- О ФАС России
- Миссия, цели, ценности
- Услуги и функции
- Вышестоящие организации
- Структура
- Государственная служба
- Противодействие коррупции
- Федеральные целевые программы
- Политика в области качества (ISO 9001)
- Гражданская оборона
- ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
- Музей ФАС России
- История антимонопольного регулирования в России
- Этический Кодекс государственных гражданских служащих ФАС России
- Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
- 15 лет ФАС России
- Направления деятельности
- Антимонопольное регулирование
- Контроль проведения торгов
- Контроль распределения государственного и муниципального имущества
- В сфере распределения природных ресурсов
- В сфере связи
- В ТЭК
- В химической промышленности
- В сфере информационных технологий
- В сфере строительства и недвижимости
- В ЖКХ
- В социальной сфере
- В сфере транспорта
- В агропромышленном комплексе
- В электроэнергетике
- В промышленности
- Контроль органов власти
- Оборонно-промышленного комплекса
- На финансовых рынках
- Рынок услуг в сфере таможенного дела
- Рынок алкогольной продукции
- Рынок табачной продукции
- Контроль недобросовестной конкуренции
- Охранная деятельность
- Борьба с картелями
- Обзор практики административной апелляции
- Тарифное регулирование
- Контроль госзакупок
- Контроль рекламы
- Контроль гособоронзаказа
- Контроль иностранных инвестиций
- Контроль в сфере торговли
- Антимонопольное регулирование
- Информационные системы
- Мониторинг цен на нефтепродукты
- Мониторинг цен на медицинские маски
- Показатели для вычета акциза
- Калькулятор КУ
- Раскрытие информации в ЖКХ
- Реестр жалоб
- Реестр недобросовестных поставщиков
- Реестр субъектов естественных монополий
- Реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта
- Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности
- Реестр недобросовестных участников аукциона
- Горячая линия
- Результаты мониторинга соблюдения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
- Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта по ГОЗ
- ГИС «Независимый регистратор» на электронных аукционах
- Индикативный тариф на транспортировку нефти
- ИС «Электронное ходатайство»
- Мониторинг цен на нефтепродукты
Часто задаваемые вопросы
Необходимо ли предоставлять на биржу информацию о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса при заключении договора мены?
В соответствии с пунктом 1 статьи 568 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. В силу пункта 2 статьи 568 ГК РФ в случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором. В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 11.08.2003 по делу № Ф03-А73/03-1/1755 указано, что содержащиеся в договоре мены или иных документах, являющихся его неотъемлемой частью, данные о неодинаковых ценах не свидетельствуют о неравноценности обмениваемых товаров. Согласно пункту 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2002 № 69 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены» поскольку стороны в договоре прямо не оговорили, что обмениваемые товары неравноценны, и из его содержания не следует, что воля сторон была направлена на обмен неравноценными товарами, то требование о денежной компенсации, основанное на ценах, содержащихся в спецификациях, неправомерно. В соответствии с подпунктом г) пункта 2 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестр, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 (далее — Положение), биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении, в том числе пшеницы 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн. Пунктом 6 Положения установлено, что предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и 17 Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения. В силу пункта 10 Положения реестр ведется биржей в электронном виде и содержит информацию о внебиржевом договоре. Согласно подпункту ж) пункта 10 Положения для внесения внебиржевого договора в реестр лицо, заключившее внебиржевой договор, предоставляет бирже, в том числе, сведения о цене товара (в рублях за единицу, включая налоги и сборы), указанной во внебиржевом договоре (дополнительном соглашении), приведенной к базису поставки (при необходимости конвертируется в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату определения цены товара), а также о дате определения цены товара. Следовательно, предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса в случае соблюдения критериев по объему реализации группой лиц производителя за предшествующий год и объему сделки, указанных в пункте 2 Положения и наличия сведений о внебиржевом договоре, указанных в пункте 10 Положения.
Какой именно товар для целей исполнения статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее — Закон об организованных торгах) и постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» (далее — Положение) считается допущенным к организованным торгам.
Организованные торги согласно статье 2 Закона об организованных торгах - торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. Под товаром для целей Закона об организованных торгах понимаются не изъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные к организованным торгам. Статьей 4 Закона об организованных торгах установлено, что для проведения организованных торгов организатор торговли регистрирует правила организованных торгов в Центральном банке Российской Федерации. При этом в правилах организованных торгов содержится, в том числе, порядок допуска (прекращения допуска) товаров к торгам, в соответствии с которым биржа принимает решение о допуске или об отказе в допуске товара к организованным торгам. На основании изложенного, под товаром, допущенным к организованным торгам, необходимо понимать не изъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные хотя бы одной биржей к организованным торгам в соответствии с установленными ею правилами организованных торгов. ФАС России обращает внимание, что c перечнями товаров, допущенных к организованным торгам, можно ознакомиться на официальных сайтах бирж в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии со статьей 11 Закона об организационных торгах стороны должны предоставлять на биржу информацию о заключенном ими не на организованных торгах договоре, обязательства по которому предусматривают переход права собственности на товар, допущенный биржей к организованным торгам (внебиржевой договор). Для целей реализации статьи 11 Закона об организационных торгах пунктом 2 Положения утвержден перечень товаров, а также требования к минимальному объему производства и объему сделки, при котором информация о внебиржевых сделках с такими товарами подлежит предоставлению на биржу. При этом согласно пункту 3 Положения информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, предоставляется биржам, осуществляющим проведение организованных торгов соответствующим товаром. Важно, что в соответствии с пунктом 7 Положения предоставление информации о внебиржевом договоре более чем на одну биржу не допускается. В соответствии с пунктом 5 Положения перечень бирж, на которые должна предоставляться информация о внебиржевых договорах, публикуется в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по форме и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. На официальном сайте Центрального банка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.cbr.ru размещен перечень бирж, а также товаров, допущенных такими биржами к организованным торгам, в отношении которых они в целях реализации Положения принимают информацию о внебиржевых сделках.
Обязано ли лицо, являющееся покупателем пшеницы 3-го и 4-го класса у производителя и входящее в группу лиц с этим производителем, и впоследствии продающее эту же пшеницу третьему лицу (своему покупателю), предоставлять сведения об обоих внебиржевых договорах — договоре купли-продажи с производителем зерна и договоре купли-продажи с покупателем зерна — или же сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623, предоставляются бирже только в отношении договора с покупателем зерна при указании необходимых сведений о производителе пшеницы в соответствии с подпунктом б) пункта 13 Положения?
Подпунктом «г» пункта 2 Положения предусматривается, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн. Кроме того, согласно пункту 6 Положения предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, заключенных (1) производителями этих товаров, (2) лицами, входящими в группу лиц с производителями, или (3) лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и 17 Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения. При этом пунктом 8 Положения обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке (лицо, от имени которого заключен внебиржевой договор). На лицо, являющееся приобретателем товара по внебиржевому договору, не возложена обязанность по предоставлению информации о таком внебиржевом договоре. Таким образом, в целях реализации Постановления на основании пункта 6 Положения предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевом договоре как в случае отчуждения товара на внебиржевом рынке производителем, так и в случае, если товар отчуждается хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц с производителем (а также лицами, действующими в интересах и за счет производителя и (или) его группы лиц), в том числе, если такие хозяйствующие субъекты (лица) отчуждают товар, приобретенный ранее у производителя, входящего с ними в одну группу лиц.
Каков порядок применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» (далее — Положение) при регистрации внебиржевых договоров в части обязанности предоставления информации о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса лицом, не являющимся участником организованных торгов и не зарегистрированным на бирже?
Подпунктом «г» пункта 2 Положения определено, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн. В свою очередь, в соответствии с пунктом 6 Положения предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Пунктом 8 Положения обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке (лицо, от имени которого заключен внебиржевой договор). Таким образом, в соответствии с требованиями Положения вне зависимости от наличия у лиц, указанных в пункте 6 Положения, допуска к участию в организованных торгах, а также вне зависимости от того, принимают ли фактически такие лица участие в организованных торгах, в случае, если от их имени заключен внебиржевой договор (в том числе, в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн), такие лица обязаны своевременно предоставить на биржу полную и достоверную информацию о заключенном ими внебиржевом договоре.
Монополизирован ли рынок работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию?
Федеральный закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее – Закон № 206-ФЗ) устанавливает правовые основы регулирования в области карантина растений, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций (далее - граждане, юридические лица) в области карантина растений. Согласно статье 27 Закона № 206-ФЗ карантинное фитосанитарное обеззараживание проводится юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения такого обеззараживания. При этом, в соответствии с пунктом 6 статьи 34 Закона № 206-ФЗ до 1 января 2018 года работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в соответствии с частью 1 статьи 27 Закона № 206-ФЗ проводились федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, с 1 января 2018 работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в соответствии с частью 1 статьи 27 Закона № 206-ФЗ проводятся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения соответствующих работ. Для реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права получения лицензии на выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию Федеральным законом от 27.10.2015 № 292-ФЗ внесены изменения в статью 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и принято постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2017 № 133 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию». Таким образом, за проведением работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, предусмотренному частью 1 статьи 27 Закона № 206-ФЗ, хозяйствующий субъект вправе обратиться в любую организацию частной формы собственности, к индивидуальному предпринимателю, имеющим лицензию на право проведения такого обеззараживания.
Каков порядок применения Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривает переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623, при предоставлении информации о заключенных внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса в части сроков регистрации указанных договоров на бирже?
Согласно пункту 14 Положения сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами «а» - «к» и «м» - «т» пункта 13 Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) - со дня изменения соответствующих сведений. Исходя из этого, в случае если сторонами внебиржевого договора не определены сведения, предусмотренные подпунктом «о» пункта 13 Положения, сведения о внебиржевом договоре не подлежат предоставлению до момента определения данных сведений. Сведения о внебиржевом договоре, предусмотренные пунктом 13 Положения, могут быть определены сторонами договора как положениями самого внебиржевого договора, так и положениями дополнительного соглашения, а также иными документами. Таким образом, предоставлять информацию на биржу необходимо при каждом заключенном дополнительном соглашении или ином документе, являющимся неотъемлемой частью договора, в котором обозначены сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения. Если в типовом договоре поставки указано, что конкретные сроки поставки определяются в соответствии с приложениями к договору, то датой поставки товара следует считать дату, согласованную сторонами в приложении к договору, и внебиржевой договор регистрируется в течение 3-х дней после подписания приложения одновременно с приложением. При этом, в соответствии со статьей 191 Гражданского Кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, течение сроков, определенных пунктом 14 Положения, начинается со следующего календарного дня после наступления соответствующих событий, указанных в данном пункте. Вместе с тем, в целях исключения претензий в части сроков предоставления информации о внебиржевом договоре на биржу, рекомендуется при подписании документов помимо даты самого документа проставлять соответствующую дату фактического подписания.
По вопросам, касающимся объема сделки, по которой предоставляется информация на биржу, и порядка расчета объема реализации пшеницы различных классов?
Подпунктом «г» пункта 2 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 определено, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн. Таким образом, информация на биржу предоставляется по каждой сделке в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса только при объеме сделки, превышающем 60 тонн. Объем реализации группой лиц производителя за предшествующий год пшеницы 3-го и 4-го класса считается совокупно.
Правомерно ли принятие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, которыми в соответствующих регионах Российской Федерации устанавливаются предельные размеры торговых надбавок к ценам на отдельные виды продовольственных товаров?
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением случаев, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары.
В настоящее время в Российской Федерации государственное регулирование цен на продовольственные товары осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Во исполнение вышеназванного Указа Президента Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе:
снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;
наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
Таким образом, действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов, которыми вводится государственное регулирование торговых надбавок к ценам на отдельные виды товаров (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней), за исключением случаев, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, противоречат федеральному законодательству.
Какой именно товар для целей исполнения статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее — Закон об организованных торгах) и постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» (далее — Положение) считается допущенным к организованным торгам.
Организованные торги согласно статье 2 Закона об организованных торгах - торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. Под товаром для целей Закона об организованных торгах понимаются не изъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные к организованным торгам. Статьей 4 Закона об организованных торгах установлено, что для проведения организованных торгов организатор торговли регистрирует правила организованных торгов в Центральном банке Российской Федерации. При этом в правилах организованных торгов содержится, в том числе, порядок допуска (прекращения допуска) товаров к торгам, в соответствии с которым биржа принимает решение о допуске или об отказе в допуске товара к организованным торгам. На основании изложенного, под товаром, допущенным к организованным торгам, необходимо понимать не изъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные хотя бы одной биржей к организованным торгам в соответствии с установленными ею правилами организованных торгов. ФАС России обращает внимание, что c перечнями товаров, допущенных к организованным торгам, можно ознакомиться на официальных сайтах бирж в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии со статьей 11 Закона об организационных торгах стороны должны предоставлять на биржу информацию о заключенном ими не на организованных торгах договоре, обязательства по которому предусматривают переход права собственности на товар, допущенный биржей к организованным торгам (внебиржевой договор). Для целей реализации статьи 11 Закона об организационных торгах пунктом 2 Положения утвержден перечень товаров, а также требования к минимальному объему производства и объему сделки, при котором информация о внебиржевых сделках с такими товарами подлежит предоставлению на биржу. При этом согласно пункту 3 Положения информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, предоставляется биржам, осуществляющим проведение организованных торгов соответствующим товаром. Важно, что в соответствии с пунктом 7 Положения предоставление информации о внебиржевом договоре более чем на одну биржу не допускается. В соответствии с пунктом 5 Положения перечень бирж, на которые должна предоставляться информация о внебиржевых договорах, публикуется в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по форме и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. На официальном сайте Центрального банка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.cbr.ru размещен перечень бирж, а также товаров, допущенных такими биржами к организованным торгам, в отношении которых они в целях реализации Положения принимают информацию о внебиржевых сделках.
Обязано ли лицо, являющееся покупателем пшеницы 3-го и 4-го класса у производителя и входящее в группу лиц с этим производителем, и впоследствии продающее эту же пшеницу третьему лицу (своему покупателю), предоставлять сведения об обоих внебиржевых договорах — договоре купли-продажи с производителем зерна и договоре купли-продажи с покупателем зерна — или же сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623, предоставляются бирже только в отношении договора с покупателем зерна при указании необходимых сведений о производителе пшеницы в соответствии с подпунктом б) пункта 13 Положения?
Подпунктом «г» пункта 2 Положения предусматривается, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн. Кроме того, согласно пункту 6 Положения предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, заключенных (1) производителями этих товаров, (2) лицами, входящими в группу лиц с производителями, или (3) лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и 17 Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения. При этом пунктом 8 Положения обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке (лицо, от имени которого заключен внебиржевой договор). На лицо, являющееся приобретателем товара по внебиржевому договору, не возложена обязанность по предоставлению информации о таком внебиржевом договоре. Таким образом, в целях реализации Постановления на основании пункта 6 Положения предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевом договоре как в случае отчуждения товара на внебиржевом рынке производителем, так и в случае, если товар отчуждается хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц с производителем (а также лицами, действующими в интересах и за счет производителя и (или) его группы лиц), в том числе, если такие хозяйствующие субъекты (лица) отчуждают товар, приобретенный ранее у производителя, входящего с ними в одну группу лиц.
Что подразумевает под собой формулировка «реализация группой лиц производителя» для целей применения Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623, и каким нормативным актом это регулируется. Как считать объем реализации в случае, если одному физическому лицу принадлежит 2 сельскохозяйственных предприятия?
Понятие «группа лиц» определено статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). В соответствии с данным законом группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, в том числе, если хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства), а также если лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции признаку входит в группу с одним и тем же лицом. Таким образом, если одному физическому лицу принадлежит 2 сельскохозяйственных предприятия, то данные предприятия принадлежат к одной группе лиц и для целей реализации Положения объем реализации зерна за предшествующий год следует считать совокупно по всем участникам группы лиц.
Каков порядок применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» (далее — Положение) при регистрации внебиржевых договоров в части обязанности предоставления информации о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса лицом, не являющимся участником организованных торгов и не зарегистрированным на бирже?
Подпунктом «г» пункта 2 Положения определено, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн. В свою очередь, в соответствии с пунктом 6 Положения предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Пунктом 8 Положения обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке (лицо, от имени которого заключен внебиржевой договор). Таким образом, в соответствии с требованиями Положения вне зависимости от наличия у лиц, указанных в пункте 6 Положения, допуска к участию в организованных торгах, а также вне зависимости от того, принимают ли фактически такие лица участие в организованных торгах, в случае, если от их имени заключен внебиржевой договор (в том числе, в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн), такие лица обязаны своевременно предоставить на биржу полную и достоверную информацию о заключенном ими внебиржевом договоре.
Каков порядок предоставления информации о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса?
Порядок предоставления информации о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса определен Положением о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623. Пунктом 2 Положения утвержден перечень товаров, а также требования к минимальному объему производства (реализации) и объему сделки, при котором информация о внебиржевых сделках с такими товарами подлежит предоставлению на биржу. При этом согласно пункту 3 Положения информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, предоставляется биржам, осуществляющим проведение организованных торгов соответствующим товаром. В соответствии с пунктом 5 Положения перечень бирж, на которые должна предоставляться информация о внебиржевых договорах, публикуется в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по форме и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. На официальном сайте Центрального Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_secur/list_commodity_exch/ размещен перечень бирж, а также товаров, допущенных такими биржами к организованным торгам, в отношении которых они в целях реализации Положения принимают информацию о внебиржевых сделках. В настоящее время биржами, принимающими информацию о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса, являются: Акционерное общество «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа», Открытое акционерное общество «Санкт-Петербургская Биржа», Закрытое акционерное общество «Национальная товарная биржа», Акционерное общество «Крымская биржа». Их адреса можно также найти на сайте Банка России по указанной выше ссылке. Подпунктом «г» пункта 2 Положения определено, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн. Требования к минимальному объему реализации пшеницы 3-го и 4-го класса и объему сделки, при котором информация о внебиржевых сделках подлежит предоставлению на биржу, применяются в совокупности. То есть если сельхозтоваропроизводитель, не входящий в группу лиц с другими производителями (в понимании группы лиц, определенном статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции»), реализовал в предшествующем году более 10 тыс. тонн пшеницы, информация на биржу предоставляется только по сделкам, объем которых превышает 60 тонн. И наоборот: если объем реализации пшеницы этим сельхозтоваропроизводителем в предшествующем году не превысил 10 тыс. тонн, то информация на биржу сельхозтоваропроизводителем не предоставляется даже в случае, если объем сделки составил более 60 тонн.
- Полезные ссылки
- Правительство Российской Федерации
- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
- ФАС России на портале государственных услуг
- Российская общественная инициатива
- ФАС России на портале госзакупок
- Реформа контрольной и надзорной деятельности
- Государственная информационная система промышленности (ГИСП)
- Международный центр конкуретного права и политики БРИКС
- Партнерство с «МДЦ «Артек»