Часто задаваемые вопросы

Категория:
Реформа унитарных предприятий
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

По вопросу разъяснения возможности изменения (дополнения) видов деятельности унитарных предприятий

07.07.23
Показать ответСвернуть ответ

Частью 1 статьи 3 Закона № 485-ФЗ установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Закона                    № 485-ФЗ и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 01.01.2025.

Перечень случаев, при наличии которых сохранение, создание унитарных предприятий допускается, установлен частью 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, положениями части 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции установлен запрет на изменение видов деятельности унитарных предприятий, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1–7 части 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, внесение в устав унитарного предприятия видов деятельности, не подпадающих под исключения, предусмотренные вышеуказанными пунктами части 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции, не допускается.

В случае, если антимонопольным органом будет установлено, что унитарное предприятие изменяет, дополняет виды деятельности на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции, не подпадающие под исключения, предусмотренные пунктами 1–7 части 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции, то антимонопольный орган вправе принять соответствующие меры антимонопольного реагирования на основании пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вправе ли унитарное предприятие, осуществляющее деятельность, включенную в Перечень случаев создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2020 № 1148, осуществлять одновременно иные виды деятельности на товарных рынках РФ, находящихся в состоянии конкуренции?

07.07.23
Показать ответСвернуть ответ

Частью 1 статьи 3 Закона № 485-ФЗ установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Закона                       № 485-ФЗ и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции, по решению учредителя подлежат ликвидации или реорганизации до 01.01.2025.

Согласно части 2 статьи 351 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год.

При этом ограничения, предусмотренные частью 2 статьи 351 Закона о защите конкуренции, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции.

Перечень случаев, при наличии которых создание, сохранение унитарных предприятий допускается, установлен частью 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 названной статьи закона, одним из таких случаев является осуществление унитарными предприятиями деятельности, предусмотренной, в том числе актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2020 № 1148 утвержден Перечень случаев создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности (далее – Перечень).

Учитывая изложенное, в случае если унитарное предприятие осуществляет деятельность, включенную в Перечень, такое предприятие вправе продолжить осуществлять данную деятельность по окончанию переходного периода (после 01.01.2025), в том числе иные виды деятельности на конкурентных товарных рынках.

При этом на такие унитарные предприятия требование, предусмотренное частью 2 статьи 351 Закона о защите конкуренции в части запрета на превышение выручки унитарного предприятия от деятельности на конкурентных товарных рынках в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции, более чем на десять процентов от совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год, не распространяется.

По вопросу разъяснения необходимости соблюдения унитарными предприятиями ограничения в части размера выручки от деятельности на конкурентных товарных рынках в пределах десяти процентов в период до 01.01.2025 (часть 2 статьи 351 Закона о защите конкуренции)

07.07.23
Показать ответСвернуть ответ

Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ (далее – Закон № 485-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 351 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год (ограничения, предусмотренные частью 2 статьи 351 Закона о защите конкуренции, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 статьи 351 Закона о защите конкуренции).

Вместе с тем Законом № 485-ФЗ установлен переходный период реформирования унитарных предприятий до 01.01.2025.

Учитывая изложенное, до указанной даты к унитарным предприятиям, созданным до вступления в силу Закона № 485-ФЗ, ограничение в части размера выручки от деятельности на конкурентных товарных рынках в пределах десяти процентов не применяется.

 

По вопросу разъяснения возможности сохранения унитарного предприятия, осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров городским  наземным электрическим транспортом, в организационно-правовой форме унитарного предприятия.

17.04.23
Показать ответСвернуть ответ

Согласно ч. 1 ч. 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ ««О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»» (далее – Закона № 485-ФЗ) унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Закона № 485-ФЗ и осуществляют деятельность на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по решению учредителя до 01.01.2025 подлежат ликвидации или реорганизации.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции одним из случаев, при наличии которых сохранение унитарных предприятий допускается, является осуществление ими деятельности, предусмотренной, в том числе актами Правительства РФ.

На основании п. 3 Перечня случаев создания унитарных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.07.2020 № 1148, допускается создание унитарных предприятий для осуществления деятельности, в том числе по перевозке пассажиров городским наземным электрическим транспортом (трамваи, троллейбусы), метрополитеном и монорельсовым транспортом.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности УП является осуществление регулярных перевозок пассажиров троллейбусами в городском и пригородном сообщении.

Учитывая изложенное, в случае, если унитарное предприятие осуществляет деятельность по перевозке пассажиров городским наземным электрическим транспортом (например, троллейбусами), то такой вид деятельности указанного предприятия подпадает под исключение, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции, в связи с чем на такое предприятие требование, установленное ч. 1 ст. 3 Закона № 485-ФЗ, не распространяется.

По вопросу разъяснения возможности создания муниципального  унитарного предприятия в районе Крайнего Севера (городской округ) с наделением такого предприятия возможностью осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами.

17.04.23
Показать ответСвернуть ответ

Ч. 1 ст. 3 Закона № 485-ФЗ установлено, что унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Закона № 485-ФЗ и осуществляют деятельность на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции, по решению учредителя подлежат ликвидации или реорганизации до 01.01.2025.

В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции одним из случаев, при наличии которых сохранение унитарного предприятия допускается,
является обеспечение ими жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946, городской округ отнесен к району Крайнего Севера.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон № 131-ФЗ) обеспечение жизнедеятельности населения отнесено к вопросам местного значения.

В соответствии с абз. 12 ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (аналогичная позиция изложена в определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14.01.2020 № АПЛ19-538).

Вопросы местного значения городского округа определены ст. 16 Закона № 131-ФЗ.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Учитывая изложенное, в условиях Крайнего Севера создание муниципального унитарного предприятиям с наделением такого предприятия вышеуказанными видами деятельности подпадает под исключение, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции.

По вопросу разъяснения возможности сохранения унитарного предприятия, осуществляющего деятельность в сферах естественных монополий, в организационно-правовой форме унитарного предприятия.

17.04.23
Показать ответСвернуть ответ

Ч. 1 ст. 3 Закона № 485-ФЗ установлено, что унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Закона № 485-ФЗ и осуществляют деятельность на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных статьей 351 Закон о защите конкуренции, по решению учредителя до 01.01.2025 подлежат ликвидации или реорганизации.

В соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции одним из случаев, при наличии которых сохранение унитарного предприятия допускается, является осуществление ими деятельности в сферах естественных монополий.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий установлен статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях). В соответствии с положениями ст. 4 Закона о естественных монополиях к сферам естественных монополий относится водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, а также передача тепловой энергии.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности унитарного предприятия является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, дополнительными – в том числе, передача и распределение пара и горячей воды, забор, очистка и распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и очистка сточных вод.

Положениями ст. 10 Закона о естественных монополиях установлено, что орган регулирования естественных монополий (ФАС России) формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. При этом реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих хозяйствующий субъектов о включении либо исключении их из указанного реестра.

Принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления двух критериев: 1) наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в ст. 4 Закона о естественных монополиях; 2) наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в ст. 4 Закона о естественных монополиях.

Учитывая изложенное, в случае если унитарное предприятие соответствует вышеуказанным критериям, то деятельность указанного предприятия подпадает под исключение, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции, и на такое предприятие требование, установленное ч. 1 ст. 3 Закона № 485-ФЗ, не распространяется.

По вопросу разъяснения возможности сохранения унитарного предприятия, осуществляющего деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, в организационно-правовой форме унитарного предприятия.

17.04.23
Показать ответСвернуть ответ

Ч. 1 ст. 3 Закона № 485-ФЗ установлено, что унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Закона № 485-ФЗ и осуществляют деятельность на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных статьей 351 Закон о защите конкуренции, по решению учредителя до 01.01.2025 подлежат ликвидации или реорганизации.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции одним из случаев, при наличии которых сохранение унитарных предприятий допускается, является осуществление ими деятельности, предусмотренной, в том числе федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» такие виды деятельности, как распределение, уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Список II, связанные с оборотом наркотических средств, осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном Законом № 3-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ.

На основании лицензии унитарное предприятие наделено возможностью осуществлять распределение и уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, включенных
в Список II.

Учитывая изложенное, в случае, если на основании лицензии унитарное предприятие осуществляет распределение, уничтожение наркотических средств и (или) психотропных веществ, внесенных в Список II, то такая деятельность указанного предприятия подпадает
под исключение, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 351 Закона о защите конкуренции, и на такое предприятие требование, установленное ч. 1 ст. 3 Закона № 485-ФЗ, не распространяется.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь