Часто задаваемые вопросы

Категория:
Тарифное регулирование
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

Существуют ли требования к содержанию положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов?

07.11.23
Показать ответСвернуть ответ

Согласно части 7 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», абзацу шестому части 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 № 97, определяет основные задачи, порядок формирования и основные полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Возможен ли учет расходов на отчисления в профсоюзные организации в составе необходимой валовой выручки регулируемых организаций в сферах теплоснабжения, электроэнергетики?

07.11.23
Показать ответСвернуть ответ

Согласно подпункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» регулирование цен (тарифов) в сфере электроэнергетики осуществляется, в том числе в соответствии с принципом соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя, в том числе экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). 
Пунктом 20 статьи 270 НК РФ предусмотрено, что расходы в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям, при определении налоговой базы организаций, перечисливших средства, не учитываются. 
Частью 4 статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. 
Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. 
Исходя из взаимосвязи вышеуказанных положений законодательства следует, что плательщиками профсоюзных взносов являются работники регулируемых организаций, а не потребители коммунальных ресурсов, членство работников регулируемых организаций в профсоюзе является добровольным, в связи с чем отчисления профсоюзным организациям не могут быть учтены в составе необходимой валовой выручки регулируемых организаций.
Вышеуказанная позиция в части неучета расходов в составе необходимой валовой выручки регулируемых организаций отражена в предписаниях ФАС России от 04.03.2022 № СП/106085/21, от 28.02.2023 № СП/14159/23, от 19.06.2023 № СП/47989/23, с которыми можно ознакомиться на официальном интернет-сайте ФАС России, перейдя по ссылке: https://br.fas.gov.ru/.

 

Какие меры реагирования принимаются по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), проводимых ФАС России?

07.11.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, и Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543, в случае выявления по результатам контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
а) выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба);
б) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в случаях, предусмотренных федеральными законами «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», по результатам контрольного (надзорного) мероприятия контрольным органом может быть принято решение об отмене решения контролируемого лица в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123 «Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения».

 

В каких случаях ФАС России проводятся проверки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)?

07.11.23
Показать ответСвернуть ответ

ФАС России осуществляет полномочия по контролю (надзору) за соблюдением законодательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в регулируемых сферах.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» ФАС России проводятся плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, сформированным Генеральной прокуратурой Российской Федерации на основании ежегодных планов проверок по субъектам Российской Федерации, сформированных прокуратурами субъектов Российской Федерации. При этом плановая проверка деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется не чаще одного раза в два года.
Внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Без согласования с органами прокуратуры ФАС России проводятся внеплановые проверки в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований.

 

Каким образом учитываются фактические выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, при отсутствии сведений о проведении торгов?

07.11.23
Показать ответСвернуть ответ

Положениями Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1, установлено, что документами, подтверждающими фактические расходы, являются выполненные договоры и акты приемки выполненных работ на технологическое присоединение.

Возможно ли исключить экономически необоснованные доходы в результате отклонения фактических расходов на приобретение энергетических ресурсов от плановых?

03.11.23
Показать ответСвернуть ответ

Учет результатов деятельности регулируемых организаций за последний отчетный период регулирования производится в соответствии с формулами Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).
При этом, фактическое несение расходов регулируемой организацией в меньшем размере, чем утверждено нормативными правовыми актами об установлении тарифов, подлежащих государственному регулированию, само по себе в отсутствие доказательств проведения мероприятий по оптимизации расходов, не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна быть оставлена в распоряжении регулируемой организации.
Экономически необоснованные доходы, не соответствующие принципам экономии расходов на приобретение энергетических ресурсов, определенным пунктом 66 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1175 (далее – Основы ценообразования № 1075), подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемых организаций в соответствии с положениями пункта 9 Основ ценообразования № 1075 и пункта 13 Методических указаний № 760-э.

 

Какие наиболее распространенные ошибки допускают регулируемые организации при подаче заявлений о досудебном урегулировании споров (разногласий) в ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533)?

03.11.23
Показать ответСвернуть ответ

Наиболее распространенные ошибки, которые допускают регулируемые организации при подаче заявлений о досудебном урегулировании споров (разногласий), осуществляется регулируемыми организациями не в соответствии с установленными Правилами № 533 требованиями, а именно регулируемые организации подают заявления позднее трех месяцев со дня, когда регулируемая организация узнало о нарушениях своих прав; подают заявление без государственной пошлины за принятие решения федеральным антимонопольным органом; подают в одном заявлении несколько видов регулируемой деятельности с оплатой государственной пошлины за один вид деятельности. 
Необходимо отметить, что подача заявлений необходимо осуществлять отдельно на каждый вид деятельности с оплатой государственной пошлины по каждому виду деятельности.

 

Является ли правомерным включение в концессионное соглашение условия, определяющего порядок расчета базового уровня операционных расходов на первый год второго и последующих долгосрочных периодов регулирования исходя из согласованного органом регулирования тарифов базового уровня операционных расходов на первый год первого долгосрочного периода, с использованием индекса количества активов, индекса потребительских цен в среднем за год по отношению к предыдущему году в соответствии с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренного Правительством Российской Федерации?

03.11.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ при установлении тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации на долгосрочный период регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, которые определены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или предусмотрены договором аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и были согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан учитывать их при формировании тарифов.
Таким образом, уровень долгосрочного параметра регулирования должен быть экономически обоснованным. Указанное является квинтэссенцией тарифного регулирования. При этом долгосрочные параметры регулирования, в том числе операционные расходы должны соответствовать параметрам концессионного соглашения.

 

Возможно ли производить расчет корректировки фактической необходимой валовой выручки за период регулирования, в котором указанные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью с учетом отклонений значений, учтенных при установлении тарифов, от фактических значений параметров расчета тарифов, с распределением включения/исключения части средств более чем на третий годовой период регулирования (в сфере твердых коммунальных отходов)?

03.11.23
Показать ответСвернуть ответ

Согласно пункту 11 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы ценообразования № 484), в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Таким образом, исходя из пункта 11 Основ ценообразования № 484 следует что, размер средств, подлежащий включению/исключению из необходимой валовой выручки, для примера - за 2019 год, необходимо учитывать в полном объеме при установлении тарифов не позднее 2023 года. 
На основании вышеизложенного, законодательством Российской Федерации не предусмотрено распределение включения/исключения части расходов из/в необходимой/ую валовой/ую выручки за период регулирования, в котором указанные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью на более поздний период регулирования, предусмотренный пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

 

Возможно ли применение сглаживания в нескольких годах в рамках одного долгосрочного периода, с учетом суммы возврата величины сглаживания на последний долгосрочный период регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения?

03.11.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с формулой (5) пункта 42 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, определен порядок расчета, согласно которому величина сглаживания необходимой валовой выручки, примененная органом регулирования в расчетном периоде регулирования в течение долгосрочного периода регулирования, сводится к нулю не позднее последнего расчетного периода регулирования текущего долгосрочного периода регулирования.
Величина сглаживания определяется органом регулирования при установлении или корректировке тарифов на долгосрочный период регулирования и не может превышать 12 % от необходимой валовой выручки до применения сглаживания и в течение долгосрочного периода регулирования сводится к нулю не позднее последнего расчетного периода регулирования текущего долгосрочного периода регулирования. 
Необходимо отметить, что, применив сглаживание в первом и втором году (предпоследнем) трехлетнего периода, нарушается смысл механизма сглаживания, поскольку, применяя два раза подряд отрицательное сглаживание накопленным итогом происходит «наращивание» суммы, подлежащей компенсации в последнем году, что приводит к резкому увеличению тарифа в последнем году долгосрочного периода регулирования, что указывает на необходимость логической реализации механизма сглаживания в рамках одного долгосрочного периода регулирования с целью минимизации тарифных последствий.
Данный вывод отражен в решении Ульяновского областного суда от 14.07.2021 по делу № 3а-129/2021, оставленном без изменений апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27.10.2021.

 

В случае если регулируемая организация не обратилась в орган регулирования с предложением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, и дело было открыто по инициативе органа регулирования, то запрос дополнительных материалов является правом или обязанностью регулирующего органа?

10.07.23
Показать ответСвернуть ответ

При открытии дела об установлении цен (тарифов) по инициативе органа регулирования запрос дополнительных документов и материалов является правом органа регулирования. При этом направленные регулируемой организацией дополнительные документы и материалы по запросу органа регулирования должны быть приобщены к материалам тарифного дела при условии соблюдения сроков их предоставления.

Возможно ли в течение долгосрочного периода регулирования в сфере теплоснабжения учитывать дополнительные расходы, связанные с ежегодным увеличением минимального размера оплаты труда?

10.07.23
Показать ответСвернуть ответ

Изменение минимального размера оплаты труда к основаниям пересмотра базового уровня операционных расходов не относится. В этой связи дополнительные расходы, связанные с увеличением фонда оплаты труда в течение долгосрочного периода регулирования, могут быть учтены при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на новый долгосрочный период регулирования в случае их экономической обоснованности.

Возможно ли при корректировке тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения в рамках одного долгосрочного периода регулирования производить исключение из необходимой валовой выручки расходов, учтенных при формировании базового уровня операционных расходов?

10.07.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406), базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.

Положениями пункта 33 Основ ценообразования № 406, предусмотрено право на пересмотр тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования в течение долгосрочного периода регулирования при наличии любого из следующих оснований: вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов; решение или предписание федерального органа регулирования тарифов, предусматривающее необходимость пересмотра тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов; решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов; решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организации, у которой в течение текущего периода регулирования произошло изменение состава имущества; решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с освобождением регулируемой организации от уплаты налога на добавленную стоимость или возложением на нее обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, а также в связи с изменением ставки налога на добавленную стоимость.

Необходимо отметить, что расходы, учтенные в составе операционных расходов, то есть в составе базового уровня операционных расходов, относящиеся к долгосрочным параметрам регулирования подлежат определению на последующие периоды регулирования путем увеличения базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования на соответствующие индексы, и не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования. Таким образом, исключение или включение расходов из состава или в состав операционных расходов в течение долгосрочного периода регулирования не предусмотрено.

Возможно ли осуществлять возврат накопленной суммы отрицательного сглаживания в последнем году одного долгосрочного периода регулирования в рамках требований законодательства Российской Федерации в сферах оказываемых услуг по водоснабжению и водоотведению?

10.07.23
Показать ответСвернуть ответ

Формулой (5) пункта 42 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, определен порядок расчета, согласно которому величина сглаживания необходимой валовой выручки, примененная органом регулирования в расчетном периоде регулирования в течение долгосрочного периода регулирования, сводится к нулю не позднее последнего расчетного периода регулирования текущего долгосрочного периода регулирования.

Величина сглаживания определяется органом регулирования при установлении или корректировке тарифов на долгосрочный период регулирования и не может превышать 12 % от необходимой валовой выручки до применения сглаживания и в течение долгосрочного периода регулирования сводится к нулю не позднее последнего расчетного периода регулирования текущего долгосрочного периода регулирования.

Необходимо отметить, что, применив сглаживание в первом и втором году (предпоследнем) трехлетнего периода, нарушается смысл механизма сглаживания, поскольку, применяя два раза подряд сглаживание накопленным итогом происходит «наращивание» суммы, подлежащей компенсации в последнем году, что приводит к резкому увеличению тарифа в последнем году долгосрочного периода регулирования, что указывает на необходимость логической реализации механизма сглаживания в рамках одного долгосрочного периода регулирования.

Данный вывод отражен в решении Ульяновского областного суда от 14.07.2021 по делу № 3а-129/2021, оставленном без изменений апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27.10.2021.

Вправе ли орган регулирования включить затраты на проценты по договору факторинга в состав необходимой валовой выручки по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» неподконтрольных расходов, если в соответствии со ст.824 ГК РФ договор факторинга приравнивается к договору займа (кредита)?

17.04.23
Показать ответСвернуть ответ

По договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) одна сторона (клиент) обязуется уступить другой стороне - финансовому агенту (фактору) денежные требования к третьему лицу (должнику) и оплатить оказанные услуги, а финансовый агент (фактор) обязуется совершить не менее двух действий в соответствии с частью 1 статьи 824 ГК РФ.

Частью 5 той же статьи установлено, что если в силу договора факторинга финансовый агент (фактор) несет обязанности по оплате цены приобретенных им денежных требований, по предоставлению клиенту займа (кредита) или по оказанию клиенту услуг, к отношениям сторон по договору факторинга применяются правила соответственно о купле-продаже, займе (кредите), возмездном оказании услуг поскольку это не противоречит положениям 34 главы и существу отношений по договору факторинга.

Под «заемным капиталом», в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования), понимаются денежные средства, сформированные за счет получения кредитов, займов, выпуска и продажи облигаций и израсходованные на создание (реконструкцию, модернизацию) производственных объектов.

Одновременно с этим Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, предусмотрено, что при установлении тарифов орган регулирования должен провести анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности), а также анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций.

При этом необходимо принимать во внимание, что расходы на погашение и обслуживание заемных средств учитываются органом регулирования в соответствии с положениями пункта 13 Основ ценообразования.

Почему тарифы на питьевую воду/ водоотведение/ тепловую энергию в других населенных пунктах ниже?

17.04.23
Показать ответСвернуть ответ

Орган регулирования при утверждении тарифов проводит экспертизу экономической обоснованности представленных регулируемыми организациями предложений и учитывает их региональные и технологические особенности осуществления деятельности.

Различие в размере тарифов, установленных для различных регулируемых организаций обусловлено многими факторами, в том числе: разницей в объемах реализации услуг, протяженностью сетей, количеством скважин/котельных, различием в уровнях энергоемкости установленного оборудования, степени изношенности сетей и оборудования. Данные факторы влияют на особенности технологического процесса выработки и транспортировки тепловой энергии/воды ресурсоснабжающей организацией и на расходы, необходимые для поддержания оборудования и сетей в рабочем состоянии».

Что необходимо для проведения ФАС России проверки обоснованности установленных органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) субъекта Российской Федерации тарифов на водоснабжение/ водоотведение/ теплоснабжение?

17.04.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 8 статьи 63 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» ФАС России проводятся внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя, принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Без согласования с органами прокуратуры ФАС России проводятся внеплановые проверки в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований.

Допустимо ли применение метода аналогов при установлении тарифов на транспортировку сточных вод в случае, если регулируемой организацией не подтверждено право владение канализационными сетями?

17.04.23
Показать ответСвернуть ответ

Согласно пункту 53 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку сточных вод в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе водоотведения.

Необходимо отметить, что в соответствии со сложившейся судебной практикой для целей установления тарифов имеет значение факт эксплуатации организацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в то время как правовые основания владения указанными объектами подлежат учету при оценке экономической обоснованности заявленных расходов.

Является ли правом или обязанностью установление органом регулирования дифференцированных тарифов по группам потребителей?

17.04.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 6 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что по смыслу части 6 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ, пунктов 5, 6, 10 и 11 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, пунктов 102 - 104, 106 и 107 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, принятие решения об установлении дифференцированных тарифов относится к дискреционным полномочиям регулирующего органа. Таким образом, законодательством установлена возможность дифференциации тарифа, которая находится в ведении регулирующего органа и принимается по его усмотрению.

Может ли при пересмотре тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в связи с освобождением регулируемой организации от уплаты налога на добавленную стоимость учитываться изменение состава имущества (объектов централизованных систем холодного водоснабжения, водоотведения) ввиду приобретения (в том числе в результате заключения договора аренды, лизинга), создания основных средств менее чем на 30 процентов от первоначальной балансовой стоимости основных средств регулируемой организации?

20.01.23
Показать ответСвернуть ответ

Положениями пункта 33 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, предусмотрено право на пересмотр тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования (далее - ДПР) в течение долгосрочного периода регулирования в случае если у регулируемой организации в течение текущего периода регулирования произошло изменение состава имущества (объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения) ввиду приобретения (в том числе в результате заключения договора аренды, лизинга или концессионного соглашения), реализации (в том числе в результате продажи, расторжения или окончания срока действия договора аренды, лизинга, концессионного соглашения), создания основных средств более чем на 30 процентов от первоначальной балансовой стоимости основных средств указанной организации, и (или) в установленном порядке изменены условия концессионного соглашения в части значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера.

Таким образом, определен минимальный предел (пороговое значение — от 30 % и более), от которого изменение первоначальной балансовой стоимости основных средств признается существенным для пересмотра тарифов и ДПР.

При этом методически при определении фактической необходимой валовой выручки регулируемой организации за истекший период регулирования учитывается изменение операционных расходов в связи с фактическим изменением количества активов, таким образом, в случае, если в оцениваемом периоде имело место приобретение регулируемой организацией (в том числе в результате заключения договора аренды, лизинга), создание основных средств менее чем на 30 процентов от первоначальной балансовой стоимости основных средств, указанные расходы будут возмещены регулируемой организации при корректировке операционных расходов по формуле (40) Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь