- О ФАС России
- Миссия, цели, ценности
- Услуги и функции
- Вышестоящие организации
- Структура
- Государственная служба
- Противодействие коррупции
- Федеральные целевые программы
- Политика в области качества (ISO 9001)
- Гражданская оборона
- ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
- Учебно-методический центр ФАС России
- История антимонопольного регулирования в России
- Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
- Конкурсы (закупки)
- Порядок и условия поступления на госслужбу
- Направления деятельности
- Антимонопольное регулирование
- Антимонопольный комплаенс
- Контроль проведения торгов
- Контроль распределения государственного и муниципального имущества
- В сфере распределения природных ресурсов
- В сфере связи
- В ТЭК
- В химической промышленности
- В сфере информационных технологий
- В сфере строительства и недвижимости
- В ЖКХ
- В социальной сфере
- В сфере транспорта
- В агропромышленном комплексе
- В электроэнергетике
- В промышленности
- Контроль органов власти
- Оборонно-промышленного комплекса
- Контроль в сфере здравоохранения
- На финансовых рынках
- Рынки услуг в сфере таможенного дела
- Рынки алкогольной продукции
- Рынки никотиносодержащей продукции
- Контроль недобросовестной конкуренции
- Контроль в сфере непроизводственных услуг
- Охранная деятельность
- Борьба с картелями
- Обзор практики административной апелляции
- Контроль государственных и муниципальных преференций
- Тарифное регулирование
- Контроль госзакупок
- Контроль рекламы
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
- Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе
- Перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации
- Сведения о лицах, в действиях которых усматриваются признаки нарушения ч. 10.4 ст. 5, п. 11 ст. 7 Закона о рекламе
- Контроль гособоронзаказа
- Контроль иностранных инвестиций
- Контроль в сфере торговли
- Антимонопольное регулирование
- Информационные системы
- Мониторинг цен на нефтепродукты
- Показатели для вычета акциза
- Показатели для расчета налога на добычу полезных ископаемых и акциза на жидкую сталь
- Расчет налога на добычу полезных ископаемых (газа горючего)
- Калькулятор КУ
- Раскрытие информации в ЖКХ
- Реестр жалоб
- Реестр недобросовестных поставщиков
- Реестр субъектов естественных монополий
- Реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта
- Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности
- Реестр недобросовестных участников аукциона
- Горячая линия
- Результаты мониторинга соблюдения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
- Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта по ГОЗ
- ГИС «Независимый регистратор» на электронных аукционах
- Индикативный тариф на транспортировку нефти
- ИС «Электронное ходатайство»
- Реестр недобросовестных участников земельных аукционов
Часто задаваемые вопросы
В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» поставка электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей должна производиться строго по регулируемым тарифам, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Стоимость электрической энергии по договору энергоснабжения, в том числе для населения, в соответствии с пунктом 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, включает: стоимость покупки единицы электрической энергии (мощности) с оптового рынка электроэнергии и мощности, стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии по электрическим сетям, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее – Органы регулирования) устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах, установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления), при этом в соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования Органы регулирования обязаны учитывать макроэкономические показатели прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
Предельные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2023 год установлены приказом ФАС России от 11.10.2022 № 733/22.
Сообщаем, что рост регулируемых тарифов долгое время сдерживался – Правительство Российской Федерации в последние 3 года индексировало тарифы до 2 раз ниже инфляции.
Согласно подпункту 19 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов), предусмотренные пунктом 3 Правил регулирования в электроэнергетике, установленные Федеральной антимонопольной службой на 2023 год, вводятся в действие с 1 декабря 2022 г.
Правительство Российской Федерации перенесло индексацию тарифов на газ, передачу электроэнергии, водо- и теплоснабжение с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года. За счет данного решения полтора года индексация тарифов проводиться не будет. Следующая индексация произойдет только 1 июля 2024 года. Изменение стоимости затронет холодную и горячую воду, электроэнергию, тепло, газ и твердые коммунальные отходы. Предельный уровень индексации тарифов с 1 декабря 2022 года для населения по стране не превысит 9%.
Почему c 1 июля 2022 увеличилась плата за технологическое присоединение?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 № 1178 (далее – Постановление № 1178) были внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).
Настоящие изменения вступили в силу 01.07.2022.
В соответствии с пунктом 17 Правил в случае технологического присоединения объектов, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 17 Правил и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений:
- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;
- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 1 июля 2022 г., 4000 рублей за кВт - с 1 июля 2023 г. и 5000 рублей за кВт - с 1 июля 2024 г.
С соблюдением требований абзацев первого - третьего пункта 17 Правил определяется плата за технологическое присоединение объектов микрогенерации заявителей - физических лиц, в том числе за одновременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и объектов микрогенерации.
С соблюдением требований абзацев первого - третьего пункта 17 Правил определяется плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
Положения абзацев первого-пятого пункта 17 Правил не применяются для случаев заключения договора членом малоимущей семьи (одиноко проживающим гражданином), среднедушевой доход которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенным в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», а также лицами, указанными:
- в статьях 14 - 16, 18 и 21 Федерального закона «О ветеранах»;
- в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- в статье 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- в статье 2 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
- в части 8 статьи 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- в статье 1 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
- в пункте 1 и абзаце четвертом пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;
- в Указе Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
В отношении категорий заявителей, указанных в абзацах одиннадцатом- девятнадцатом пункта 1 Правил, в случае представления заявителем документов, оформленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, управомоченным им государственным учреждением, органом местного самоуправления), подтверждающих соответствие заявителя категории, установленной абзацами одиннадцатым – девятнадцатым пункта 17 Правил, при присоединении энергопринимающих устройств заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение объектов микрогенерации, в том числе за одновременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации, и энергопринимающих устройств заявителей
- физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), определяется в размере минимального из следующих значений:
- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;
- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая устанавливается в отношении всей совокупности таких мероприятий в размере 1000 рублей за кВт уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения.
ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
К полномочиям ФАС России относится отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах электроэнергетики
и теплоснабжения, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении, а также решений об утверждении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации.
Компетенция антимонопольного органа определена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».
В каких случаях льготы на технологическое присоединение к электросетям не применяются?
Положения о размере платы за технологическое присоединение, указанные в абзацах 1 - 22 и 26 пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила), не могут быть применены в следующих случаях:
- при технологическом присоединении энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации), принадлежащих лицам, которым права владения и (или) пользования земельным участком (в том числе при его использовании без предоставления на основании разрешения) и (или) объектом капитального строительства (нежилым помещением в объекте капитального строительства) предоставлены на срок не более одного года;
- при технологическом присоединении энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации), расположенных в жилых помещениях многоквартирных домов;
- при технологическом присоединении в границах территории субъекта Российской Федерации энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации), соответствующих критериям, указанным в абзацах первом, четвертом, пятом, двадцатом и двадцать шестом пункта 17 Правил, если лицом, обратившимся с заявкой, ранее уже была подана заявка, которая не была аннулирована в соответствии с Правилами, или заключен договор в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации), соответствующих указанным критериям, расположенных (предполагаемых к расположению в соответствии с поданной заявкой) в границах территории того же субъекта Российской Федерации, при условии, что со дня заключения такого договора не истекло 3 года;
- при технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пункте 12(1) Правил, соответствующих критериям, указанным в абзаце двадцать шестом пункта 17 Правил, если они расположены (будут располагаться) в границах того же земельного участка (или в границах того же сервитута либо территории, используемой на основании разрешения без предоставления земельного участка или установления сервитута), на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства, в отношении которых ранее уже была подана заявка, которая не была аннулирована в соответствии с Правилами, или заключен договор, предусматривающий установленные абзацем двадцать шестым пункта 17 Правил особенности расчета платы за технологическое присоединение, при условии, что со дня заключения такого договора не истекло 3 года.
Кто в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на льготное технологическое присоединение к электросетям?
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям определяется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила).
Согласно абзацу 11 пункта 17 Правил положения абзацев 1 - 5 пункта 17 Правил не применяются, в том числе, для случаев заключения договора лицами, указанными в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с абзацем 20 пункта 17 Правил в отношении лиц, указанных в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случае представления заявителем документов, оформленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, управомоченным им государственным учреждением, органом местного самоуправления), подтверждающих соответствие заявителя категории (определенной в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), при присоединении энергопринимающих устройств заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение объектов микрогенерации, в том числе за одновременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации, и энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), определяется в размере минимального из следующих значений:
- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;
- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая устанавливается в отношении всей совокупности таких мероприятий в размере 1000 рублей за кВт уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения (далее — льготная ставка).
Исходя из положений абзаца 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и положений пункта 17 Правил, к инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, применяется льготная ставка.
Таким образом, льготная ставка предоставляется в случае представления заявителем документов, оформленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, управомоченным им государственным учреждением, органом местного самоуправления), подтверждающих соответствие заявителя категории.
При этом представление иных документов согласно пунктам 9 и 10 Правил (например, документа подтверждающего нуждаемость в улучшении жилищных условий) не требуется.
Кто имеет право на льготное технологичное присоединение к электросетям?
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям определяется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила).
Согласно абзацу 11 пункта 17 Правил положения абзацев 1 - 5 пункта 17 Правил не применяются для случаев заключения договора членом малоимущей семьи (одиноко проживающим гражданином), среднедушевой доход которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенным в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», а также лицами, указанными:
- в статьях 14 - 16, 18 и 21 Федерального закона «О ветеранах»;
- в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- в статье 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- в статье 2 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
- в части 8 статьи 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- в статье 1 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
- в пункте 1 и абзаце четвертом пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;
- в Указе Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
Согласно пункту 20 Правил в отношении категорий заявителей, указанных в абзацах 11-19 пункта 17 Правил, в случае представления заявителем документов, оформленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, управомоченным им государственным учреждением, органом местного самоуправления), подтверждающих соответствие заявителя категории, установленной абзацами одиннадцатым - девятнадцатым настоящего пункта, при присоединении энергопринимающих устройств заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение объектов микрогенерации, в том числе за одновременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации, и энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), определяется в размере минимального из следующих значений:
- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;
- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая устанавливается в отношении всей совокупности таких мероприятий в размере 1000 рублей за кВт уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения (далее — льготная ставка).
Таким образом для категорий заявителей, указанных в абзацах 11 - 19 пункта 17 Правил может быть применена льготная ставка, при условии соблюдения положений абзаца 20 пункта 17 Правил.
Как осуществляется технологическое присоединение к электрическим сетям членами СНТ (садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан)?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2021 № 1711 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).
Настоящие изменения вступили в силу 20.10.2021.
Так, согласно действующей редакции пункта 8(5) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом.
В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.
В случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
Как осуществляется расчет стоимости потребленной электрической энергии для каждого члена СНТ (садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан) согласно показаниям приборов учета потребления электроэнергии?
Следует отметить, что действия садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан регулируются Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) коммерческий учет электрической энергии обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (далее – ИСУЭ), согласно правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности)» (далее – Федеральный закон № 522-ФЗ) гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии при выходе из строя, истечении срока эксплуатации или интервалами между поверками.
Согласно пункту 5 статьи 37 Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Какая предусмотрена процедура технологического присоединения по индивидуальному проекту в случае необходимости урегулирования отношений со смежной сетевой организацией?
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям регламентированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила).
Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Оснований для отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединения Правилами не предусмотрено.
При этом, пунктом 15 Правил установлены сроки направления проектов договоров об осуществлении технологического присоединения.
Так, в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, установленные пунктом 30(4) Правил, а в адрес остальных заявителей сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
В силу пункта 30 Правил технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется сетевой организацией по индивидуальному проекту в случае отсутствия технической возможности.
Критерии наличия технической возможности подключения к электрическим сетям определены пунктом 28 Правил.
Пунктом 30.1 Правил предусмотрена обязанность сетевой организации в случае, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, в 30-дневный срок после получения заявки направить в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы).
Сетевая организация обязана уведомить заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления (пункт 30.2 Правил).
Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы. (пункт 30.3 Правил).
Однако, в соответствии с пунктом 30.5 Правил, в случае если для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя по индивидуальному проекту сетевой организации необходимо, в том числе, подать заявку на осуществление технологического присоединения в вышестоящую сетевую организацию, срок направления сетевой организацией заявителю проекта договора, индивидуальных технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору, и расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту продлевается на срок, установленный для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией, и на срок расчета уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, определяемой для вышестоящей сетевой организации в отношении объектов указанного заявителя. Уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при расчете платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в составе указанной платы учитывается размер платы за технологическое присоединение, утвержденный (рассчитанный) для присоединения сетевой организации к вышестоящей сетевой организации в целях присоединения указанного заявителя в запрошенных им объемах.
Отмечаем, что основания для обращения в вышестоящую сетевую организацию установлены пунктом 41 Правил, а сами особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства регламентированы разделом V Правил.
Так, согласно пункту 41 Правил в случаях, когда основания для подачи заявки в смежную сетевую организацию, предусмотренные настоящим пунктом, возникают в связи с необходимостью включения соответствующих мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия для заявителя, эта заявка должна быть подана не позднее последнего дня срока, установленного пунктом 15 Правил, для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.
Срок, в течение которого смежная сетевая организация обязана отреагировать на поступившую от сетевой организации заявку, регламентирован вышеупомянутыми абзацами 1 и 2 пункта 15 Правил.
Таким образом, сетевая организация при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в случае необходимости, обязана обратиться в вышестоящую сетевую организацию в сроки, установленные абзацем 5 пункта 41 Правил, а также в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов за установлением платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в сроки, установленные пунктом 30.1 Правил.
Указанный порядок относится также и к отношениям смежных сетевых организаций.
После установления органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующей платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту сетевая компания на основании пункта 30.4 Правил обязана направить оферту договора на технологическое присоединение, индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также копию решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
Нарушение указанного порядка может быть квалифицировано в соответствии со статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Есть ли необходимость замены приборов учета электрической энергии при увеличении мощности?
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) коммерческий учет электрической энергии обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии, согласно правилам предоставления доступа, к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила).
В соответствии с пунктом 25(1) Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны, в том числе требования к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, а также распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (выполнению каждой из сторон мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения, при этом урегулирование отношений с иными лицами осуществляется сетевой организацией).
Пунктом 25(5) Правил определено, что при выполнении сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, мероприятия по обеспечению учета электрической энергии (мощности), за исключением обеспечения учета в отношении многоквартирного дома, подлежат исполнению сетевой организацией.
При этом требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с пунктами 25 и 25(1) Правил, включая требования к местам их установки, а также разграничение обязательств по выполнению этих требований, должны соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (последний абзац пункта 26 Правил).
В соответствии с пунктом 141 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения), с 1 января 2022 г. для учета электрической энергии (мощности) подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям к приборам учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). До 1 января 2022 г. сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе осуществлять установку приборов учета, соответствующих требованиям, предусмотренным указанными Правилами.
Для учета потребляемой (производимой) электрической энергии подлежат использованию приборы учета класса точности, соответствующего требованиям правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), а для потребителей – с максимальной мощностью не менее 670 кВт, в том числе приборы учета, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более.
Класс точности измерительных трансформаторов, используемых в измерительных комплексах для установки (подключения) приборов учета, должен быть не ниже 0,5.
Пунктом 136 Основных положений установлено, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности):
при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику);
в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии (мощности), за исключением установленных Федеральным законом «Об электроэнергетике» случаев оснащения вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домов индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).
Кроме того, сетевые организации и гарантирующие поставщики осуществляют установку либо замену прибора учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии (мощности), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в порядке, предусмотренном пунктом 151 Основных положений.
Учитывая вышеизложенное, при увеличении максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя, в случае если установленный ранее прибор учета соответствует требованиям Основных положений и при этом не истек интервал между поверками или срок эксплуатации данного прибора учета и (или) иного оборудования, необходимость замены данного прибора учета и (или) иного оборудования силами сетевой организации отсутствует.
В противном случае, сетевая организация обеспечивает учет электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов в соответствии с разделом X Основных положений
Обязана ли сетевая организация рассмотреть мотивированный отказ заявителя к договору технологического присоединения раздела Х Правил? Порядок направления такого отказа заявителями, указанными в пунктах 12(1) - 14 Правил.
С 01.07.2020 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) – 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее - Правила), установлен новый порядок технологического присоединения, утверждённый разделом Х Правил. Так пунктом 103 Правил определено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
Согласно пункту 106 Правил заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 Правил, оплатить указанный счет.
В соответствии с пунктом 105 Правил, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее — личный кабинет потребителя):
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 Правил;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, положения разделов I, II и IX Правил применяются, если разделом X Правил не установлено иное.
Из системного толкования разделов I, II и X Правил следует, что сетевая организация при размещении условий типового договора и технических условий обязана сформировать их в строгом соответствии Правилам, что нивелирует обращение заявителей с мотивированным отказом.
Несоответствие условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям положениям Правил может быть квалифицированно в соответствии со статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, с учетом положений пунктов 7(1), 8(3), 103 и 106 Правил, заявитель вправе направить мотивированный отказ от заключения договора с предложением об изменении условий типового договора и технических условий через личный кабинет заявителя, создаваемый сетевой организацией в соответствии с пунктом 105 Правил.
Срок для направления такого отказа не должен превышать 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 Правил.
Сетевая организация, как указано в пункте 15 Правил, обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного требования заявителя разместить в личном кабинете новые условия типового договора и технические условия, соответствующие положениям Правил.
- Полезные ссылки
- Правительство Российской Федерации
- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
- Государственная информационная система промышленности (ГИСП)
- ФАС России на портале государственных услуг
- ФАС России на портале госзакупок
- Реформа контрольной и надзорной деятельности
- Международный центр конкуретного права и политики БРИКС