Часто задаваемые вопросы

Категория:
Электроэнергетика
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам
Каким образом учитываются капитальные вложения при установлении тарифов на передачу электрической энергии?
04.07.19
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования), при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Основами ценообразования установлено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и (или) демонтажа) объектов электроэнергетики, учитываемый при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике, не должен превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации (далее - укрупненные нормативы цены), за исключением инвестиционных проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и (или) демонтажа) объектов электроэнергетики, не предусматривающих технологических решений капитального строительства, в отношении которых Министерством энергетики Российской Федерации утверждены укрупненные нормативы цены, а также за исключением инвестиционных проектов, реализация которых предусмотрена инвестиционной программой, утвержденной до вступления в силу укрупненных нормативов цены, при условии наличия утвержденной до 10.12.2016 в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности проектной документации в отношении объектов капитального строительства и их частей, строительство и (или) реконструкция которых предусмотрены такими инвестиционными проектами, и непревышения оценки полной (фактической) стоимости соответствующего инвестиционного проекта над полной стоимостью такого инвестиционного проекта, указанной в решении об утверждении инвестиционной программы, принятом в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (далее - Правила утверждения инвестиционных программ), до вступления в силу укрупненных нормативов цены. Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. Дополнительно сообщаем, что действующим законодательством не предусмотрено финансирование мероприятий, не включенных в утвержденные в установленном порядке инвестиционные программы территориальной сетевой организации. Реализация подобных мероприятий должно расцениваться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов как нецелевое использование средств, учтенных в необходимой валовой выручке. Также не предусмотрена возможность учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций расходов, на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе. В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Пунктом 19 Основ ценообразования закреплены расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), которые включают в себя, в том числе, расходы на капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство. Дополнительно сообщаем, что расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки и определяются в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Каким образом учитываются расходы, понесенные исполнителем введения полного или частного ограничения режима потребления электроэнергии.
04.07.19
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по видам деятельности в сфере электроэнергетики, предусмотренным частью 1 указанной статьи, в соответствии с методическими указаниями по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики, установленными Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 5 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования № 1178), регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. В силу пункта 6 Основ ценообразования № 1178 субъекты электроэнергетики, осуществляющие регулируемую деятельность по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее — Порядок № 585). Согласно пункту 14 Порядка № 585 принципы раздельного учета показателей, применяемые субъектом естественных монополий, детализированный порядок раздельного учета, а также состав прямых и косвенных расходов субъекта естественных монополий закрепляются в учетной политике (в приложениях к учетной политике) субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе. В соответствии с пунктом 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Правила ограничения), инициатор введения ограничения, являющийся гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией или производителем электрической энергии на розничном рынке, вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта «б» и подпункте «д» пункта 2 Правил ограничения, компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и возобновлению подачи электрической энергии. В соответствии с Правилами ограничения размер компенсации понесенных инициатором введения ограничения расходов, указанных в абзацах первом и втором пункта 20, не может превышать 10000 рублей (для граждан - потребителей электрической энергии - 1000 рублей). В случае если расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему возобновлению подачи электрической энергии учтены в тарифах исполнителя на услуги по передаче электрической энергии, оплата таких действий исполнителя не производится, при этом инициатор введения ограничения также не вправе предъявлять потребителю требование о компенсации таких расходов. Информацию об учете указанных расходов в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предоставляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала). Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. Действующим законодательством установлен размер компенсации расходов, понесенных исполнителем введения полного или частного ограничения режима потребления электроэнергии. Расходы, превышающие установленный Основными положениями размер компенсации, к учету в тарифе на осуществление регулируемой деятельности не подлежат.
Каким образом учитывается амортизация при установлении тарифов на передачу электрической энергии?
04.07.19
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования), при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Основами ценообразования установлено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. В случае выявления признаков нарушения норм действующего законодательства регулирующим органом в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 г. № 533, регулируемые организации вправе обратиться в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о рассмотрении разногласий (спора), связанных (ого) с установлением тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Определение величины корректировки необходимой валовой выручки при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
04.07.19
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), корректировка цен (тарифов) на очередной год долгосрочного периода регулирования, проводимая с учетом факторов, указанных в пункте 37 Основ ценообразования, по решению регулирующего органа может осуществляться в том числе на основании данных за истекший период текущего года в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования. В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 37 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования. В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания), величина корректировки необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год определяется по формуле (9). Формула (9) Методических указаний применяется при расчете соответствующей величины корректировки при установлении тарифов на i-ый год (плановый период регулирования) долгосрочного периода регулирования (ДПР). При этом (i – 1) год является текущим годом, а (i – 2) год является базовым годом. Пунктом 37 Основ ценообразования предусмотрено проведение корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы с учетом информации за истекший период текущего года. При этом на первый год ДПР при определении размера корректировки, осуществляемой с учетом результатов 9 месяцев текущего года, используется фактический процент исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев базового года вне зависимости от процента исполнения в текущем году. Указанная корректировка осуществляется при отклонении исполнения инвестиционной программы более чем на 10%. Таким образом, Методические указания не содержат отдельной формулы расчета корректировки, осуществляемой (учитываемой) с использованием имеющихся данных за текущий год, однако вводят соответствующие ограничения. В последующем при регулировании на i-й год, по итогам получения данных об исполнении инвестиционной программы за полный год ((i-2)-й год), формула (9) применяется с учетом ранее проведенных корректировок по данным за неполный период регулирования.
Установление индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями.
04.07.19
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее— Правила), организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям. К заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают перечень документов, предусмотренный пунктом 17 Правил. Согласно пункту 24 Правил, основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 (далее - Критерии ТСО), согласно которым для соответствия Критериям ТСО необходимо подтвердить право собственности и (или) иное законное основание со сроком не менее долгосрочного периода регулирования на трансформаторные и иные подстанции с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также на линии электропередач (воздушные и (или) кабельные), расположенные и используемые для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 и номинальных классов напряжения. В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 г. № 533, регулируемые организации в случае выявления признаков нарушения норм действующего законодательства регулирующим органом в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике вправе обратиться в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о рассмотрении разногласий (спора), связанных (ого) с установлением тарифов на услуги по передаче электрической энергии. ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как устанавливаются цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей?
04.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах: - двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; - одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Одноставочная цена (тариф) определяется на основе ставок в соответствии с абзацем двадцать вторым настоящего пункта и рассчитывается в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2. При этом, в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: - определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); - обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; - учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); - учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований об энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов.
Каким образом устанавливается базовый уровень подконтрольных расходов и корректировка необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования?
04.07.19
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э. Согласно пункту 38 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом, в том числе, отклонения фактических и плановых значений индекса потребительских цен и других индексов, установленных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на отчетный и планируемый периоды, от значений, учтенных при установлении тарифов. ФАС России проводится разработка нормативных правовых актов по переходу на эталонный принцип регулирования электросетевого комплекса. При наличии предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и ФАС России любое заинтересованное лицо вправе участвовать в ходе общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, публикуемых на официальном сайте www.regulation.gov.ru в сети Интернет, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Каким образом осуществляется расчет потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в целях установления тарифа на передачу электрической энергии?
04.07.19
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, с учетом особенностей указанных в пункте 40(1) Основ ценообразования. В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, для территориальных сетевых организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также для территориальных сетевых организаций, предыдущий период регулирования которых составил менее 12 месяцев, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям должен быть определен исходя из условия непревышения по соответствующим уровням напряжения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации, с учетом показателей, по которым производится дифференциация нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, в соответствии с методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации. Дополнительно сообщаем, что уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям является одним из долгосрочных параметров регулирования, а в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования, долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания).

О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

09.04.19
Показать ответСвернуть ответ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018      г. № 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила).  Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 г.

            Так, в соответствии с новой редакцией пункта 8(5) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

            При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

            В случае если ведение садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках осуществляется без создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

            Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

            В связи с разночтениями указанных изменений ФАС России разъясняет следующее.

            При ведении садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках с созданием некоммерческих товариществ:

             - в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенных в границах территории садоводства заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию некоммерческим товариществом, договор в таком случае заключается между некоммерческим товариществом и сетевой организацией.

- в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается  некоммерческим товариществом, при этом договор о технологическом присоединении заключается между сетевой организацией и собственником данных энергопринимающих устройств.

в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается  некоммерческим товариществом, при этом договор о технологическом присоединении заключается сетевой организацией с правообладателем объекта недвижимости.                              

         В последних двух случаях, подключение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется в рамках исполнения сетевой организацией своих обязательств (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства лица, в интересах которого садовое или огородническое некоммерческое товарищество направляет заявку на технологическое присоединение.

           Таким образом, сетевая организация заключает договор технологического присоединения с лицом в интересах, которого садовое или огородническое некоммерческое товарищество направляло заявку на технологическое присоединение.

В случае ведения садоводства или огородничества без создания  садоводства или огородничества некоммерческого товарищества заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств принадлежащих гражданам или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию гражданами или иными правообладателями объектов недвижимости. т.е. собственником энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить. Договор о технологическом присоединении заключается с обратившимся лицом в общем порядке технологического присоединения, установленном в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

            Также обращаем внимание на то, что садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

            В противном случае, гражданам или иным правообладателям энергопринимающих устройств необходимо обращаться в суд с требованиями о понуждении к подачи заявки.

            Указанные взаимоотношения не входят в компетенцию ФАС России.

                При этом, нарушения сетевой организации вышеуказанных положений Правил, рассматривается антимонопольными органами по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
30.03.18
Показать ответСвернуть ответ
Согласно пункту 1 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 (далее — Критерии ТСО) территориальная сетевая организация должна владеть на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА. В свою очередь, согласно пункту 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), под регулируемой деятельностью понимается деятельность в сфере электроэнергетики, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» подлежат государственному регулированию. Для соответствия Критериям ТСО необходимо подтвердить право собственности и (или) иное законное основание со сроком не менее долгосрочного периода регулирования на трансформаторные и иные подстанции с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также на линии электропередач (воздушные и (или) кабельные), расположенные и используемые для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 номинальных классов напряжения. При этом, владение линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными) должно распространяться на линии, которые непосредственно соединены с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в п.1 Критериев ТСО. Кроме того отмечаем, что в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.11.2014 № Ф08-8952/2014 по делу № А32-21672/2012, указано, что объекты электросетевого комплекса являются по своей правовой природе сложной вещью, в состав которой может входить как движимое, так и недвижимое имущество, предполагающее использование по общему назначению и рассматриваемое как одна вещь, вынужденное деление единого имущественного электросетевого комплекса как сложной вещи приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Под трансформаторной подстанцией понимается электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (пункт 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.06.2003 № 242; далее - Правила устройства электроустановок). Аналогичное понятие трансформаторной подстанции содержится в Правилах технической эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6. Толкование данных норм права позволяет сделать вывод о том, что трансформаторная подстанция обладает признаками недвижимости, однако не имеет самостоятельного значения при отсутствии в ней движимой вещи (трансформатора). Через трансформаторную подстанцию осуществляется снабжение потребителей электроэнергией. Иными словами, трансформаторная подстанция - это сооружение, предназначенное для выполнения функций электроснабжения, следовательно, демонтаж оборудования, находящегося в нем, приведет к прекращению подачи электроэнергии. Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 1.3 раздела III «Перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов» Перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической энергии и тепловой энергии, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 01.08.2007 № 295, трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества. Выводы о невозможности использования электрического оборудования отдельно от трансформаторных подстанций, в которых оно находится, содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11. Силовые трансформаторы, не используемые для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по причине их нахождения в резерве, не могут быть учтены при расчете суммарной установленной мощности силовых трансформаторов (МВА) при определении соответствия либо несоответствия организации Критериям ТСО, поскольку в соответствии с пунктом 1 Критериев ТСО, предусматривается владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.
В соответствии с Перечнем категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), предусмотренным Основами ценообразования в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - СНТ) приравнены к тарифной группе «население». Пунктом 71 Основ ценообразования предоставлено право органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при утверждении тарифов для каждой из категорий потребителей, приравненных к населению, применять отдельные понижающие коэффициенты в диапазоне от 0,7 до 1 (за исключением потребителей, указанных в пункте 71 (1) Основ ценообразования). Исходя из системного толкования действующего законодательства Российской Федерации, к населению, проживающему в сельских населенных пунктах, в том числе относятся граждане, имеющие на своем земельном участке, расположенном в сельской местности, жилые дома (жилые строения) позволяет таким объединениям, на территории которых граждане зарегистрировали жилые дома (жилые строения), и в отношении которых СНТ обязаны исполнять обязанности исполнителей коммунальных услуг, так как граждане там проживают. Граждане, заключившие договоры непосредственно с гарантирующим поставщиком оплачивают электрическую энергию по тарифам для группы «население», в том числе тарифам с учетом понижающих коэффициентов, применяемых по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в диапазоне от 0,7 до 1, в соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при условии проживания. Иных условий применения тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установленных с применением понижающих коэффициентов действующим законодательством не предусмотрено. Дополнительно информируем, что оплата потребленной электрической энергии для каждого члена СНТ складывается из двух составляющих: оплаты по индивидуальному счетчику использованной электроэнергии и оплаты внутрисадоводческих нужд СНТ (расход электрической энергии в электросетевом оборудовании, потери в трансформаторах, освещение улиц, работа насосов и т.д), и не должно производиться за счет разницы в тарифах на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей. В связи с тем, что согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания имущества, то оплата внутрисадоводческих нужд СНТ распределяется между всеми членами СНТ. В соответствии со статьями 1, 4, 19, 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» способ распределения расходов на внутрисадоводческие нужды может определяться Правлением СНТ или общим собранием членов СНТ.
Места установки прибора учета.
30.03.18
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с пунктом 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения), обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно. Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. В соответствии с пунктом 150 Основных положений в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. Пунктом 147 Основных положений, установлено, что места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. За исключением случаев, указанных в пункте 148 Основных положений, согласование с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка мест установки, схем подключения, метрологических и иных характеристик приборов учета не требуется.
Каков порядок согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки?
01.08.17
Показать ответСвернуть ответ
Статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что Закон об электроэнергетике устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 утверждены Критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Критерии). В соответствии с пунктом 1 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 (далее - Правила № 977), Правила № 977 определяют порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченными органами. Таким образом, в случае, если инвестиционная программа регулируемых организаций соответствует Критериям, утверждение и согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, осуществляется в порядке, предусмотренном Критериями и Правилами № 977. Дополнительно сообщаем, в случае если инвестиционная программа регулируемых организаций, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, не соответствует Критериям и Правилам № 977, утверждение и согласование инвестиционных программ осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410.
Нужно ли переоформлять документы о технологическом присоединении на нового собственника энергопринимающих устройств?
01.08.17
Показать ответСвернуть ответ
Процедура переоформления документов о технологическом присоединении регламентирована разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила). В соответствии с пунктом 59 Правил собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях: а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении; б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств; в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств; г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным технологическим присоединением энергопринимающих устройств. Пунктом 79 Правил предусмотрено, что, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, обязано компенсировать сетевой организации затраты на переоформление документов о технологическом присоединении. При этом размер компенсации затрат на изготовление указанных документов не может превышать 1000 рублей.
Какой тариф на электрическую энергию следует применять в нежилых помещениях?
01.08.17
Показать ответСвернуть ответ
Согласно положениям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» существует две категории потребителей электрической энергии: «население и приравненные к нему категории потребителей», которым электрическая энергия, использованная на коммунально-бытовые нужды, поставляется по регулируемым ценам и тарифам, и остальные потребители, которым в ценовых зонах, электрическая энергия поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам. В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, определено, что к тарифной группе «население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а в соответствии с Приложением 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, определен Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности. Таким образом, в случае если электрическая энергия, потребленная в нежилых помещениях, не используется для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, то оплата всего объема электрической энергии производится по тарифам, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В случае если электрическая энергия, потребленная в нежилых помещениях, используется для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, то оплата потребленной электрической энергии производится по свободным (нерегулируемым) ценам, формируемым по шести ценовым категориям, в соответствии Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, и Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1179.
Как производится расчет объема потребленной электрической энергии между смежными сетевыми организациями при отсутствии прибора учета?
01.08.17
Показать ответСвернуть ответ
Пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения) установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в разделе Х Основных положений приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в разделе X случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных Основными положениями и приложением № 3. Учитывая изложенное, при отсутствии прибора учета электрической энергии между смежными сетевыми организациями за услуги по передаче электрической энергии расчеты должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 183 Основных положений определен порядок расчета объема оказанных услуг по передаче электрической энергии между смежными сетевыми организациями при непредставлении показаний расчетного прибора учета или при не установке приборов учета после демонтажа, утраты, неисправности на основании зафиксированных приборами учета показаний об объемах оказанных услуг в предыдущем году (предыдущем расчетном периоде). Таким образом, в случаях выхода из строя, утраты или истечении срока эксплуатации ранее установленных приборов учета и наличии показаний за предыдущие периоды определение объема оказанных услуг по передаче электрической энергии необходимо осуществлять в соответствии с пунктом 183 Основных положений. Дополнительно сообщаем, в соответствии с пунктом 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения приборами учета объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации в точках их присоединения к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации, если иное не установлено соглашением между такими сетевыми организациями, возлагается на ту сетевую организацию, центры питания которой в данной точке присоединения имеют более низкий класс напряжения, а при равенстве классов напряжения центров питания в точке присоединения - на сетевую организацию, в объекты электросетевого хозяйства которой за год до планируемой даты установки приборов учета преимущественно осуществлялся переток электрической энергии.
Применяется ли понижающий коэффициент при расчетах тарифов на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в газифицированных домах?
01.08.17
Показать ответСвернуть ответ
Пунктом 6 статьи 23.1, статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» предусмотрено что тарифы на электрическую энергию для населения и приравненным к ним потребителям рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней тарифов, утвержденных ФСТ России, в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э. Пунктом 71 Основ ценообразования установлено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. Таким образом, применение понижающего коэффициента к ценам (тарифам) на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в газифицированных домах, не предусмотрено.
Каков порядок технологического присоединения, если Заявитель не является членом СНТ?
01.08.17
Показать ответСвернуть ответ
Статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - 66-ФЗ) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) (далее - СНТ) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Порядок использования имущества общего пользования СНТ определен 66-ФЗ и гражданским законодательством. Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. В соответствии с пунктом 2(2) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила), действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется. Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Оснований для отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединения Правилами не предусмотрено. В соответствии с пунктом 8(5) Правил, в случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Таким образом, в случае, если заявитель не является членом СНТ и ведет садоводство в индивидуальном порядке на территории СНТ, то при подаче заявки в сетевую организацию на технологическое присоединение (увеличение мощности), необходимо прилагать копию договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования того СНТ, объекты инфраструктуры и другого имущества общего пользования которого используются при осуществлении технологического присоединения.
На каком сайте необходимо размещать информацию о годовой финансовой (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторском заключении (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка) субъектам рынков электрической энергии, отнесенным к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, раскрывают информацию?
01.08.17
Показать ответСвернуть ответ
Подпункт «а» пункта 9 Стандартов предписывает субъектам рынков электрической энергии раскрывать информацию о годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также об аудиторском заключении (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка). Согласно абзацу 1 пункта 10 Стандартов субъекты рынков электрической энергии, отнесенные к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, раскрывают информацию, указанную в подпункте «а» пункта 9 Стандартов, на официальном сайте в сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации для раскрытия информации об инвестиционных программах указанных субъектов электроэнергетики, ежегодно, не позднее 1 апреля. Пунктом 18 Правил осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 (далее - Правила № 977) установлено, что сетевые организации, инвестиционные программы которых утверждают Министерство энергетики Российской Федерации и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ежеквартально, не позднее чем через 45 дней после окончания отчетного квартала, размещают на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал) в соответствии со Стандартами, отчеты о реализации инвестиционных программ за предыдущий квартал. В настоящее время вместо Единого портала в связи с техническими ограничениями используется официальный сайт Минэнерго России. Пунктом 9 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 (далее - Правила), установлено, что в случае отсутствия возможности размещения на Едином портале информации, предусмотренной Правилами и (или) стандартами раскрытия информации, вследствие возникновения у оператора системы технических, программных неполадок или иных проблем субъекты электроэнергетики, государственные органы и организации представляют указанную информацию органам исполнительной власти, уполномоченным на утверждение инвестиционных программ, на электронных носителях информации в сроки, установленные Правилами и (или) стандартами раскрытия информации. Органы исполнительной власти, уполномоченные на утверждение инвестиционных программ, в течение 3 рабочих дней со дня поступления указанной информации размещают ее на своих официальных сайтах в сети «Интернет», если оператором системы было размещено объявление, предусмотренное абзацем пятым пункта 9 Правил. Учитывая изложенное, до снятия технических ограничений работы Единого портала информация о годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также об аудиторском заключении может раскрываться в электронных средствах массовой информации на официальных сайтах субъектов рынка электрической энергии и (или) в официальном печатном издании.
Может ли гарантирующий поставщик отказаться от исполнения договора энергоснабжения в одностороннем порядке?
01.08.17
Показать ответСвернуть ответ
Правила деятельности гарантирующих поставщиков, порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках определены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения). Пункт 53 Основных положений устанавливает, что в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. При этом в случае если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание, организованное в установленном разделом II Основных положений порядке. Возложение на гарантирующего поставщика обязательства по принятию потребителей на обслуживание в случае одностороннего отказа от исполнения договора обеспечивает соблюдение прав таких потребителей, в частности указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 №1173, устанавливающем запрет на ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) при оказании услуги связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2013 № ВАС-1600/13, право энергоснабжающей организации отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, при существенном нарушении этим лицом договора, предусмотрено пунктом 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). При этом в силу прямого указания названной статьи нарушение договора абонентом предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров. В силу пункта 4 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 ГК РФ (включая и статью 546) применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Таким образом, при регулировании отношений по договору снабжения электрической энергией законодательно закреплена возможность устанавливать отличные от предусмотренных в названном параграфе Кодекса правила не только в законе, но и в иных правовых актах, к которым в силу пункта 4 статьи 3 Кодекса относятся постановления Правительства Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено и в пункте 4 статьи 37 Закона об электроэнергетике, в силу которого отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения. Следовательно, предусмотрев в пункте 53 Основных положений иные, нежели закреплены в статье 546 Кодекса, основания одностороннего отказа от исполнения договора, действующего в сфере электроэнергетики, Правительство Российской Федерации реализовало предоставленные ему статьей 539 Кодекса и статьей 37 Закона об электроэнергетике полномочия. Учитывая приведенные нормы законодательства, а также решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2013 № ВАС-1600/13, в случае ненадлежащего исполнения управляющей организацией обязательств по оплате, и соблюдения гарантирующим поставщиком порядка отказа от исполнения договора, действия гарантирующего поставщика по отказу от исполнения договора с управляющей организацией и принятию потребителей на обслуживание не противоречат законодательству об электроэнергетике. При этом отказ от исполнения договора с управляющей организацией не влечет ограничение подачи электрической энергии, в качестве коммунального ресурса, для потребителей, чьи дома находятся на обслуживании данной управляющей компании.
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь