Часто задаваемые вопросы

Поиск по ключевым словам
Какие расходы нельзя включаться в тарифы ЖКХ?
31.10.19
Показать ответСвернуть ответ
Исчерпывающий перечень экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, которые учитываются при расчете тарифов на тепловую энергию, воду, водоотведение и услугу обращения с твердыми коммунальными отходами, определен отраслевыми основами ценообразования, утвержденными Правительством РФ (постановления Правительства РФ №1073 от 22.10.2012, №406 от 13.05.2013, №484 от 30.05.2016). К экономически обоснованным расходам организаций относятся производственные расходы, в том числе расходы на оплату труда, ремонты, материалы, амортизацию, энергетические ресурсы и топливо (то есть расходы, непосредственно связанные с производством коммунального ресурса), а также так называемые внереализационные расходы, в том числе сбытовые расходы, и инвестиционные расходы, в том числе расходы, связанные с привлечением заемных средств. Следует отметить, что указанные расходы включаются в состав тарифа только в размере, подтвержденном обосновывающими документами. Тарифы на вышеуказанные коммунальные ресурсы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с отраслевыми основами ценообразования. Следует особо отметить, что на федеральном уровне предусмотрен механизм ограничения роста совокупного платежа граждан за набор коммунальных услуг. С целью недопущения включения необоснованных расходов при установлении тарифов ЖКХ ФАС России на постоянной основе проводит мониторинг и проверочные мероприятия принятых субъектами РФ тарифных решений. Также ФАС России активно работает в направлении мониторинга изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в субъектах (с целью предотвращения нарушения допустимых пределов ее роста). При выявлении нарушений со стороны органов власти субъектов РФ ФАС России выдает обязательные для исполнения предписания об их устранении. К наиболее распространенным выявленным ФАС России нарушениям можно отнести: отсутствие необходимого экономического обоснования расходов, включение в тариф не предусмотренных Основами ценообразования расходов (в том числе комиссия за сбор платежей, проведение рекламных кампаний и пр.).
По вопросу о форме предоставления сертификата СТ-1.
18.10.19
Показать ответСвернуть ответ
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов. Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Вместе с тем, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе применяются с учетом положений нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующий запрет или ограничение. Указанными нормативными правовыми актами может быть установлен перечень и виды документов, которые предоставляются участниками закупки в составе заявок в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, в целях применения нормативного правового акта, устанавливающего запрет или ограничение на допуск товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств. В отдельных случаях нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующий запрет или ограничение на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотрено, что подтверждением страны происхождения товара является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе все необходимые документы для участия в электронном аукционе направляются участником такого аукциона оператору электронной площадки в электронной форме, в том числе документы о соответствии участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. При этом Законом о контрактной системе и подзаконными нормативными правовыми актами не установлена обязанность участника закупки предоставлять заверенную производителем копию сертификата о происхождении товара. На основании изложенного, заказчик не вправе требовать от участника закупки заверенную производителем копию сертификата о происхождении товара, а также не вправе отклонять заявку такого участника в связи с тем, что копия сертификата СТ-1 не заверена производителем.
По вопросу о предоставлении недостоверной информации, содержащейся в документах, предоставленных участником конкурса в соответствии с Законом о контрактной системе.
18.10.19
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе. Комиссия проверяет заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком конкурсе, в отношении закупаемых товаров (работ, услуг) и самостоятельно принимает решение о соответствии заявки участника закупки требованиям Закона о контрактной системе, документации о закупки, извещению о проведении конкурса на основании имеющихся сведений. Таким образом, в случае обнаружения комиссией в предоставленных в составе заявки документах недостоверной информации, в том числе в документах, которые предоставлены для целей оценки в соответствии с подпунктом 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, то заявка такого участника закупки подлежит отклонению. Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность членов комиссии проверять достоверность представленных участником закупки в составе своей заявки сведений.
По вопросу об установлении исключительно согласия в первой части заявки при проведении закупок работ по капитальному ремонту
18.10.19
Показать ответСвернуть ответ
В связи с необходимостью разъяснений и приведения к единообразию правоприменительной практики по вопросу установления требований к составу заявки при осуществлении закупки на проведение работ по капитальному ремонту ФАС России сообщает следующее. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства в документации о закупке должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программноаппаратных средств электронной площадки). Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в соответствии с градостроительным законодательством в рамках подготовки проектной документации по капитальному ремонту заказчиком самостоятельно утверждаются отдельные разделы проектной документации, в том числе может быть подготовлена только смета. Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства заказчик обязан применять положения пункта 8 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в связи с чем заказчик имеет право требовать от участника закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе исключительно согласие.
Применение положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции к физическим лицам
22.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок предоставления государственного и муниципального имущества во владение и (или) пользование. При этом положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не содержат прямого изъятия в отношении предоставления такого имущества физическим лицам. Вместе с тем согласно части 1 статьи 3 и пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции указанный закон регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, то есть соперничеством хозяйствующих субъектов, к которым относятся организации, предприниматели и физические лица, осуществляющие деятельность, приносящую доход. Физическое лицо, не осуществляющее деятельность, приносящую доход, не относится к хозяйствующим субъектам в понимании Закона о защите конкуренции. Таким образом, предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование физическому лицу, не являющемуся хозяйствующим субъектом, не преследующее цели введения данного имущества в дальнейший оборот, не попадает под действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем если в период владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, полученным без торгов физическим лицом, не имеющими статуса хозяйствующего субъекта, такое физическое лицо начнет осуществлять деятельность, приносящую доход, или получит статус индивидуального предпринимателя, орган государственной власти или орган местного самоуправления, который принял решение о передаче имущества без проведения торгов, должен принять меры по прекращению прав владения и (или) пользования данным имуществом указанным лицом.
Об осуществлении сотрудниками финансовых организаций действий по взысканию просроченной задолженности
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением действий по взысканию просроченной задолженности, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Общие правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, предусмотрены главой 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), а также включенными в государственный реестр юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Как предусмотрено статьей 28.3 КоАП, протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.57 КоАП, составляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, которым в соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) (место нахождения: Российская Федерация, 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 16/5, стр. 1, тел. (495) 620-65-39, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://fssprus.ru/). Государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, размещен на официальном сайте ФССП России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic/). При этом в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющий постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.cbr.ru/). Таким образом, в случае нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности коллекторами или кредиторами (за исключением кредитных организаций), необходимо обращаться в ФССП России с соответствующим заявлением, приложив к нему копии всех необходимых для его рассмотрения документов и (или) предоставив иные доказательства. В случае, если нарушение допускают кредиторы, являющиеся кредитными организациями, необходимо обращаться в Банк России. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Таким образом, в случае нарушения гражданских прав, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд.
Что делать при осуществлении кредиторами или коллекторами взыскания задолженности по кредиту третьих лиц, оформленному без согласия заемщика, мошенническим путем?
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением кредиторами или коллекторами взыскания просроченной задолженности по кредиту третьих лиц, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, функции по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, а также противодействию преступности и охране собственности осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) (место нахождения: Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 16, тел. 8 (495) 667 72-64), официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://мвд.рф/). В случае наличия соответствующих оснований полагать, что среди совершенных в отношение гражданина действий имело место хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (то есть имело место мошенничество в той или иной форме, ответственность за которое предусмотрена статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации), необходимо обратиться с соответствующим заявлением в МВД России, приложив к такому заявлению копии всех необходимых для его рассмотрения документов и иные доказательства. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите (займе)) отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора, регулируются Законом о потребительском кредите (займе). Порядок заключения договора потребительского кредита (займа) определен в соответствии со статьей 7 Закона о потребительском кредите (займе). Согласно части 1 статьи 16 Закона о потребительском кредите (займе) надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований Закона о потребительском кредите (займе) осуществляет Банк России (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.cbr.ru/). В случае наличия оснований полагать, что действиями каких-либо лиц нарушены требования Закона потребительском кредите (займе), необходимо обратиться в Банк России с соответствующим заявлением. В случае наличия оснований полагать, что соответствующие противоправные действия совершались в том числе с использованием персональных данных гражданина, необходимо учитывать следующую информацию. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). В соответствии со статьей 6 указанного закона обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (место нахождения: Российская Федерация, 109074, г. Москва, Китайгородский пр., д.7, стр.2, тел. (495) 983-33-93, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://rkn.gov.ru/). По вопросам, связанным с осуществлением какими-либо лицами обработки персональных данных с нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных, необходимо обратиться в Роскомнадзор. В настоящее время правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств, регулируются Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), а также включенными в государственный реестр юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Как предусмотрено статьей 28.3 КоАП, протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.57 КоАП, составляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, которым в соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) (место нахождения: Российская Федерация, 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 16/5, стр. 1, тел. (495) 620-65-39, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://fssprus.ru/). Государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, размещен на официальном сайте ФССП России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic/). При этом в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющий постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России. Таким образом, в случае нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности коллекторами или кредиторами (за исключением кредитных организаций), необходимо обращаться в ФССП России с соответствующим заявлением, приложив к нему копии всех необходимых для его рассмотрения документов и (или) предоставив иные доказательства. В случае, если нарушение допускают кредиторы, являющиеся кредитными организациями, необходимо обращаться в Банк России. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Таким образом, в случае нарушения гражданских прав, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд.
Будут ли входить в одну группу лиц управляющая компания паевого инвестиционного фонда и хозяйственные общества, входящие в состав паевого инвестиционного фонда, по акциям/долям которых управляющая компания паевого инвестиционного фонда имеет право голосовать (распоряжаться) при условии, что в таком паевом инвестиционном фонде сформирован инвестиционный комитет и осуществление управляющей компанией права голоса (распоряжения) по акциям/долям указанных хозяйственных обществ осуществляется только при наличии предварительного одобрения инвестиционного комитета паевого инвестиционного фонда?
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее – Закон об инвестиционных фондах) имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона об инвестиционных фондах управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам. Вместе с тем, подпунктом 2 пункта 1 статьи 17.1 Закона об инвестиционных фондах установлено, что правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, могут предусматривать необходимость одобрения инвестиционным комитетом (всеми либо несколькими владельцами инвестиционных паев или назначенными ими физическими лицами) сделок за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и (или) действий, связанных с осуществлением прав участника хозяйственного общества, акции или доли которого составляют этот фонд. При этом, согласно пункту 6 статьи 17.1 Закона об инвестиционных фондах указанными правилами должны быть определены сделки и (или) действия, которые требуют одобрения, порядок их одобрения, порядок формирования инвестиционного комитета и порядок принятия им решений, а также согласно пункту 6.1 статьи 17.1 Закона об инвестиционных фондах в инвестиционный комитет не могут входить управляющая компания, ее должностные лица и работники или назначенные ею лица. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) группой лиц признается хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства). Вместе с тем, исходя из норм Закона о защите конкуренции, основание, по которому лицо владеет или распоряжается контрольным пакетом акций (долей), не имеет значения с точки зрения антимонопольного законодательства. Это может быть владение на основании полномочий, полученных от других лиц, когда лицо имеет возможность фактически распоряжаться голосами, приходящимися на акции (доли), которыми оно владеет. Важное значение в этой связи имеет то, кто фактически принимает решения о распоряжении голосами по акциям (долям). Так, если доверительный управляющий вправе голосовать переданным в управление пакетом акций (долей), превышающим 50% от общего числа голосующих акций (долей) хозяйственного общества (товарищества, партнерства), только по инструкциям учредителя управления, то группу с обществом (товариществом, партнерством) будет составлять учредитель управления, если же доверительный управляющий имеет дискрецию в том, как голосовать переданным ему пакетом акций (долей), то в группу будет входить именно он. Таким образом, в случае, если управляющая компания вправе самостоятельно определять, как именно голосовать пакетом акций (долей), превышающим 50% от общего числа голосующих акций (долей) хозяйственного общества, входящего в состав паевого инвестиционного фонда, управляющая компания будет входить с хозяйственным обществом в одну группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. В случае, если управляющая компания не вправе самостоятельно голосовать по указанным акциям (долям) хозяйственного общества и фактически голосует согласно решению инвестиционного комитета, такая управляющая компания не будет входить в одну группу лиц с хозяйственным обществом по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. При этом, в одну группу лиц с хозяйственным обществом будут входить лица, которые фактически принимают решения о распоряжении голосами по акциям (долям) такого хозяйственного общества.
Что делать в случае поступления угроз от коллекторов?
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с неправомерным поведением лиц, осуществляющих взыскание просроченной задолженности, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, функции по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, а также противодействию преступности и охране собственности осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) (место нахождения: Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 16, тел. 8 (495) 667 72-64), официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://мвд.рф/). В случае наличия соответствующих оснований полагать, что среди совершенных действий в адрес гражданина или адрес родственников гражданина какими-либо лицами, имела место угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, и при том имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (то есть совершались действия, предусмотренные статьей 119 Уголовного кодекса Российской Федерации), необходимо обратиться с соответствующим заявлением в МВД России, приложив к такому заявлению копии всех необходимых для его рассмотрения документов и иные доказательства. Общие правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, предусмотрены главой 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), а также включенными в государственный реестр юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Как предусмотрено статьей 28.3 КоАП, протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.57 КоАП, составляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, которым в соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) (место нахождения: Российская Федерация, 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 16/5, стр. 1, тел. (495) 620-65-39, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://fssprus.ru/). Государственный реестр размещен на официальном сайте ФССП России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic/). При этом в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющий постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.cbr.ru/). Таким образом, в случае нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, коллекторами или кредиторами (за исключением кредитных организаций), необходимо обращаться в ФССП России с соответствующим заявлением, приложив к нему копии всех необходимых для его рассмотрения документов и (или) предоставив иные доказательства. В случае, если нарушение допускают кредиторы, являющиеся кредитными организациями, необходимо обращаться в Банк России. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Таким образом, в случае нарушения гражданских прав, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд.
Что делать, если на мое имя мошенники оформили кредит (займ)?
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с незаконным заключением кредитного договора, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, функции по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, а также противодействию преступности и охране собственности осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) (место нахождения: Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 16, тел. 8 (495) 667 72-64), официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://мвд.рф/). В случае наличия соответствующих оснований полагать, что среди совершенных в отношение гражданина действий имело место хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (то есть имело место мошенничество в той или иной форме, ответственность за которое предусмотрена статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации), необходимо обратиться с соответствующим заявлением в МВД России, приложив к такому заявлению копии всех необходимых для его рассмотрения документов и иные доказательства. В случае наличия оснований полагать, что соответствующие противоправные действия совершались в том числе с использованием персональных данных гражданина, необходимо учитывать следующую информацию. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). В соответствии со статьей 6 указанного закона обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (место нахождения: Российская Федерация, 109074, г. Москва, Китайгородский пр., д.7, стр.2, тел. (495) 983-33-93, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://rkn.gov.ru/). По вопросам, связанным с осуществлением какими-либо лицами обработки персональных данных с нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных, необходимо обратиться в Роскомнадзор. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон о потребительском кредите (займе)) отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора, регулируются Законом о потребительском кредите (займе). Порядок заключения договора потребительского кредита (займа) определен в соответствии со статьей 7 Закона о потребительском кредите (займе). Согласно части 1 статьи 16 Закона о потребительском кредите (займе) надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, требований Закона о потребительском кредите (займе) осуществляет Банк России (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.cbr.ru/). В случае наличия оснований полагать, что действиями каких-либо лиц нарушены требования Закона о потребительском кредите (займе), необходимо обратиться в Банк России с соответствующим заявлением. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Таким образом, в случае нарушения гражданских прав, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд.
О правомерности ограничения банком возможности осуществления бесплатного погашения потребительского кредита (займа).
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с предоставлением банком возможности осуществления бесплатного погашения потребительского кредита (займа), не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора регулируются Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите (займе)). Согласно части 1 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе) договор потребительского кредита (займа) состоит из общих условий и индивидуальных условий. Индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально и включают в себя перечень обязательных условий, определенных в соответствии с частью 9 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе), в числе которых должны быть указаны способы исполнения денежных обязательств по договору потребительского кредита (займа) в населенном пункте по месту нахождения заемщика, указанному в договоре потребительского кредита (займа), включая бесплатный способ исполнения заемщиком обязательств по такому договору в населенном пункте по месту получения заемщиком оферты (предложения заключить договор) или по месту нахождения заемщика, указанному в договоре потребительского кредита (займа). Более того, согласно части 22 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе) в договоре потребительского кредита (займа) стороны могут установить один способ или несколько способов исполнения заемщиком денежных обязательств по договору потребительского кредита (займа). При этом кредитор обязан предоставить заемщику информацию о способе бесплатного исполнения денежного обязательства по договору потребительского кредита (займа) в населенном пункте по месту получения заемщиком оферты (предложения заключить договор) или по указанному в договоре потребительского кредита (займа) месту нахождения заемщика. Таким образом, непредоставление заемщику информации о способе бесплатного исполнения денежного обязательства по договору потребительского кредита (займа) не соответствует установленным положениям Закона о потребительском кредите (займе). При этом, согласно разъяснениям Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 12.09.2014 № 41-2-2-8/1656 в соответствии с Законом о потребительском кредите (займе) заемщик должен иметь возможность исполнения обязательств по заключенному с кредитором договору потребительского кредита (займа) бесплатным способом. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о потребительском кредите (займе) надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации (Банк России) (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.cbr.ru/). В случае наличия оснований полагать, что какими-либо кредитными или некредитными финансовыми организациями были допущены нарушения соответствующего законодательства, необходимо обратиться с заявлением в Банк России.
О несоблюдении кредитными организациями условий акций, программ лояльности (начисление «кэшбэка», милей, бонусов) и т.д.
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Одной из основных функций Федеральной антимонопольной службы согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) для хозяйствующих субъектов установлен ряд запретов. В частности, статьями 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции запрещены различные формы недобросовестной конкуренции, под которой согласно статье 4 Закона о защите конкуренции понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые (1) направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, (2) противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и (3) причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. При этом квалификация действий хозяйствующего субъекта в качестве акта недобросовестной конкуренции возможна исключительно при наличии в таких действиях всех трех указанных в определении недобросовестной конкуренции составляющих. С учетом конкретных обстоятельств недобросовестная конкуренция может выражаться во введении в заблуждение в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже (статья 14.2 Закона о защите конкуренции). Кроме того, в соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции, которая может быть выражена в привлечении потребителей выгодными потребительскими свойствами товара (услуги) (например, обещанное начисление «кэшбэка», милей, бонусов при выполнении необходимых условий) с последующим целенаправленным ухудшением указанных потребительских свойств. Вместе с тем необходимым условием признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией, как указывалось ранее, является направленность соответствующих действий на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Отдельным необходимым для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции элементом является факт или возможность причинения этими действиями убытков конкурентам, например, в виде упущенной выгоды. Упущенная выгода в данном случае может заключаться в том, что при предоставлении названным хозяйствующим субъектом полной и достоверной информации в отношении потребительских свойств товара (услуги), исходя из соответствующих соображений, в том числе условий, на которых товар (услуга) предлагается к продаже, потребители могли бы отказаться от его приобретения в пользу схожего товара (услуги), реализуемого конкурирующими хозяйствующими субъектами. Таким образом, несоблюдение кредитными организациями условий акций, программ лояльности и т.д. с учетом конкретных обстоятельств может содержать в себе признаки недобросовестной конкуренции. В целях пресечения отдельных форм недобросовестной конкуренции антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (статья 39.1 Закона о защите конкуренции), возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае неисполнения выданных предупреждений (статья 39 Закона о защите конкуренции). Решение о выдаче соответствующего предупреждения и (или) возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции может быть принято на основании заявления физического лица, указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (далее – Административный регламент). В случае обнаружения соответствующих признаков недобросовестной конкуренции необходимо подать заявление, отвечающее требованиям статьи 44 Закона о защите конкуренции, а также Административного регламента. В соответствующем заявлении при его подачи необходимо представить, в том числе следующие документы и информацию: 1) документы, подтверждающие несоблюдение кредитными организациями заявленных условий акций, программ лояльности и т.д.; 2) все документы, которые выдавались при предоставлении услуги; 3) копии имеющейся переписки по вопросам оформления услуги; 4) сведения о том, на основании каких критериев осуществлялся выбор при принятии решения об оформлении услуги; 5) сведения о том, насколько значимыми при выборе услуги являлись обещанные в рамках акций, программ лояльности условия (например, условия о начислении «кэшбэка», милей, бонусов и иные преимущества); 6) сведения о том, между продуктами каких кредитных организаций осуществлялся выбор при принятии решения об оформлении услуги; 7) сведения о причинах, по которым было принято решение об оформлении услуги.
Отказ торгово-сервисных предприятий принимать к оплате банковские карты, в том числе карту «Мир»
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с отказом торгово-сервисных предприятий принимать к оплате банковские карты, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем ФАС России в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. В соответствии с частью 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей. При этом необходимо обратить внимание, что если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов. Кроме того, продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год. Функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (127994, г. Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5 и 7, тел. (499) 973-26-90). В случае наличия у гражданина оснований полагать, что действия каких-либо лиц нарушают положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в связи с отказом принимать банковские карты национальной платежной системы «МИР», гражданин может обратиться в Роспотребнадзор с соответствующим заявлением, приложив к такому заявлению копии всех необходимых для его рассмотрения документов.
О правомерности начисления микрофинансовыми организациями процентов и неустойки при достижении предусмотренных законодательством лимитов таких начислений
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с правомерностью начисления микрофинансовыми организациями процентов и неустойки при достижении предусмотренных законодательством лимитов таких начислений, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем ФАС России в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Вместе с тем, необходимо отметить, что Федеральным законом от 27.12.2018 № 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» были внесены изменения, касающиеся ограничений по начислению процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по соответствующему договору. Так, в частности, названным законом определены лимиты разрешенных начислений на сумму основного долга по договору потребительского займа в зависимости от суммы займа и (или) срока пользование займом, превышение которых не допускается. Функции по осуществлению регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе микрофинансовыми организациями, и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами согласно Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляет Центральный банк Российской Федерации (Банк России) (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. 8 (495) 771-91-00). Таким образом, в случае необходимости получения разъяснений по вопросу правомерности установления той или иной микрофинансовой организацией процентов и неустойки при достижении предусмотренных законодательством лимитов таких начислений, а также в случае если, по мнению гражданина, соответствующие действия микрофинансовой организации нарушают действующее законодательство гражданин может обратиться в Банк России с соответствующим заявлением.
О нарушениях, допускаемых кредитными организациями при осуществлении исполнительного производства.
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
В связи с многочисленными жалобами граждан на действия отдельных кредитных организаций в рамках исполнительного производства, в том числе на неисполнение кредитными организациями исполнительных документов, а также на осуществление неправомерного списания денежных средств с банковских счетов в нарушение законодательно установленных требований, необходимо отметить. Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями, допускаемыми кредитными организациями в рамках исполнительного производства, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем ФАС России в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности согласно Положению о Федеральной службе судебных приставов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, осуществляет Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) (место нахождения: Российская Федерация, 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 16/5, стр. 1, тел. 8 (495) 620-65-39). Таким образом, в случае если, по мнению гражданина, действия кредитной организации нарушают законодательство об исполнительном производстве, гражданин может обратиться в ФССП России с соответствующим заявлением.
Подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объектов капитального строительства, расположенных в пределах территории некоммерческого объединения.
15.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Порядок подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения регулируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила подключения). В соответствии с пунктом 113 Правил подключения, в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения нескольких объектов капитального строительства, принадлежащих различным заявителям, при условии создания единой сети газораспределения, к которой предполагается осуществить подключение всех указанных объектов, запрос о предоставлении технических условий и (или) заявка о подключении (технологическом присоединении) от имени нескольких заявителей подаются одним уполномоченным ими в соответствии с законодательством Российской Федерации представителем (коллективный запрос о предоставлении технических условий и (или) коллективная заявка о подключении (технологическом присоединении). В таких случаях исполнителем выдаются одни технические условия и (или) заключается один договор о подключении между исполнителем и указанным представителем. В соответствии с пунктом 114 Правил подключения по договору о подключении в случаях, указанных в пункте 113 Правил подключения исполнитель обязуется осуществить строительство единой сети газораспределения от существующей сети газораспределения и газопроводов-вводов до границ земельных участков, принадлежащих каждому из заявителей, подавших коллективный запрос о предоставлении технических условий или коллективную заявку о подключении, с обеспечением каждому такому заявителю максимальной нагрузки (часовой расход газа) газоиспользующего оборудования, указанной в технических условиях. В соответствии с пунктом 115 Правил подключения, в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объектов капитального строительства, расположенных в пределах территории некоммерческого объединения и принадлежащих его членам, запрос о предоставлении технических условий и (или) заявка о подключении (технологическом присоединении) таких объектов подаются исполнителю лицом, уполномоченным решением общего собрания членов некоммерческого объединения, с приложением соответствующего решения к документам, указанным в пункте 8 Правил подключения, или документам, указанным в пункте 69 Правил подключения. Таким образом, в случае необходимости подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения в пределах территории некоммерческого объединения, коллективный запрос о предоставлении технических условий и (или) коллективная заявка о подключении (технологическом присоединении) таких объектов подаются исполнителю лицом, уполномоченным решением общего собрания членов некоммерческого объединения. В случае отсутствия необходимости создания единой сети газораспределения, к которой предполагается осуществить подключение всех заявителей, подача коллективной заявки на подключение необязательна. По вопросу определения платы отмечаем. Плата за услуги по подключению в рамках коллективного договора рассчитывается исходя из совокупной максимальной мощности газоиспользующего оборудования. При этом, плата для всех потребителей рассчитывается в соответствии с утвержденными стандартизированными тарифными ставками, в случае, если подключение носит сложный характер — по индивидуальному проекту. Вместе с тем, для уменьшения стоимости подключения (технологического присоединения) нескольких заявителей затраты на создание общей инфраструктуры могут быть распределены между несколькими заявителями, для подключения которых необходимо строительство данной инфраструктуры по согласованию с данными заявителями.
Обязанность заключения договора о техническом обслуживании и ремонта внутридомового газового оборудования.
15.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Договор технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования (далее — ВДГО) и внутриквартирного газового оборудования (далее — ВКГО) заключается между исполнителем (заказчиком) и специализированной организацией в порядке, установленном Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании ВДГО и ВКГО при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее — Правила пользования газом). Согласно пункту 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее — Правила поставки газа), абонент обязан обеспечить надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. В соответствии с пунктом 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Собственники обязаны обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования посредством заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом. Согласно пункту 45 Правил поставки газа поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента, в том числе, в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией. Пунктом 46 Правил поставки газа установлено, что до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа. Таким образом, законом установлена обязанность абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние ВДГО и ВКГО посредством своевременного заключения договора о техническом обслуживании данного оборудования, с организацией, осуществляющей деятельность в сфере обслуживания ВДГО и ВКГО.
Плата за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
15.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Договор технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования (далее — ВДГО) и внутриквартирного газового оборудования (далее — ВКГО) заключается между исполнителем (заказчиком) и специализированной организацией в порядке, установленном Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании ВДГО и ВКГО при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее — Правила пользования газом). Отмечаем, что услуги по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО не включены в перечень продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование в отношении стоимости технического обслуживания и ремонта ВДГО и ВКГО. При этом, решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 года № АКПИ13-826, пункты 2, 6, 7, 10, 24-30, 32, 34-36, 80 Правил пользования газом признаны недействующими в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене ВДГО и ВКГО только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по газораспределительным сетям на основании договора с поставщиком газа. Исходя из данного решения Верховного Суда Российской Федерации, газораспределительные организации, оказывающие услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, не имеют исключительного права осуществлять деятельность по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО. С учетом изложенного, в настоящее время, потребители коммунальной услуги по газоснабжению вправе заключить договор на техническое обслуживание ВДГО и ВКГО не только с газораспределительной организацией, к сетям которой присоединены, но и с любой другой организацией, которая в соответствии с действующим законодательством осуществляет аналогичную деятельность. При этом, поставщик газа не вправе отказывать потребителю в заключении договора поставки газа лишь на том основании, что у последнего заключен договор на техническое обслуживание ВДГО и ВКГО с иной организацией. В соответствии с пунктом 3 Постановления, ФСТ России разработаны и утверждены приказом от 27.12.2013 № 269-э/8 «Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее — Приказ, Методические рекомендации), которые могут быть использованы для расчета стоимости услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО.
Корректировка стоимости подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к сети газораспределения.
15.07.19
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 26(23) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее — Основные положения), плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, а также в случаях, если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы газораспределительной организации, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения, в случае, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы газораспределительной организации, устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы. Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают: - проведение лесоустроительных работ; - проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа; - переходы через водные преграды; - прокладку газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 метров бестраншейным способом; - прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий. В соответствии с пунктом 87 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения) в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение), определяемый исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Расходы на реализацию мероприятий, для которых отсутствуют укрупненные нормативы цены строительства, не должны превышать сметную стоимость, рассчитанную по сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. В соответствии с пунктом 107 Правил подключения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в соответствии с поданной проектной документации, с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту, в течение 22 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы. Согласно пункту 110 Правил подключения, исполнитель направляет дополнительное соглашение к договору о подключении, которым корректируется стоимость услуг по подключению, а также решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, на основании которого корректируется стоимость услуг по подключению (технологическому присоединению), не позднее 5 рабочих дней со дня получения соответствующей информации, но не ранее вступления в силу указанного решения. Следовательно, после утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов стоимости платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, стоимость платы по договору корректируются путем заключения дополнительного соглашения между исполнителем и заявителем.
Обязательно ли при доказывании картеля устанавливать ограничение конкуренции от его деятельности?
15.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Запрет на картельное соглашение является запретом «per se», соответственно, не требуется доказывания ни экономической выгоды участия хоз. субъектов, ни негативного влияния на конкуренцию (См. подробнее: Разъяснение ФАС России от 30.05.2018 № 14 «О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах»).
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь