Вопросы и ответы

Поиск по ключевым словам

Какие требования установлены к содержанию и срокам подачи жалобы на признаки нарушения закона о рекламе?

03.05.18
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Документы на иностранных языках представляются с приложением нотариально заверенного их перевода на русский язык.

В заявлении должны содержаться:

- наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя - физического лица);

- наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству Российской Федерации о рекламе;

- описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления, полностью или в части противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе, или указание на стороны и обстоятельства заключения договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе с приложением имеющихся доказательств;

- требования заявителя.

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.

Антимонопольный орган рассматривает заявление, поданное в соответствии с настоящими Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий 1-го месяца со дня его поступления.

В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на 1 месяц, письменно уведомив о таком решении заявителя.

Планируется ли освобождение малого бизнеса от проверок ФАС России?

23.04.18
Показать ответСвернуть ответ

В законодательстве для картелей, в отличие от иных антиконкурентных соглашений, нет иммунитетов от антимонопольного преследования. ФАС России не преследует добросовестный малый бизнес. Как правило, компании, формально отвечающие критериям малого или среднего бизнеса, выступают в картелях прикрытием для крупных и реальных участников картелей. Наиболее явно это видно в случаях сговоров на торгах. Следовательно для того, чтобы восстановить конкуренцию и позволить участвовать добросовестным участникам в торгах, необходимо преследовать такие компании.

Что представляют собой сговоры на торгах?
23.04.18
Показать ответСвернуть ответ
Пункт 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции содержит запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Таким образом, сговор на торгах - один из видов картеля. При этом общепризнано, что картель - самое общественно опасное нарушение антимонопольного законодательства. Ведь от сговоров на торгах страдают не только интересы конечных потребителей, но причиняется значительных ущерб бюджетам государственных и муниципальных заказчиков. Более 85% картелей, которые раскрываются антимонопольными органами в последние годы - это сговоры на торгах. Сговор на торгах - это чаще всего соглашение между конкурентами об условиях участия на торгах, которое реализуется следующим образом: 1) посредством ограничения участия в процедуре торгов. В данном случае конкуренты соглашаются воздержаться от участия в торгах или готовы отозвать свое предложение, чтобы победил определенный участник; 2) путем подачи неконкурентоспособного предложения. Конкуренты соглашаются подать предложение с заведомо проигрышной ценой или неприемлемыми условиями, чтобы победил определенный участник. Если Вы заказчик, и Вам кажется, что на организованных Вами торгах появился картель, то оцените поведение таких участников на наличие признаков картеля. К таким признакам относятся: - Большинство торгов выигрывает одна и та же компания; - Ряд компаний выигрывают торги по очереди; - Минимальное число участников торгов; - Участники торгов хорошо осведомлены о конкурентах и их предложениях; - Минимальное снижение начальной цены; - Неявка участников торгов на процедуру торгов; - Присутствие на торгах участников, ни разу не заявивших своего предложения; - Отличие цен на торгах от рыночной цены. В случае если Ваши опасения подтверждаются, то поспешите обратится в ФАС России с соответствующим заявлением.
Какие требования установлены законодательством Российской Федерации о рекламе по факту распространения на интернет-сайтах, или в социальных сетях рекламы?
16.04.18
Показать ответСвернуть ответ
Согласно статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещённая на официальных сайтах компаний, а также на официальных страницах таких компаний в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются. Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте или на странице в социальных сетях информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.
Является ли размещенная в лифте дома реклама наружной рекламой и кто осуществляет контроль за ее распространением?
16.04.18
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» под наружной рекламой понимается реклама, распространенная с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного, предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Вместе с тем реклама, размещаемая внутри зданий, в том числе, внутри многоквартирных домов, не подпадает под понятие наружной рекламы. Одновременно сообщаем, что Федеральным законом «О рекламе» не установлено специальных требований и ограничений к рекламе, размещаемой в лифтах многоквартирных домов. Однако реклама, размещаемая в лифтах многоквартирных домов, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе статьей 5 Федерального закона «О рекламе», а также требованиям, предъявляемым главой 3 Федерального закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров. Дополнительно следует обратить внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, в том числе, лифты. При этом, согласно положениям статьи 264 ГК РФ распоряжение общим имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех ее участников. Таким образом, по мнению специалистов ФАС России, при размещении рекламы в многоквартирных домах, в том числе, в лифтах многоквартирных домов, необходимо получить разрешение собственников имущества на размещение данной рекламы. В случае если размещение рекламы внутри многоквартирного дома осуществлено без согласия собственников помещений в многоквартирном доме, последние вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Какие требования установлены к содержанию и срокам подачи жалобы на признаки нарушения закона о рекламе?
16.04.18
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Документы на иностранных языках представляются с приложением нотариально заверенного их перевода на русский язык. В заявлении должны содержаться: - наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя - физического лица); - наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству Российской Федерации о рекламе; - описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления, полностью или в части противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе, или указание на стороны и обстоятельства заключения договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе с приложением имеющихся доказательств; - требования заявителя. В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства. Антимонопольный орган рассматривает заявление, поданное в соответствии с настоящими Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий 1-го месяца со дня его поступления. В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на 1 месяц, письменно уведомив о таком решении заявителя.
Обязан ли банк-депозитарий, выпустивший депозитарные расписки (Depositary Receipts) или иные ценные бумаги банка-депозитария, удостоверяющие права их владельцев в отношении акций иностранной организации (такие ценные бумаги банка-депозитария далее - ДР), получать согласие на приобретение (для целей выпуска ДР) более 50% голосующих акций иностранной организации, которая в свою очередь владеет 100% голосующих акций хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, если в соответствии с условиями ДР банк-депозитарий осуществляет права голоса по акциям иностранной организации в соответствии с инструкциями, полученными от владельцев ДР, и не вправе осуществлять такие права голоса по собственному усмотрению, являясь по сути номинальным держателем таких акций в интересах владельцев ДР.
16.04.18
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 7 Закона № 57-ФЗ к сделкам, подлежащим предварительному согласованию в соответствии с указанным законом, относятся, в том числе сделки (за исключением сделок в отношении акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения), в результате совершения которых иностранный инвестор или группа лиц приобретает, в том числе право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение. Кроме того, согласно статье 14 Закона № 57-ФЗ иностранные инвесторы или группа лиц обязаны представлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в уполномоченный орган информацию о приобретении пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, а также о совершении сделок, иных действий, решение о предварительном согласовании которых принято в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, в случае, если банк-депозитарий, являющийся иностранным инвестором в понимании Закона № 57-ФЗ, планирует совершить сделку по приобретению от 5 до 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, банку-депозитарию необходимо подать уведомление о совершении соответствующей сделки, а в случае приобретения более 50% - ходатайство о согласовании соответствующей сделки вне зависимости от того будет ли такой банк-депозитарий после совершения соответствующих сделок иметь возможность осуществлять соответствующие приобретенные права, в том числе право голоса, по собственному усмотрению.
Каким образом должна быть соблюдена «предварительная» процедура согласования сделки по выбытию одного участника, имеющего российское гражданство, из Общества в случае направления этим участником Заявления о добровольном выходе из Общества, в результате чего иностранный инвестор (второй участник, имеющий иное гражданство) приобретает право косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, а так же наделяется правом назначать единоличный исполнительный орган?
16.04.18
Показать ответСвернуть ответ
Исходя из данной ситуации, иностранный инвестор (далее — участник № 1) остается единственным участником стратегического общества (доля участия в капитале общества — 50%) ввиду добровольного выхода из состава участников общества другого участника — гражданина Российской Федерации, которому принадлежат оставшиеся 50% капитала общества (далее — участник № 2). В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона № 57-ФЗ в случае, если установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над стратегическим обществом осуществлено в результате изменения соотношения голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества, на общем собрании его акционеров (участников) вследствие приобретения таким хозяйственным обществом, перехода к нему или выкупа им собственных акций (долей, составляющих его уставный капитал), распределения принадлежащих такому хозяйственному обществу долей среди его участников, конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции и по иным предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям, иностранный инвестор или группа лиц обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля в порядке, предусмотренном данным законом, в срок, не превышающий трех месяцев со дня установления контроля над таким хозяйственным обществом. Порядок подачи ходатайства о согласовании установления контроля на основании положений части 5 статьи 7 Закона № 57-ФЗ определен в статьи 8 данного закона. В то же время, если участник № 2 планирует продать свою долю в капитале стратегического общества в размере 50% участнику № 1, такая сделка потребует предварительного согласования в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 7 Закона № 57-ФЗ. Таким образом: • если участник № 1 приобретает долю участника № 2, то данная сделка подлежит предварительному согласованию в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 7 Закона № 57-ФЗ; • если доля участника № 2 в капитале стратегического общества переходит к самому обществу, участнику № 1 необходимо подать ходатайство о согласовании установления контроля в соответствии с частью 5 статьи 7 Закона № 57-ФЗ.
Входит ли хозяйствующий субъект в кооперацию головного исполнителя после получения денежных средств по договору поставки с отдельного счета?
13.04.18
Показать ответСвернуть ответ
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона об оборонном заказе исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем. В соответствии с пунктом 4.1 статьи 3 Закона об оборонном заказе в кооперацию головного исполнителя входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями Наличие факта получения денежных средств с отдельного счета в порядке оплаты продукции, поставляемой по контракту в целях исполнения государственного оборонного заказа, является основанием считать, что хозяйствующий субъект входит в кооперацию головного исполнителя.

Вопрос определения предельного уровня рентабельности (прибыли) для исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу.

13.04.18
Показать ответСвернуть ответ
Государственное регулирование цен в соответствии с пунктом 6 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 (далее — Положение), осуществляется в отношении: а) продукции, включенной в утверждаемые в установленном порядке перечни продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен; б) продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте «а» настоящего пункта; в) российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками); г) работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа; д) сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, указанной в подпунктах «а» - «г» настоящего пункта, - в части применения положений, предусмотренных разделами II, III и IV Положения. В соответствии с пунктом 54 Положения при определении цены на продукцию, указанную в пункте 6 Положения, с применением затратного метода в соответствии с разделом II Положения размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены на указанную продукцию не может превышать 1 процент плановых привнесенных затрат и 20 процентов плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции при выполнении условий, предусмотренных пунктом 55 Положения. В случае если рассчитанная величина плановой рентабельности (прибыли) не соответствует условиям, предусмотренным пунктом 55 настоящего Положения, ее величина принимается равной минимально допустимому уровню, обеспечивающему выполнение соответствующего условия. В случае обоснования головным исполнителем государственного контракта (потенциальным головным исполнителем при определении прогнозной цены на продукцию) необходимости направления части прибыли от поставки продукции на развитие производства для эффективного выполнения государственных контрактов (контрактов) на поставку продукции, в том числе для снижения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, плановая рентабельность (прибыль) в части, определяемой при расчетах цены на продукцию исходя из плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) указанной продукции, устанавливается в размере до 25 процентов этих затрат. При этом размер плановой рентабельности (прибыли) в части, определяемой при расчетах цены на продукцию исходя из привнесенных затрат, не может превышать 1 процент этих затрат. Конкретные размеры плановой рентабельности (прибыли) в этом случае определяются государственным заказчиком по согласованию с соответствующим отраслевым органом с учетом участия головного исполнителя в реализации инвестиционных проектов. Следует учитывать, что величина определяемой в соответствии с пунктом 54 Положения плановой рентабельности (прибыли) в составе цены на продукцию, планируемую к поставке головным исполнителем (исполнителем) государственного контракта (контракта), не может быть менее 5 процентов плановых собственных затрат головного исполнителя (исполнителя) на поставку (включая производство) этой продукции, а для головного исполнителя в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 процентов и более, - менее 5 процентов себестоимости продукции (пункт 55 Положения). При этом согласно пункту 58 Положения при определении цены на продукцию методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям затрат, порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, установленный пунктами 54 - 57 Положения, не применяется. В соответствии с пунктом 57 Положения в случае если в результате выполнения государственного контракта (контракта) на поставку продукции, указанной в пункте 6 Положения, или его этапов фактическая прибыль организации превысила величину плановой рентабельности (прибыли), учтенную в составе цены государственного контракта (контракта), сформированной при его заключении в соответствии с установленным порядком, за счет проведения мероприятий по снижению затрат на поставку (включая производство) продукции (снижению трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, сокращению расходов на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), совершенствованию технологии, управления и других мероприятий, оформленных документально), и при этом условия государственного контракта (контракта) выполнены надлежащим образом и в полном объеме, а также соблюдены требования законодательства о государственном оборонном заказе, фактическая прибыль не ограничивается величиной плановой рентабельности (прибыли), принятой в цене государственного контракта (контракта). Учитывая изложенное, ФАС России отмечает, что ограничения по размеру рентабельности, установленные пунктами 54 – 56 Положения применяются только к величине плановой рентабельности (прибыли) в составе цены, рассчитанной затратным методом или методом индексации по статьям затрат. В отношении фактической прибыли организации по результатам исполнения государственного контракта (контракта) следует руководствоваться пунктом 57 Положения.
Что в Законе об оборонном заказе понимается под «соответствующим товарным рынком»?
13.04.18
Показать ответСвернуть ответ
В рамках рассмотрения заявлений, материалов, а также дел о нарушении пункта 2 части 3 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон об оборонном заказе), под «соответствующим товарным рынком» следует понимать сферу обращения товара, в отношении которого усматриваются признаки установления экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены. Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Определение продуктовых, географических границ товарных рынков может осуществляться в соответствии с положениями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» с учетом особенностей положений Закона об оборонном заказе.
Разрешено ли торговым сетям открывать новые магазины?
12.04.18
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 ? 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговле). Вместе с тем превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пяти процентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.
От чего зависят цены на непродовольственные товары?
12.04.18
Показать ответСвернуть ответ
ФАС России обращает внимание, что на территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Кроме того, большая часть непродовольственных товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.
Кто устанавливает цены на продукты питания?
12.04.18
Показать ответСвернуть ответ
В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Законом о защите конкуренции. Вместе с тем рынки услуг розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными. При этом необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 ? 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания в определенных условиях и на определенный срок. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Вместе с тем в настоящее время ФАС России совместно с органами государственной власти проводится комплекс мер по обеспечению оперативного мониторинга и контроля за состоянием товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также мер, направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в целях недопущения роста оптовых и розничных цен. В рамках реализации указанных мер, в том числе, проводятся контрольные мероприятия, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров, применяются меры антимонопольного реагирования.
Кто следит за качеством оказания медицинской помощи?
12.04.18
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 ? 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В рамках данной Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 ? 1492 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и статье 81 Федерального закона от 21.11.2011 ? 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Таким образом, по вопросам, связанным с организацией оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, оказываемая медицинскими организациями, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту его проживания.
Куда обращаться по вопросу роста цен на медицинские изделия?
12.04.18
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 ? 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с частью 2.1 статьи 80 Закона об основах охраны здоровья граждан предельные отпускные цены производителей на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2016 ? 2229-р, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам на указанные медицинские изделия подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование цен на медицинские изделия, не включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Законом о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара. Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная: 1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара; 2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения. В случае роста цены на медицинские изделия Федеральная антимонопольная служба рекомендует обратиться в ФАС России или в соответствующий территориальный антимонопольный орган по месту проживания заявителя с письменным заявлением, указав точное наименование, производителя, количество в потребительской упаковке, приобретенного им медицинского изделия, а также наименование и адрес аптеки, в которой было приобретено медицинское изделие. Дополнительно ФАС России сообщает, что в случае наличия у гражданина информации о конкретных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны конкретных хозяйствующих субъектов и (или) органов государственной власти, он может обратиться в антимонопольный орган с заявлением, соответствующим требованиям статьи 44 Закона о защите конкуренции и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 ? 339, которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленном порядке.
По вопросу роста цен на лекарственные препараты ФАС России сообщает следующее.
12.04.18
Показать ответСвернуть ответ
Оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Законом об обращении лекарственных средств. В соответствии со статьей 60 Закона об обращении лекарственных средств государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется, в том числе посредством утверждения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – Перечень ЖНВЛП), государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 ? 2323-р утвержден Перечень ЖНВЛП на 2018 год. Государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 ? 434 «О региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». Государственное регулирование розничных цен на лекарственные препараты, не включенные в Перечень ЖНВЛП, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара. Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная: 1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара; 2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения. В случае роста цены на лекарственный препарат Федеральная антимонопольная служб рекомендует обратиться в ФАС России или в соответствующий территориальный антимонопольный орган по месту Вашего проживания с письменным заявлением, указав точно международное непатентованное наименование, торговое наименование, форму выпуска и производителя приобретенного лекарственного препарата, а также наименование и адрес аптеки, в которой был приобретен лекарственный препарат. Дополнительно ФАС России сообщает, что в случае наличия у Вас информации о конкретных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны конкретных хозяйствующих субъектов и (или) органов государственной власти, Вы можете обратиться в антимонопольный орган с заявлением, соответствующим требованиям статьи 44 Закона о защите конкуренции и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 ? 339, которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленном порядке.
Кто контролирует цены на лекарства?
12.04.18
Показать ответСвернуть ответ
Оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Законом об обращении лекарственных средств. В соответствии со статьей 60 Закона об обращении лекарственных средств государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется, в том числе посредством утверждения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – Перечень ЖНВЛП), государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 ? 2323-р утвержден Перечень ЖНВЛП на 2018 год. Государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 ? 434 «О региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». В соответствии с пунктом 2 Положения о региональном государственном контроле, предметом регионального государственного контроля является соблюдение объектом контроля при реализации лекарственных препаратов требований части 2 статьи 63 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» по применению цен, уровень которых не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену, и размера оптовой надбавки и (или) размера розничной надбавки, не превышающих соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации. Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют региональный государственный контроль за применением организациями оптовой и розничной торговли цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП на территории субъекта Российской Федерации. В случае наличия в деятельности конкретного хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговлю лекарственными средствами, нарушения порядка реализации лекарственных препаратов предусмотренных частью 2 статьи 63 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», необходимо обращаться в орган, осуществляющий региональный государственный контроль в субъекте Российской Федерации. Государственное регулирование розничных цен на лекарственные препараты, не включенные в Перечень ЖНВЛП, законодательством Российской Федерации не предусмотрено
Как формируется отпускная цена на лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – Перечень ЖНВЛП), приобретенный организациями до включения его в Перечень ЖНВЛП?
12.04.18
Показать ответСвернуть ответ
Позиция ФАС России по вопросу формирования отпускной цены на лекарственный препарат, который не был включен в Перечень ЖНВЛП в 2017 году, но включен в Перечень ЖНВЛП в 2018 году, изложена в письме ФАС России от 28.02.2018 ? РП/13254/18, которое размещено на официальном сайте ФАС России (http://fas.gov.ru/) в разделе «Направления деятельности» — «Тарифное регулирование» — «Лекарственные средства» — «Разъяснения», публикация от 28.02.2018. В соответствии с пунктом 4 статьи 61 Закона об обращении лекарственных средств не допускаются реализация и отпуск лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, на которые производителями лекарственных препаратов не зарегистрирована предельная отпускная цена, реализация и отпуск производителями лекарственных препаратов по ценам, превышающим зарегистрированные предельные отпускные цены на лекарственные препараты. В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, в случае, если лекарственный препарат, был приобретен организациями оптовой и (или) розничной торговли лекарственными препаратами до 1 января 2018 года по цене, превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену производителя, организациям оптовой торговли и (или) организациям розничной торговли лекарственными препаратами необходимо произвести переоценку указанного лекарственного препарата с соблюдением норм, предусмотренных пунктом 2 статьи 63 Закона об обращении лекарственных средств. По вопросу составления в вышеуказанном случае организациями оптовой торговли и (или) организациями розничной торговли лекарственными препаратами Протокола согласования цен ФАС России сообщает следующее. В соответствии с пунктом 6 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 ? 865, реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии Протокола согласования цен, составленного по форме согласно приложению, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в такой перечень на момент их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями. Таким образом, законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность организации оптовой торговли лекарственными препаратами предоставлять другим организациям оптовой и розничной торговли лекарственными препаратами информацию о фактической отпускной цене производителя лекарственного препарата, реализованного (поставленного) этим организациям до включения этого лекарственного препарата в Перечень ЖНВЛП. Вместе с тем, организации оптовой торговли и (или) организации розничной торговли лекарственными препаратами, закупившие лекарственный препарат до включения этого лекарственного препарата в Перечень ЖНВЛП на 2018, составляют Протокол согласования цен при его реализации. В случае, если указанный лекарственный препарат приобретен организацией оптовой торговли и (или) организацией розничной торговли у производителя лекарственных препаратов, в графе «Фактическая отпускная цена, установленная производителем, без НДС (рублей)» указывается фактическая отпускная цена производителя лекарственного препарата, не превышающая зарегистрированную предельную отпускную цену производителя. В случае, если указанный лекарственный препарат приобретен организацией оптовой торговли и (или) организацией розничной торговли у другой организации оптовой торговли, в графе «Фактическая отпускная цена, установленная производителем, без НДС (рублей)» указывается цена приобретения лекарственного препарата этой организацией, не превышающая зарегистрированную предельную отпускную цену производителя. По мнению ФАС России, формирование отпускной цены на лекарственный препарат организацией оптовой торговли и (или) организацией розничной торговли лекарственными препаратами в указанном случае должно осуществляться исходя из цены, указанной в соответствии с вышеизложенным в графе «Фактическая отпускная цена, установленная производителем, без НДС (рублей)» с соблюдением норм, предусмотренных пунктом 2 статьи 63 Закона об обращении лекарственных средств.

Как формируется отпускная цена на лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – Перечень ЖНВЛП), если он приобретен организациями оптовой торговли и организациями розничной торговли лекарственными препаратами до внесения изменений в Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, в части снижения цены на соответствующий лекарственный препарат?

12.04.18
Показать ответСвернуть ответ

Позиция ФАС России по вопросу формирования отпускной цены на лекарственный препарат, включенный Перечень ЖНВЛП, приобретенный организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность до внесения изменений в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, изложена в письме ФАС России от 21.02.2017 ? АК/10696/17, которое размещено на официальном сайте ФАС России (http://fas.gov.ru/) в разделе «Направления деятельности» - «Тарифное регулирование» - «Лекарственные средства» - «Разъяснения», публикация от 06.03.2017. В силу части 2 статьи 63 Федерального закона от 12.04.2010 ? 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации. То есть формирование отпускной цены на лекарственный препарат, включенный в Перечень ЖНВЛП, организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, поставлено в зависимость от фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов, а также от размера оптовых надбавок, примененных предшествующими организациями оптовой торговли, участвующими в цепи реализации соответствующего лекарственного препарата. В связи с изложенным, процесс реализации лекарственного препарата, включенного в Перечень ЖНВЛП, в контексте рассмотрения вопроса о том, какая отпускная цена производителя лекарственного препарата должна учитываться организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (фактическая отпускная цена, установленная производителем лекарственных препаратов на момент реализации данного лекарственного препарата, либо цена, указанная в Реестре цен после внесения соответствующих изменений в Реестр цен), следует рассматривать как одно единое правоотношение, начинающееся с реализации производителем лекарственного препарата, включенного в Перечень ЖНВЛП, и заканчивающееся реализацией данного лекарственного препарата конечному потребителю. Исходя из общеправового принципа действия закона во времени, правовые нормы распространяются на правоотношения, возникшие после введения в действие данных норм. К правоотношениям, возникшим до введения правовой нормы в действие, соответствующая норма не применяется. Соответственно, на процесс реализации лекарственного препарата, включенного в Перечень ЖНВЛП, распространяются правовые нормы, действующие в момент начала данного процесса, а именно – в момент реализации лекарственного препарата, включенного в Перечень ЖНВЛП, производителем. В силу абзаца 1 части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Согласно части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Таким образом, при формировании отпускной цены на лекарственный препарат, приобретенный у производителя до внесения изменений в Реестр цен в части снижения предельной отпускной цены на соответствующий лекарственный препарат, организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, учитывается фактическая отпускная цена производителя.

Наверх