Часто задаваемые вопросы

Категория:
Контроль иностранных инвестиций
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

С какого момента гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, обязан подать ходатайство о согласовании установлении контроля в порядке, предусмотренном подпунктом «б» пункта 1 части 5 статьи 7 Закона № 57-ФЗ?

13.07.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.04.2023 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон № 139-ФЗ) положения подпункта «б» пункта 1 части 5 статьи 7 Закона № 57-ФЗ в части обязанности гражданина (граждан) Российской Федерации, осуществляющего (осуществляющих) контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее – хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение), и получившего (получивших) вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, подать ходатайство о согласовании установления контроля над таким хозяйственным обществом в порядке и срок, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, применяются к этому гражданину (гражданам) Российской Федерации после дня вступления в силу подпункта «б» пункта 2 статьи 1 Закона № 139-ФЗ, то есть после 09 мая 2023 года.

Таким образом, если гражданин Российской Федерации, осуществляющий контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, получил после 09 мая 2023 года вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, то необходимо подать ходатайство о согласовании установления контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в течение трех месяцев с даты получения указанного документа.

Является ли гражданин Российской Федерации, получивший вид на жительство в иностранном государстве или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в таком государстве, иностранным инвестором для целей применения Закона № 57-ФЗ?

13.07.23
Показать ответСвернуть ответ

Федеральным законом от 28.04.2023 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», вступившим в силу с 9 мая 2023 года, в том числе предусмотрено внесение изменений в пункт 5 части 2 статьи 3 Закона № 57-ФЗ, согласно которым иностранным инвестором, в том числе признается гражданин Российской Федерации, получивший вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

Таким образом, гражданин Российской Федерации, получивший вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, признается иностранным инвестором.

Обязан ли гражданин Российской Федерации, владеющий более 5% акций (долей) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства, не осуществляющий контроль над таким обществом и до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2022 № 577-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 577-ФЗ) получивший вид на жительство иностранного государства, подавать уведомление на основании части 2 статьи 14 Закона № 57-ФЗ о наличии такого вида на жительство?

13.07.23
Показать ответСвернуть ответ

Закон № 577-ФЗ, устанавливающий обязанность согласования установления контроля, осуществленного в результате получения лицом вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве, а также направления соответствующей информации в уполномоченный орган, не предусматривает установления переходных положений, касающихся ретроспективного действия норм данного закона.

В соответствии с общими принципами действия гражданского законодательства во времени, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отмечаем, что вопрос о возможности придания обратной силы нормативным правовым актам был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации придание обратной силы закону – исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя. При этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма. Законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений (решение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.1993 № 81-р, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2007 № 37-О-О, от 15.04.2008 № 262-О-О, от 20.11.2008 № 745-О-О, от 16.07.2009 № 691-О-О, от 23.04.2015 № 821-О и др.).

При этом к отношениям, возникшим после вступления в силу Закона № 577-ФЗ, применяются общие правила, установленные Законом № 57-ФЗ в части необходимости предварительного согласования сделок, иных действий, и представления информации в соответствии со статьей 14 Закона № 57-ФЗ.

Куда направляется заявление о выдаче разрешений на осуществление (исполнение) сделки (операции) или группы сделок (операций) в соответствии Правилами выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 295 (далее — Правила)?

25.10.22
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 4 Правил заявление о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) или группы сделок (операций), указанных в пункте 1 Правил, представляется резидентом или лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия, или лицом, связанным с иностранным государством, совершающим недружественные действия, в федеральный орган исполнительной власти,  осуществляющий функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (Минфин России).
Компетенцией по разъяснению указанных положений, касающихся порядка подачи заявителями соответствующих заявлений на выдачу разрешений, предусмотренных пунктом 4 Правил, обладает Минфин России.
При этом в соответствии с пунктом 2 Правил выдача Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений на совершение сделок, иных действий в отношении хозяйственных обществ, на которые распространяются положения Закона № 57-ФЗ, осуществляется путем предварительного согласования таких сделок, иных действий в соответствии с Законом № 57-ФЗ.

Влечет ли в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Закон № 57-ФЗ) получение хозяйственным обществом права на ведение деятельности в области производства взрывчатых материалов промышленного назначения (без осуществления деятельности по их распространению, при условии такого производства исключительно для собственных нужд), признание его обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в понимании указанного Федерального закона?

25.10.22
Показать ответСвернуть ответ

Понятие хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, содержится в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 57-ФЗ, согласно которому под хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, понимается  хозяйственное общество, созданное на территории Российской Федерации и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и указанных в статье 6 Закона № 57-ФЗ.
В соответствии с пунктом 27 статьи 6 Закона 57-ФЗ к виду деятельности, имеющему стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, относится производство взрывчатых материалов промышленного назначения и деятельность по их распространению.
Таким образом, получение хозяйственным обществом права на осуществление производства взрывчатых материалов промышленного назначения, в том числе для собственных нужд, влечет в соответствии с Законом № 57-ФЗ признание общества хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, хозяйственное общество, осуществляющее производство и применение взрывчатых материалов промышленного назначения для собственных нужд, и не осуществляющее их распространение, является хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в понимании Закона № 57-ФЗ.

В каких случаях запрет, установленный частью 2 статьи 2 Закона № 57-ФЗ не распространяется на иностранных юридических лиц, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами?

Освобождает ли представление указанными лицами информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах от необходимости предварительного согласования сделок по установлению контроля в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение?

10.07.18
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 57-ФЗ иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, которые не осуществляют представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах (далее - иностранные инвесторы, не представляющие информации), не вправе совершать сделки, иные действия, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее — хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение), и (или) совершать сделки, предусматривающие приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, запрет, установленный частью 2 статьи 2 Закона № 57-ФЗ, не распространяется на иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, которые осуществляют представление в уполномоченный орган информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах.

Согласно части 2.2 статьи 2 Закона № 57-ФЗ представление иностранными юридическими лицами, иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, и находящимися под их контролем организациями в уполномоченный орган информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах осуществляется в соответствии с правилами, подлежащими утверждению Правительством Российской Федерации (далее - Правила), а также в форме запроса, предусмотренного частью 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, о необходимости согласования планируемых сделок, иных действий в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращаем внимание, что раскрытие информации не освобождает от необходимости предварительного согласования сделок и (или) иных действий иностранных инвесторов в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение. Так, в статье 7 Закона № 57-ФЗ указаны требующие предварительного согласования Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сделки иностранных инвесторов и (или) группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, предусматривающие приобретение в собственность, владение или пользование указанными лицами имущества таких хозяйственных обществ, которое относится к основным производственным средствам хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, а также иные сделки, действия, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

Запрещены ли для иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, которые не осуществляют представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, но находящиеся под контролем Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации, либо под контролем гражданина Российской Федерации, являющегося в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, имеющих также иное гражданство), сделки (иные действия) в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение?

09.07.18
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 9 статьи 2 Закона № 57-ФЗ указанный федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с совершением сделок в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае, если приобретателем по таким сделкам является организация, находящаяся под контролем Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации, либо под контролем гражданина Российской Федерации, являющегося в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, имеющих также иное гражданство). Для определения факта наличия контроля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо контроля гражданина Российской Федерации, являющегося в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговым резидентом Российской Федерации, над организацией, являющейся приобретателем по указанным сделкам, применяются по аналогии положения пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

При этом в случае, если в структуре контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, имеются иностранные юридические лица и (или) иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, и (или) находящиеся под их контролем организации, подтверждение факта нахождения указанных организаций под контролем Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации, либо под контролем гражданина Российской Федерации, являющегося в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, имеющих также иное гражданство) может быть подтверждено только в рамках раскрытия указанными организациями информации  о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, предусмотренном частью 22 статьи 2 Закона № 57-ФЗ.

Обязан ли банк-депозитарий, выпустивший депозитарные расписки (Depositary Receipts) или иные ценные бумаги банка-депозитария, удостоверяющие права их владельцев в отношении акций иностранной организации (такие ценные бумаги банка-депозитария далее - ДР), получать согласие на приобретение (для целей выпуска ДР) более 50% голосующих акций иностранной организации, которая в свою очередь владеет 100% голосующих акций хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, если в соответствии с условиями ДР банк-депозитарий осуществляет права голоса по акциям иностранной организации в соответствии с инструкциями, полученными от владельцев ДР, и не вправе осуществлять такие права голоса по собственному усмотрению, являясь по сути номинальным держателем таких акций в интересах владельцев ДР.

16.04.18
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 7 Закона № 57-ФЗ к сделкам, подлежащим предварительному согласованию в соответствии с указанным законом, относятся, в том числе сделки (за исключением сделок в отношении акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения), в результате совершения которых иностранный инвестор или группа лиц приобретает, в том числе право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение. Кроме того, согласно статье 14 Закона № 57-ФЗ иностранные инвесторы или группа лиц обязаны представлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в уполномоченный орган информацию о приобретении пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, а также о совершении сделок, иных действий, решение о предварительном согласовании которых принято в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, в случае, если банк-депозитарий, являющийся иностранным инвестором в понимании Закона № 57-ФЗ, планирует совершить сделку по приобретению от 5 до 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, банку-депозитарию необходимо подать уведомление о совершении соответствующей сделки, а в случае приобретения более 50% - ходатайство о согласовании соответствующей сделки вне зависимости от того будет ли такой банк-депозитарий после совершения соответствующих сделок иметь возможность осуществлять соответствующие приобретенные права, в том числе право голоса, по собственному усмотрению.

Каким образом должна быть соблюдена «предварительная» процедура согласования сделки по выбытию одного участника, имеющего российское гражданство, из Общества в случае направления этим участником Заявления о добровольном выходе из Общества, в результате чего иностранный инвестор (второй участник, имеющий иное гражданство) приобретает право косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, а так же наделяется правом назначать единоличный исполнительный орган?
16.04.18
Показать ответСвернуть ответ
Исходя из данной ситуации, иностранный инвестор (далее — участник № 1) остается единственным участником стратегического общества (доля участия в капитале общества — 50%) ввиду добровольного выхода из состава участников общества другого участника — гражданина Российской Федерации, которому принадлежат оставшиеся 50% капитала общества (далее — участник № 2). В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона № 57-ФЗ в случае, если установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над стратегическим обществом осуществлено в результате изменения соотношения голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества, на общем собрании его акционеров (участников) вследствие приобретения таким хозяйственным обществом, перехода к нему или выкупа им собственных акций (долей, составляющих его уставный капитал), распределения принадлежащих такому хозяйственному обществу долей среди его участников, конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции и по иным предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям, иностранный инвестор или группа лиц обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля в порядке, предусмотренном данным законом, в срок, не превышающий трех месяцев со дня установления контроля над таким хозяйственным обществом. Порядок подачи ходатайства о согласовании установления контроля на основании положений части 5 статьи 7 Закона № 57-ФЗ определен в статьи 8 данного закона. В то же время, если участник № 2 планирует продать свою долю в капитале стратегического общества в размере 50% участнику № 1, такая сделка потребует предварительного согласования в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 7 Закона № 57-ФЗ. Таким образом: • если участник № 1 приобретает долю участника № 2, то данная сделка подлежит предварительному согласованию в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 7 Закона № 57-ФЗ; • если доля участника № 2 в капитале стратегического общества переходит к самому обществу, участнику № 1 необходимо подать ходатайство о согласовании установления контроля в соответствии с частью 5 статьи 7 Закона № 57-ФЗ.
Является ли юридическое лицо, которое находится под контролем иностранной компании, которая в свою очередь находится под прямым или косвенным контролем Российской Федерации или под контролем гражданина Российской Федерации, не имеющего иного гражданства, иностранным инвестором?
04.07.17
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 57-ФЗ понятие "иностранный инвестор" в данном законе используется в значении, указанном в статье 2 Закона № 160-ФЗ. Согласно указанной норме Закона № 160-ФЗ иностранным инвестором, в том числе признается иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. В целях Закона № 57-ФЗ иностранными инвесторами признаются также находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации. При этом для определения факта наличия контроля иностранных инвесторов над такими организациями применяются положения частей 1 и 2 статьи 5 Закона № 57-ФЗ. Вместе с тем в соответствии с частью 9 статьи 2 Закона № 57-ФЗ данный закон не распространяется на отношения, связанные с совершением сделок в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, между организациями, находящимися под контролем Российской Федерации или под контролем граждан Российской Федерации, являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговыми резидентами Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, имеющих двойное гражданство). Для определения факта наличия контроля Российской Федерации или контроля граждан Российской Федерации, являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговыми резидентами Российской Федерации, над указанными организациями применяются по аналогии положения частей 1 и 2 статьи 5 Закона № 57-ФЗ. Таким образом, юридическое лицо, которое находится под контролем иностранной компании, которая в свою очередь находится под прямым или косвенным контролем Российской Федерации или под контролем гражданина Российской Федерации, являющегося в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговым резидентом Российской Федерации и не имеющего иное гражданство, является иностранным инвестором. При этом на сделки, совершенные таким иностранным инвестором и в результате которых устанавливается контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, действие Закона № 57-ФЗ не распространяется.
Как определяется факт наличия контроля иностранного государства, международной организации над иными организациями, в том числе созданными на территории Российской Федерации?
04.07.17
Показать ответСвернуть ответ
Статьей 5 Закона № 57-ФЗ установлены признаки нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, под контролем иностранного инвестора. Положения указанной статьи также применяются для определения факта наличия контроля иностранного государства, международной организации над иными организациями, в том числе созданными на территории Российской Федерации, за исключением положений, определяющих признаки нахождения под контролем хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения.
Требуется ли предварительное согласование в порядке, установленном Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее ‑ Закон № 57-ФЗ), сделок, совершенных на основании публичной оферты в соответствии со статьей 84.2 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в результате которых иностранный инвестор приобретает более 50% акций хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства?
26.08.16
Показать ответСвернуть ответ
Требуется. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 57-ФЗ данный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор (далее группа лиц), инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее - хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение), а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами. Виды сделок, подлежащих предварительному согласованию, установлены статьей 7 Закона № 57-ФЗ. Согласно части 4 статьи 7 Закона № 57-ФЗ требования указанного закона распространяются на иные случаи приобретения акций (долей), в результате которого иностранным инвестором или группой лиц прямо или косвенно устанавливается контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в том числе посредством реализации иностранным инвестором или группой лиц обязанности по приобретению ценных бумаг такого хозяйственного общества в соответствии со статьей 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Таким образом, в случае намерения совершить сделку по приобретению более 30 процентов общего количества акций хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, которая влечет за собой обязанность направить акционерам-владельцам остальных акций публичную оферту о приобретении у них таких акций (обязательное предложение), с учетом того, что такое обязательное предложение может быть акцептовано всеми акционерами-владельцами остальных акций, и в результате приобретения этих акций иностранным инвестором или группой лиц может быть установлен контроль над таким хозяйственным обществом, необходимо подавать ходатайство о предварительном согласовании сделки по приобретению 100 % процентов голосующих акций такого хозяйственного общества в порядке, установленном Законом № 57-ФЗ.
Распространяются ли требования Закона № 57-ФЗ о предварительном согласовании сделок на случай создания иностранным инвестором российского хозяйственного общества?
25.08.14
Показать ответСвернуть ответ
Закон № 57-ФЗ регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами (группой лиц) инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов (группы лиц) над такими хозяйственными обществами. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 57-ФЗ хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, признается хозяйственное общество, созданное на территории Российской Федерации и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение и указанных в статье 6 Закона № 57-ФЗ. Учреждение иностранным инвестором российского хозяйственного общества, а также последующее получение таким обществом лицензии на осуществление вида деятельности, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в настоящее время не подпадает под сферу действия Закона № 57-ФЗ. Вместе с тем, создание хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в результате реорганизации с последующим переоформлением лицензии (переходом права на осуществление стратегического вида деятельности), требует предварительного согласования в соответствии с Законом № 57-ФЗ в случае, если иностранным инвестором (группой лиц) будет установлен над созданным стратегическим обществом контроль, которого он не имел в реорганизуемом стратегическом обществе.
Является ли обязательной подача ходатайства о предварительном согласовании сделки, в результате совершения которой иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации, приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% акций (долей) российских хозяйственных обществ, не осуществляющих виды деятельности, указанные в статье 6 Закона № 57-ФЗ?
25.08.14
Показать ответСвернуть ответ
Является обязательной. Часть 4 статьи 6 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон № 160-ФЗ) устанавливает требование о необходимости предварительного согласования сделок, совершаемых иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями, по приобретению права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% акций (долей) российских хозяйственных обществ или иной возможности блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества вне зависимости от осуществления последними видов деятельности, имеющих стратегическое значение. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 23 Правил осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 838, в случае, если при рассмотрении ходатайства, поступившего в том числе в соответствии с требованиями Закона № 160-ФЗ, уполномоченным органом будет установлен факт неотнесения общества к хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение, уполномоченный орган принимает решение о возврате ходатайства.
Возможно ли установление контроля иностранного инвестора над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в случае приобретения иностранным инвестором 1 % или другого неконтрольного пакета акций (долей), составляющих уставной капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение?
25.08.14
Показать ответСвернуть ответ
Возможно. Хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение, также будет считаться находящимся под контролем иностранного инвестора (группы лиц) в случае, если иностранный инвестор (группа лиц), владеющий неконтрольным пакетом акций (долей) (например, 1 %) либо не владеющий акциями (долями) такого общества, получил на основании договора или по иным основаниям право или полномочие определять решения, принимаемые таким обществом, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности. Установление контроля возможно в результате изменения соотношения голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение: 1) на общем собрании его акционеров (участников) вследствие приобретения таким хозяйственным обществом, перехода к нему или выкупа им собственных акций (долей), составляющих его уставный капитал; 2) распределения принадлежащих такому хозяйственному обществу долей среди его участников; 3) конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции и 4) по иным предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям. В случае установления контроля в результате изменения соотношения голосов иностранный инвестор (группа лиц) обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля в порядке, предусмотренном Законом № 57-ФЗ, в срок, не превышающий трех месяцев со дня установления контроля над таким хозяйственным обществом.
Считается ли для целей применения Закона № 57-ФЗ двойным гражданством наличие у гражданина Российской Федерации гражданство иностранного государства при отсутствии заключенного между этим иностранным государством и Российской Федерацией международного договора, предусмотренного частью 1 статьи 62 Конституции Российской Федерации?
25.08.14
Показать ответСвернуть ответ
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства Российской Федерации наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства считается двойным гражданством, в том числе при отсутствии заключенного между этим иностранным государством и Российской Федерацией международного договора о двойном гражданстве.
Отличаются ли признаки нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение ("обычного стратега"), под контролем от признаков нахождения под контролем хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участками недр федерального значения ("стратега - недропользователя")?
25.08.14
Показать ответСвернуть ответ
Признаки нахождения под контролем "обычного стратега" от "стратега-недропользователя" отличаются разными пороговыми значениями. Хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение (контролируемое лицо), считается находящимся под контролем иностранного инвестора, группы лиц (контролирующего лица) при наличии одного из следующих признаков: 1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица ("обычный стратег"); контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) двадцатью пятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица ("стратег-недропользователь"); 2) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем пятьдесят процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем пятьдесят процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица ("обычный стратег"); контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) двадцать пять и более процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать двадцать пять и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица ("стратег-недропользователь"); 3) контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности; 4) контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица; контролируемое лицо считается находящимся под контролем контролирующего лица также при наличии признака, при котором контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица, при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом.
Применяется ли требование статьи 14 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее Закон № 57-ФЗ) при приобретении иностранным инвестором права косвенно распоряжаться пятью и более процентами акций (долей), составляющих уставной капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее – хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение)?
25.08.14
Показать ответСвернуть ответ
Применяется. Обязанность представления в соответствии со статьей 14 Закона № 57-ФЗ в ФАС России уведомления о совершении сделки возникает у иностранного инвестора, в том числе и при приобретении права косвенно распоряжаться пятью и более процентами акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение. В целях Закона № 57-ФЗ под косвенным распоряжением иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор (далее группа лиц) голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, понимается возможность иностранного инвестора или группы лиц через третьих лиц фактически распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение. Например: - приобретение компанией А (иностранным инвестором) более 50% голосующих акций (долей) компании В, которая в свою очередь владеет 5% и более акций (долей) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение требует направления в уполномоченный орган уведомления в соответствии со статьей 14 Закона № 57-ФЗ; - приобретение компанией А (иностранным инвестором) менее 50% голосующих акций (долей) компании В, которая в свою очередь владеет 5% и более акций (долей) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, а также приобретение компанией А (иностранным инвестором) менее 50% голосующих акций (долей) компании В, которая в свою очередь владеет 100% акций хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, потребует направления в уполномоченный орган уведомления в соответствии со статьей 14 Закона № 57-ФЗ, при условии, если компания А (иностранный инвестор) по каким-либо основаниям получит возможность контролировать компанию В. При этом, в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона № 57-ФЗ сделки, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры не подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном Законом № 57-ФЗ, однако обязанность по представлению в уполномоченный орган уведомления в соответствии со статьей 14 Закона № 57-ФЗ за ними сохраняется.
Какие ошибки чаще всего допускаются иностранными инвесторами либо входящими в их группу лиц юридическими или физическими лицами, при представлении в уполномоченный орган ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение?
25.08.14
Показать ответСвернуть ответ
1. В составе материалов ходатайства представлены не в полном объеме необходимые документы и сведения. Непредставление заявителем документов в полном объеме является основанием для возврата заявителю ходатайства без рассмотрения. 2. В заявлении о предварительном согласовании сделки не указано предложение о сроках действия решения о предварительном согласовании сделки. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона № 57-ФЗ в состав ходатайства о предварительном согласовании сделки должно включаться, в том числе заявление о предварительном согласовании сделки, содержащее предложение о сроках действия решения о предварительном согласовании сделки.
Распространяются ли требования частью 4 статьи 6 Закона № 160-ФЗ о предварительном согласовании сделок на случай создания хозяйственного общества, в котором одним из учредителей (которому будет принадлежать доля более 25%) является организация, находящаяся под контролем иностранного государства или международной организации?
25.08.14
Показать ответСвернуть ответ
Да, распространяются. В данном случае создание хозяйственного общества требует подачи ходатайства о предварительном согласовании в порядке, установленном Законом № 57-ФЗ.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь