- О ФАС России
- Миссия, цели, ценности
- Услуги и функции
- Вышестоящие организации
- Структура
- Государственная служба
- Противодействие коррупции
- Федеральные целевые программы
- Политика в области качества (ISO 9001)
- Гражданская оборона
- ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
- Учебно-методический центр ФАС России
- История антимонопольного регулирования в России
- Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
- Конкурсы (закупки)
- Порядок и условия поступления на госслужбу
- Направления деятельности
- Антимонопольное регулирование
- Антимонопольный комплаенс
- Контроль проведения торгов
- Контроль распределения государственного и муниципального имущества
- В сфере распределения природных ресурсов
- В сфере связи
- В ТЭК
- В химической промышленности
- В сфере информационных технологий
- В сфере строительства и недвижимости
- В ЖКХ
- В социальной сфере
- В сфере транспорта
- В агропромышленном комплексе
- В электроэнергетике
- В промышленности
- Контроль органов власти
- Оборонно-промышленного комплекса
- Контроль в сфере здравоохранения
- На финансовых рынках
- Рынки услуг в сфере таможенного дела
- Рынки алкогольной продукции
- Рынки никотиносодержащей продукции
- Контроль недобросовестной конкуренции
- Контроль в сфере непроизводственных услуг
- Охранная деятельность
- Борьба с картелями
- Обзор практики административной апелляции
- Контроль государственных и муниципальных преференций
- Тарифное регулирование
- Контроль госзакупок
- Контроль рекламы
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
- Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе
- Перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации
- Сведения о лицах, в действиях которых усматриваются признаки нарушения ч. 10.4 ст. 5, п. 11 ст. 7 Закона о рекламе
- Контроль гособоронзаказа
- Контроль иностранных инвестиций
- Контроль в сфере торговли
- Антимонопольное регулирование
- Информационные системы
- Мониторинг цен на нефтепродукты
- Показатели для вычета акциза
- Показатели для расчета налога на добычу полезных ископаемых и акциза на жидкую сталь
- Расчет налога на добычу полезных ископаемых (газа горючего)
- Калькулятор КУ
- Раскрытие информации в ЖКХ
- Реестр жалоб
- Реестр недобросовестных поставщиков
- Реестр субъектов естественных монополий
- Реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта
- Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности
- Реестр недобросовестных участников аукциона
- Горячая линия
- Результаты мониторинга соблюдения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
- Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта по ГОЗ
- ГИС «Независимый регистратор» на электронных аукционах
- Индикативный тариф на транспортировку нефти
- ИС «Электронное ходатайство»
- Реестр недобросовестных участников земельных аукционов
Часто задаваемые вопросы
По вопросу разъяснения возможности изменения (дополнения) видов деятельности унитарных предприятий
Частью 1 статьи 3 Закона № 485-ФЗ установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Закона № 485-ФЗ и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 01.01.2025.
Перечень случаев, при наличии которых сохранение, создание унитарных предприятий допускается, установлен частью 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, положениями части 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции установлен запрет на изменение видов деятельности унитарных предприятий, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1–7 части 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, внесение в устав унитарного предприятия видов деятельности, не подпадающих под исключения, предусмотренные вышеуказанными пунктами части 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции, не допускается.
В случае, если антимонопольным органом будет установлено, что унитарное предприятие изменяет, дополняет виды деятельности на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции, не подпадающие под исключения, предусмотренные пунктами 1–7 части 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции, то антимонопольный орган вправе принять соответствующие меры антимонопольного реагирования на основании пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Вправе ли унитарное предприятие, осуществляющее деятельность, включенную в Перечень случаев создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2020 № 1148, осуществлять одновременно иные виды деятельности на товарных рынках РФ, находящихся в состоянии конкуренции?
Частью 1 статьи 3 Закона № 485-ФЗ установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Закона № 485-ФЗ и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции, по решению учредителя подлежат ликвидации или реорганизации до 01.01.2025.
Согласно части 2 статьи 351 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год.
При этом ограничения, предусмотренные частью 2 статьи 351 Закона о защите конкуренции, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции.
Перечень случаев, при наличии которых создание, сохранение унитарных предприятий допускается, установлен частью 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 названной статьи закона, одним из таких случаев является осуществление унитарными предприятиями деятельности, предусмотренной, в том числе актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2020 № 1148 утвержден Перечень случаев создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности (далее – Перечень).
Учитывая изложенное, в случае если унитарное предприятие осуществляет деятельность, включенную в Перечень, такое предприятие вправе продолжить осуществлять данную деятельность по окончанию переходного периода (после 01.01.2025), в том числе иные виды деятельности на конкурентных товарных рынках.
При этом на такие унитарные предприятия требование, предусмотренное частью 2 статьи 351 Закона о защите конкуренции в части запрета на превышение выручки унитарного предприятия от деятельности на конкурентных товарных рынках в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции, более чем на десять процентов от совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год, не распространяется.
По вопросу разъяснения необходимости соблюдения унитарными предприятиями ограничения в части размера выручки от деятельности на конкурентных товарных рынках в пределах десяти процентов в период до 01.01.2025 (часть 2 статьи 351 Закона о защите конкуренции)
Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ (далее – Закон № 485-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В соответствии с частью 2 статьи 351 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год (ограничения, предусмотренные частью 2 статьи 351 Закона о защите конкуренции, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции).
Вместе с тем Законом № 485-ФЗ установлен переходный период реформирования унитарных предприятий до 01.01.2025.
Учитывая изложенное, до указанной даты к унитарным предприятиям, созданным до вступления в силу Закона № 485-ФЗ, ограничение в части размера выручки от деятельности на конкурентных товарных рынках в пределах десяти процентов не применяется.
По вопросу разъяснения возможности сохранения унитарного предприятия, осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров городским наземным электрическим транспортом, в организационно-правовой форме унитарного предприятия.
Согласно ч. 1 ч. 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ ««О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»» (далее – Закона № 485-ФЗ) унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Закона № 485-ФЗ и осуществляют деятельность на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по решению учредителя до 01.01.2025 подлежат ликвидации или реорганизации.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции одним из случаев, при наличии которых сохранение унитарных предприятий допускается, является осуществление ими деятельности, предусмотренной, в том числе актами Правительства РФ.
На основании п. 3 Перечня случаев создания унитарных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.07.2020 № 1148, допускается создание унитарных предприятий для осуществления деятельности, в том числе по перевозке пассажиров городским наземным электрическим транспортом (трамваи, троллейбусы), метрополитеном и монорельсовым транспортом.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности УП является осуществление регулярных перевозок пассажиров троллейбусами в городском и пригородном сообщении.
Учитывая изложенное, в случае, если унитарное предприятие осуществляет деятельность по перевозке пассажиров городским наземным электрическим транспортом (например, троллейбусами), то такой вид деятельности указанного предприятия подпадает под исключение, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции, в связи с чем на такое предприятие требование, установленное ч. 1 ст. 3 Закона № 485-ФЗ, не распространяется.
По вопросу разъяснения возможности создания муниципального унитарного предприятия в районе Крайнего Севера (городской округ) с наделением такого предприятия возможностью осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами.
Ч. 1 ст. 3 Закона № 485-ФЗ установлено, что унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Закона № 485-ФЗ и осуществляют деятельность на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции, по решению учредителя подлежат ликвидации или реорганизации до 01.01.2025.
В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции одним из случаев, при наличии которых сохранение унитарного предприятия допускается,
является обеспечение ими жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946, городской округ отнесен к району Крайнего Севера.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон № 131-ФЗ) обеспечение жизнедеятельности населения отнесено к вопросам местного значения.
В соответствии с абз. 12 ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (аналогичная позиция изложена в определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14.01.2020 № АПЛ19-538).
Вопросы местного значения городского округа определены ст. 16 Закона № 131-ФЗ.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Учитывая изложенное, в условиях Крайнего Севера создание муниципального унитарного предприятиям с наделением такого предприятия вышеуказанными видами деятельности подпадает под исключение, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции.
По вопросу разъяснения возможности сохранения унитарного предприятия, осуществляющего деятельность в сферах естественных монополий, в организационно-правовой форме унитарного предприятия.
Ч. 1 ст. 3 Закона № 485-ФЗ установлено, что унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Закона № 485-ФЗ и осуществляют деятельность на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных статьей 351 Закон о защите конкуренции, по решению учредителя до 01.01.2025 подлежат ликвидации или реорганизации.
В соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции одним из случаев, при наличии которых сохранение унитарного предприятия допускается, является осуществление ими деятельности в сферах естественных монополий.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий установлен статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях). В соответствии с положениями ст. 4 Закона о естественных монополиях к сферам естественных монополий относится водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, а также передача тепловой энергии.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности унитарного предприятия является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, дополнительными – в том числе, передача и распределение пара и горячей воды, забор, очистка и распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и очистка сточных вод.
Положениями ст. 10 Закона о естественных монополиях установлено, что орган регулирования естественных монополий (ФАС России) формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. При этом реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих хозяйствующий субъектов о включении либо исключении их из указанного реестра.
Принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления двух критериев: 1) наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в ст. 4 Закона о естественных монополиях; 2) наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в ст. 4 Закона о естественных монополиях.
Учитывая изложенное, в случае если унитарное предприятие соответствует вышеуказанным критериям, то деятельность указанного предприятия подпадает под исключение, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции, и на такое предприятие требование, установленное ч. 1 ст. 3 Закона № 485-ФЗ, не распространяется.
По вопросу разъяснения возможности сохранения унитарного предприятия, осуществляющего деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, в организационно-правовой форме унитарного предприятия.
Ч. 1 ст. 3 Закона № 485-ФЗ установлено, что унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Закона № 485-ФЗ и осуществляют деятельность на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных статьей 351 Закон о защите конкуренции, по решению учредителя до 01.01.2025 подлежат ликвидации или реорганизации.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции одним из случаев, при наличии которых сохранение унитарных предприятий допускается, является осуществление ими деятельности, предусмотренной, в том числе федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» такие виды деятельности, как распределение, уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Список II, связанные с оборотом наркотических средств, осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном Законом № 3-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ.
На основании лицензии унитарное предприятие наделено возможностью осуществлять распределение и уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, включенных
в Список II.
Учитывая изложенное, в случае, если на основании лицензии унитарное предприятие осуществляет распределение, уничтожение наркотических средств и (или) психотропных веществ, внесенных в Список II, то такая деятельность указанного предприятия подпадает
под исключение, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции, и на такое предприятие требование, установленное ч. 1 ст. 3 Закона № 485-ФЗ, не распространяется.
- Полезные ссылки
- Правительство Российской Федерации
- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
- Государственная информационная система промышленности (ГИСП)
- ФАС России на портале государственных услуг
- ФАС России на портале госзакупок
- Реформа контрольной и надзорной деятельности
- Международный центр конкуретного права и политики БРИКС