопросы

Поиск по ключевым словам

Могут ли заказчики при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме по критерию «Квалификация участников закупки» требовать в качестве подтверждения опыта представление только государственных (муниципальных) контрактов/государственных (муниципальных) договоров?

18.06.21
Показать ответСвернуть ответ

По мнению ФАС России, заказчику при установлении в конкурсной документации порядка оценки заявок по критерию опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, в соответствии с Постановлением № 1085 необходимо предусмотреть возможность представления в качестве подтверждения наличия опыта как государственных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, так и договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При этом, по мнению ФАС России, применение в оценке заявок критерия о наличии у участников закупки опыта исполнения только государственных контрактов, заключенных в соответствии с Законом                              о контрактной системе, может привести к ограничению конкуренции.

 

 

Могут ли заказчики при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме по критерию «Квалификация участников закупки» требовать опыт исполненных контрактов в каком-то конкретном регионе?

18.06.21
Показать ответСвернуть ответ

Использование в порядке оценки критериев о наличии опыта выполнения работ на определенной территории тождественно созданию преимущественных условий определенным участникам.

Таким образом, действия заказчиков при использовании в порядке оценки критериев, дающих преимущество отдельным участникам путем оценки опыта выполнения работ на определенной территории,                                         не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.

Может ли заказчик в качестве оценки требовать опыт исполнения контрактов (договоров) без применения к ним неустойки (штрафов, пеней)?

18.06.21
Показать ответСвернуть ответ

Наличие штрафных санкций, по мнению ФАС России, не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки опыта. В связи с этим установление требования о наличии опыта исполнения контрактов без применения к ним неустойки (штрафов, пеней) является избыточным.

Могут ли заказчики при проведении открытого конкурса в электронной форме в качестве подтверждения квалификации участника требовать контракты и договоры, по которым нужно предоставить все дополнительные соглашения и все приложения к ним?

18.06.21
Показать ответСвернуть ответ

Заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупках в соответствии  с Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Постановление № 1085).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, подпункту «б» пункта 27 Постановления № 1085 показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки» может быть показатель «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (далее — «Опыт участника закупки»).

При этом требование о предоставлении в качестве подтверждения показателя «Опыт участника закупки» копии исполненного контракта                          по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема со всеми приложениями и дополнительными соглашениями является избыточным и неправомерным, поскольку наличие (отсутствие) указанных сведений и документов не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки требуемого опыта.

По мнению ФАС России, в качестве документов, подтверждающих исполнение контракта (договора) могут быть, например, товарные накладные, акты выполненных работ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и др.

Прошу разъяснить порядок исполнения предписания, выданного Комиссией ФАС России

18.06.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе предписание содержит указание на конкретные действия, которые должны совершить субъекты контроля для устранения указанного нарушения.

Исходя из положений пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания об устранении нарушений, выдаваемые контрольным органом в сфере закупок, обязательны для исполнения.

Учитывая изложенное, субъектам контроля в целях исполнения предписания необходимо совершить указанные в нем действия в срок, установленный таким предписанием.

Возможно ли ознакомиться с материалами дела после рассмотрения жалобы/обращения Комиссией ФАС России?

18.06.21
Показать ответСвернуть ответ

Возможность ознакомления с материалами дела после рассмотрения Комиссией ФАС России жалобы/обращения не предусмотрена положениями Закона о контрактной системе.

Возможно ли продлить срок подписания контракта по результатам электронной процедуры?

18.06.21
Показать ответСвернуть ответ

Порядок и сроки подписания проекта контракта победителем электронной процедуры установлены статьей 83.2 Закона о контрактной системе. При этом Закон о контрактной системе не содержит положений, позволяющих победителю электронного аукциона подписать проект контракта в ином порядке и по истечении сроков, установленных статьей 83.2 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем в случае невозможности подписания проекта контракта в связи с неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля победитель процедуры вправе обжаловать такие действия (бездействие) субъектов контроля в порядке и сроки, установленные главой 6 Закона о контрактной системе.

Можно ли досрочно исключить информацию об участнике
из Реестра недобросовестных поставщиков?

18.06.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 9 статьи 104 от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон                             о контрактной системе) и пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информация                      о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренная частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, исключается из Реестра
по истечении 2 лет с даты ее включения в Реестр, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до истечения указанного срока на основании решения суда, в том числе о признании незаконным или недействительным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и (или) недействительным решения контрольного органа в сфере закупок о включении информации                                      о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.

Таким образом, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает иных оснований для исключения сведений из Реестра, кроме как истечение двухлетнего срока, либо принятие судом соответствующего решения.

Прошу предоставить информацию о наличии или отсутствии сведений в отношении участника в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

18.06.21
Показать ответСвернуть ответ

Сведения о размещении информации об участнике закупки в Реестре могут быть получены любым лицом самостоятельно в единой информационной системе в сфере закупок — www.zakupki.gov.ru, в разделе «Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 Обязан ли организатор торгов в извещении о проведении аукциона указывать все виды разрешенного использования земельного участка, которые содержатся в правилах землепользования и застройки?

16.06.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, о начальной цене предмета аукциона.

Согласно пункту 14 статьи 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или в не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.

Вместе с тем, победитель торгов самостоятельно выбирает вид разрешенного использования, указанный в извещении, из предусмотренных правилами землепользования и застройки.

Таким образом, земельным законодательством установлен порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обязательный к исполнению для организатора торгов.

Нарушение указанного порядка является неправомерным, может повлечь ограничение, недопущение, устранение конкуренции и рассматриваться антимонопольным органом как нарушение антимонопольного законодательства.

 

 

Порядок подачи жалобы заявителем по признакам нарушения порядка заключения концессионного соглашения, заключаемого с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения.

 

16.06.21
Показать ответСвернуть ответ

Нарушение процедуры проведения торгов при заключении концессионных соглашений подлежит обжалованию в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»                    (далее -  Закон о защите конкуренции) с соблюдением требований, предъявляемых к жалобе указанной статьей.

В случае обжалования не процедуры проведения торгов, а порядка заключения концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора до момента принятия решения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения или решения о заключении концессионного соглашения, такая жалоба подлежит рассмотрению в порядке Главы 9 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. Федеральный антимонопольный орган вправе рассматривать указанное дело независимо от места совершения нарушения либо места нахождения или места жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы.

Об изменении условий договора аренды земельного участка, заключенного по результатам торгов.

16.06.21
Показать ответСвернуть ответ

К таким условиям, как правило, относятся условия о предмете, сроке договора, размере арендной платы.

При подготовке разъяснений ФАС России ориентируется на следующие нормы законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При этом изменение сторонами условий договора, заключенного по результатам обязательных процедур допускается в пределах, установленных пунктом 8 статьи 448 ГК РФ. В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 448 ГК РФ условия такого договора могут быть изменены, если таковые не имели существенное значение для определения цены на торгах.

По мнению ФАС России, изменение условий о предмете, размере арендной платы и сроке договора имеют существенное значение для определения цены на торгах и влекут изменение круга заинтересованных в заключении договора аренды лиц.

Согласно позиции, изложенной в пункте 41 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», если договор изменен настолько, что это влияет на условия, представляющие существенное значение, например, для определения цены договора, и имеются достаточные основания полагать, что в случае изначального предложения договора на измененных условиях состав участников был бы иным и (или) победителем могло быть признано другое лицо, то действия сторон по изменению договора могут быть квалифицированы как обход требований антимонопольного законодательства.

При этом ФАС России обращает внимание при даче подобных разъяснений на то, что вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства может быть сделан антимонопольным органом по результатам сбора и анализа доказательств в ходе рассмотрения заявления или материалов, исходя из конкретных обстоятельств, сведений и документов, имеющихся на момент принятия такого решения.

Среди такого рода вопросов отдельно следует отметить те, которые касаются условий договоров аренды земельных участков, изменение которых прямо запрещено законами.

Следует обратить внимание на статью 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ).

Статьей 39.8 ЗК РФ определены особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

При этом указанной статьей ЗК РФ в зависимости от ситуации предусмотрены обязательные для исполнения арендатором требования.

Согласно пункту 17 статьи 39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.

По мнению ФАС России, установление в ЗК РФ запрета на изменение вида разрешенного использования обусловлено существенным влиянием данного условия на определение цены на торгах, а также на изменение круга заинтересованных в заключении договора аренды лиц.

Правомерна ли передача прав и обязанностей арендатора публичного земельного участка, возникшим из заключенного на торгах договора, третьему лицу?

16.06.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законам.

Согласно пункту 2 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Таким образом, нормы земельного законодательства являются специальными и имеют приоритетное значение по отношению к нормам гражданского законодательства при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

В соответствии с пунктом 7 статьи 448 ГК РФ если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 22 ЗК РФ арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лиц, в том числе внести арендные права земельного участка в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 указанной статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.

С учетом изложенного, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды, в том числе заключенному по результатам торгов, третьему лицу при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 22 ЗК РФ.

На балансе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения имеется особо ценное движимое имущество (автомобиль), приобретенный за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности учреждения. Имущество учреждения находится на праве оперативного управления. Каким образом возможно реализовать (продать) данный автомобиль: путем проведения торгов (публичная процедура), либо прямая продажа по договору купли-продажи в соответствии с Гражданским кодексом РФ?

16.06.21
Показать ответСвернуть ответ

Согласно пункту 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

При этом в настоящее время обязанность проведения торгов по отчуждению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Отмечаем, что статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти и исполняющих их функции организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом отчуждение государственного имущества конкретному лицу без проведения конкурентных процедур создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права.

Вместе с тем отчуждение государственного имущества бюджетным учреждением на конкурентной основе, то есть путем проведения торгов, позволяет обеспечить равный доступ всех заинтересованных в приобретении прав в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Таким образом, при отчуждении имущества, принадлежащего Учреждению на праве оперативного управления, ФАС России рекомендует проводить торги в порядке, предусмотренном Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

 

Высокая цена/рост цен на продовольственные товары

16.06.21
Показать ответСвернуть ответ

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору)в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков(подрядчиков, исполнителей).

В рамках своих полномочий ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Вместе с тем, рынки розничной торговли продуктами питания являются конкурентными с большим количеством участников.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, как оптовые, так и розничные цены на потребительские товары не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее —Закон о торговле).

Согласно части 4 статьи 8 Закона о торговле государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами и в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В свою очередь государственное регулирование цен на продовольственные товары в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

В настоящее время в связи со сложившейся ситуацией с потребительскими ценами на социально значимые продовольственные товары, по поручению Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти предпринимается комплекс мер по снижению и пресечению необоснованного роста цен на социально значимые продукты питания.

В свою очередь, ФАС России поручила территориальным органам усилить контроль за ценообразованием на рынках социально значимых продовольственных товаров.

В случае выявления повышения цен совместно с органами прокуратуры соответствующих субъектов Российской Федерации будут проводиться внеплановые проверки как оптовых поставщиков продовольственных товаров, так и розничных сетей.

При выявлении нарушений будут применены меры антимонопольного и прокурорского реагирования.

В случае наличия информации о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе в части недопущения, ограничения, устранения конкуренции, заявление должно быть представлено в антимонопольный орган в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Определение расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).

16.06.21
Показать ответСвернуть ответ

Пункт 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133, определяет случаи, в которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов.

Установление единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее соответственно – Основы ценообразования № 484 и Правила регулирования № 484), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).

В силу пункта 17 Правил регулирования № 484 уполномоченный орган тарифного регулирования обязан проводить экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов.

В соответствии с пунктами 12 и 16 Основ ценообразования № 484 и пунктом 22 Правил регулирования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, а расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг) по завышенным ценам и в завышенных объемах, а также экономически необоснованные расходы исключаются.

В соответствии с пунктами 91 и 95 Методических указаний № 1638/16 на второй и последующие годы действия соглашения при расчете единого тарифа регионального оператора осуществляется индексация собственных расходов регионального оператора, включающих расходы на транспортирование ТКО, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16 производится корректировка необходимой валовой выручки на очередной период регулирования в связи с возмещением ранее неучтенных экономически обоснованных расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.

 

Установления тарифов на горячую воду в открытых системах теплоснабжения.

16.06.21
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Законом о теплоснабжении, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

В силу пункта 19.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) – это технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.

Согласно пункту 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), подлежат регулированию.

Частью 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении и пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), определено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Установление регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), осуществляется органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее – орган регулирования) в порядке, предусмотренном разделом IV Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила регулирования).

В связи с тем, что Правилами регулирования не предусмотрен отдельный порядок принятия органом регулирования решения о корректировке тарифов, открытие дел о корректировке установленных долгосрочных тарифов осуществляется в соответствии с положениями раздела IV Правил регулирования.

Частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении закреплены полномочия органов регулирования, к числу которых отмена принятых ими решений об установлении тарифов в отношении регулируемых организаций не относится.

В соответствии с частью 9 статьи 29 Закона о теплоснабжении с 1 января 2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается.

Исходя из вышеизложенного, тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), установленные регулируемым организациям на 2022 и последующие годы, не подлежат корректировке и применению с 1 января 2022 года.

Вместе с тем Правилами регулирования не установлены ограничения по установлению (корректировке) тарифов в связи с запретом на использование с 1 января 2022 года централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения.

В случае если мероприятия по переводу абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), на закрытую систему горячего водоснабжения не реализованы, тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) на 2022 и последующие годы устанавливаются и корректируются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования и Правилами регулирования.

Различие в стоимости на один и тот же вид коммунальных услуг в разных регионах.

16.06.21
Показать ответСвернуть ответ

Различие в стоимости услуг регулируемых организаций обусловлено разницей в объёмах реализации коммунальных услуг потребителям, уровнях энергоёмкости установленного оборудования, степени изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.

Так, на размер тарифов на тепловую энергию значительное влияние оказывают затраты, связанные с видом используемого топлива (стоимость жидкого и твердого топлива выше стоимости природного газа), загрузка котельных, а также способ выработки тепловой энергии (если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом, т.е. электрическими станциями в режиме одновременной выработки электрической и тепловой энергии (мощности), то себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже, что также влияет на размер тарифа).

Различия в стоимости услуг организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, обусловлены объемами реализации услуг по водоснабжению и водоотведению, территориальным расположением объектов водоснабжения и водоотведения, протяженностью и степенью изношенности водопроводных сетей и сетей водоотведения, технологическими особенностями работы очистных сооружений и другими факторами.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

16.06.21
Показать ответСвернуть ответ

Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – плата за ОДН);

взнос на капитальный ремонт;

плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, за отведение сточных вод, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами и рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации, региональному оператору в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (далее – регулируемые тарифы).

ФАС России обращает внимание, что уровень стоимости жилищных услуг не подлежит государственному регулированию (за исключением минимального размера взноса на капитальный ремонт, который устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и платы за ОДН, которая рассчитывается по регулируемым тарифам), а определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, либо органами управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом.

Для собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение о выборе способа управления таким домом, размер платы за содержание жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления.

 

 

Каков порядок действий теплоснабжающих и теплосетевых организаций при отсутствии технической возможности подключения (дефицита мощности на источнике тепла и пропускной способности тепловой сети)?

16.06.21
Показать ответСвернуть ответ

Правила подключения (технологического присоединения)к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787 (далее — Правила № 787), определено, что заявитель может обратиться в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к системе теплоснабжения без предварительного получения технических условий подключения. При этом в данном случае заявителем должна быть определена необходимая подключаемая нагрузка (пункт 14 Правил № 787).

В соответствии с пунктом 16 Правил № 787 в случае отсутствия технической возможности подключения исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на подключение к системе теплоснабжения направляет заявителю письмо с предложением выбрать один из следующих вариантов подключения:

подключение будет осуществлено за плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке;

подключение будет осуществлено после внесения необходимых изменений в инвестиционную программу исполнителя и в соответствующую схему теплоснабжения.

Важно отметить, что согласно пункту 17 Правил № 787 техническая возможность подключения существует при одновременном наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя, и резерва тепловой мощности источников тепловой энергии.

Порядок действий теплоснабжающей или теплосетевой организации при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) заявителя вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения и при отсутствии в утвержденной инвестиционной программе мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность такого подключения, установлен частями 5-7 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ.

Указанный порядок предполагает, что при отсутствии технической возможности подключения заявителя регулируемая организация инициирует внесение изменений в инвестиционную программу, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 16 Правил № 787.

Согласно пунктам 9, 10 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ(за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410, инвестиционная программа содержит мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения.

С учетом изложенного, если заявителем подана заявка о подключении к системе теплоснабжения, и при этом отсутствует техническая возможность подключения к системе теплоснабжения, регулируемая организация обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердившие схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта с приложением заявки на подключение.

 

Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь