- О ФАС России
- Миссия, цели, ценности
- Услуги и функции
- Вышестоящие организации
- Структура
- Государственная служба
- Противодействие коррупции
- Федеральные целевые программы
- Политика в области качества (ISO 9001)
- Гражданская оборона
- ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
- Учебно-методический центр ФАС России
- История антимонопольного регулирования в России
- Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
- Конкурсы (закупки)
- Порядок и условия поступления на госслужбу
- Направления деятельности
- Антимонопольное регулирование
- Антимонопольный комплаенс
- Контроль проведения торгов
- Контроль распределения государственного и муниципального имущества
- В сфере распределения природных ресурсов
- В сфере связи
- В ТЭК
- В химической промышленности
- В сфере информационных технологий
- В сфере строительства и недвижимости
- В ЖКХ
- В социальной сфере
- В сфере транспорта
- В агропромышленном комплексе
- В электроэнергетике
- В промышленности
- Контроль органов власти
- Оборонно-промышленного комплекса
- Контроль в сфере здравоохранения
- На финансовых рынках
- Рынки услуг в сфере таможенного дела
- Рынки алкогольной продукции
- Рынки никотиносодержащей продукции
- Контроль недобросовестной конкуренции
- Контроль в сфере непроизводственных услуг
- Охранная деятельность
- Борьба с картелями
- Обзор практики административной апелляции
- Контроль государственных и муниципальных преференций
- Тарифное регулирование
- Контроль госзакупок
- Контроль рекламы
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
- Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе
- Перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации
- Сведения о лицах, в действиях которых усматриваются признаки нарушения ч. 10.4 ст. 5, п. 11 ст. 7 Закона о рекламе
- Контроль гособоронзаказа
- Контроль иностранных инвестиций
- Контроль в сфере торговли
- Антимонопольное регулирование
- Информационные системы
- Мониторинг цен на нефтепродукты
- Показатели для вычета акциза
- Показатели для расчета налога на добычу полезных ископаемых и акциза на жидкую сталь
- Расчет налога на добычу полезных ископаемых (газа горючего)
- Калькулятор КУ
- Раскрытие информации в ЖКХ
- Реестр жалоб
- Реестр недобросовестных поставщиков
- Реестр субъектов естественных монополий
- Реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта
- Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности
- Реестр недобросовестных участников аукциона
- Горячая линия
- Результаты мониторинга соблюдения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
- Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта по ГОЗ
- ГИС «Независимый регистратор» на электронных аукционах
- Индикативный тариф на транспортировку нефти
- ИС «Электронное ходатайство»
- Реестр недобросовестных участников земельных аукционов
Часто задаваемые вопросы
Государственному регулированию подлежат перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (далее —Постановление № 643).
Стоимость услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в вагонах категории «купе» не подлежит государственному тарифному регулированию в соответствии с Постановлением № 643 и устанавливается перевозчиком самостоятельно.
Цена проезда в нерегулируемом сегменте (вагоны категории «СВ» и «купе») формируется в зависимости от различных факторов, таких как спрос, сезон, день недели, время отправления и прибытия, категория и уровень загрузки поезда, количество свободных мест, количество дней до отправления с помощью системы динамического ценообразования, применяемой перевозчиком.
При этом у пассажиров существует возможность совершить поездку по выбранному маршруту в нерегулируемом государством сегменте или приобрести проездной документ (билет) по регулируемым государством ценам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров всеми видами транспорта общего пользования в городском сообщении, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перевозки пассажиров, багажа осуществляются по регулярным маршрутам по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Действия перевозчиков при установлении тарифов могут быть рассмотрены на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Международные воздушные перевозки с участием российских авиакомпаний осуществляются на основе двусторонних межправительственных соглашений о воздушном сообщении, которыми устанавливаются ограничения по количеству перевозчиков, пунктам назначения, регламентирован порядок установления тарифов и т.д.
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 395, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере гражданской авиации, является Минтранс России.
Почему на летний период /на праздничные новогодние (майские) дни подорожали авиабилеты?
В соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса от 19.03.1997 № 60-ФЗ плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.
При осуществлении внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа применяются и распространяются на перевозчиков, уполномоченных агентов и пассажиров Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155.
Стоимость на перелет формируется в зависимости от количества свободных мест в салоне воздушного судна, уровня загрузки воздушного судна, количества дней до отправления (глубина продаж), а также от спроса, сезона, дня недели (в выходные и праздничные дни, как правило, стоимость перелета выше), времени отправления и прибытия.
Летний период отпусков, праздничные дни, короткий период между датой бронирования авиабилета и датой вылета - это период высокого спроса авиабилетов по всем направлениям.
Глубина продаж авиабилетов у перевозчиков составляет до года. С начала продаж перевозчиками выставляются все кресла во всех классах обслуживания, при этом предлагается несколько видов тарифов, начиная с минимального. По мере заполнения мест воздушного судна стоимость авиабилетов растет. Таким образом, заблаговременное бронирование авиабилетов дает возможность приобретения их по более дешевому тарифу.
Почему авиакомпании берут плату за выбор места и онлайн-регистрацию?
В соответствии с пунктом 77 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее - ФАП), для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа. Регистрация пассажиров может проводиться на сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», позволяющем пассажиру самостоятельно осуществить регистрацию с предоставлением пассажиру посадочного талона в электронном виде, в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта.
В аэропорту регистрация пассажира на рейс осуществляется бесплатно.
Для экономии времени пассажиру предоставляется возможность онлайн-регистрации на сайте авиакомпании. Онлайн‐регистрация на рейсы авиакомпании доступна только для клиентов, осуществляющих процедуру выбора места на соответствующем рейсе. В соответствии с пунктом 16 ФАП при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик либо уполномоченный агент имеет право не закреплять за пассажиром конкретное пассажирское место в салоне воздушного судна с заявленным классом обслуживания. В этом случае номер пассажирского места, выделяемого пассажиру, указывается при регистрации пассажира. Порядок выбора конкретного места по желанию пассажира устанавливается перевозчиком
В соответствии с пунктами 100-101 ФАП перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле. Дополнительные услуги повышенной комфортности, порядок их предоставления и оплаты устанавливаются перевозчиком, если они оказываются перевозчиком, или уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, если они оказываются уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, или по соглашению между сторонами, совместно оказывающими услуги. Таким образом, услуга выбора места и онлайн-регистрация за дополнительную оплату нарушением воздушного законодательства Российской Федерации не является.
О законности размещения остановочных павильонов наземного пассажирского транспорта без проведения торговой процедуры на землях муниципальной собственности
На основании пункта 38 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положений пункта 6.10 методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных Приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр остановочные павильоны являются некапитальными нестационарными сооружениями и относятся к элементам благоустройства.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) предусмотрена возможность использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, для размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 (далее — Постановление № 1300).
В соответствии с пунктом 4 Постановления № 1300 к видам объектов, размещение которых допускается без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута относятся элементы благоустройства территории, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений.
Таким образом, применение положений статьи 39.33 ЗК РФ при установке остановочных павильонов наземного пассажирского транспорта неправомерно. Их размещение должно осуществляться лицом, обладающим правами на соответствующий земельный участок.
Права на земельный участок предоставляются по результатам аукциона, проводимого в порядке статьи 39.11 ЗК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.
При этом, согласно подпункту 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
Если билет приобретен до 01.05.2020, то в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 № 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» (далее-Положение) утвержден порядок, который применяется к договорам (билетам), подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным (купленным) до 1 мая 2020 г.
В соответствии с пунктом 5 Положения пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности, доплатить денежными средствами. Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки. Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации № 991 предусмотрен возврат денежных средств отдельным категориям граждан за билет, приобретенный до 01.05.2020: пассажиру, признанному инвалидом I или II группы, ребенку-инвалиду, а также ветерану Великой Отечественной войны, лицу, сопровождающему инвалида I группы или ребенку-инвалиду, лицу, имеющему удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Если билет приобретен после 01.05.2020, то перерасчет провозной платы при изменении пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 № 155.
В случае несогласия с решением должностных лиц перевозчика по вопросу возврата денежных средства за авиабилеты, пассажир вправе обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов на основании части I статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
Какая на сегодняшний день ставка сбора за оформление возврата денег за неиспользованный проездной документ (билет) и (или) перевозочный документ?
В соответствии с подпунктом «з» пункта 8 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643, сбор за оформление возврата денег за неиспользованный проездной документ (билет) и (или) перевозочный документ подлежит государственному тарифному регулированию.
Размер сбора за возврат денег утвержден приказом ФСТ России от 27.07.2010 №156-т/1, при этом в соответствии с приказом ФАС России от 20.09.2019 № 1232/19 его величина является предельно максимальной и может быть снижена по решению пассажирских перевозчиков.
Приказом ФАС России от 27.04.2020 № 435/20 (далее — Приказ) внесены изменения в приказ ФСТ России от 27 июля 2010 г. № 156-т/1, предусматривающие установление размера сбора за оформление возврата денежных средств неиспользованного проездного документа (билета) для пассажира на уровне 2 руб. 13 копеек.
Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.05.2020 года под регистрационным номером 58355 и опубликован 15.05.2020 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, вступил в силу 26.05.2020.
Моменты, которые помогут не только пассажирам, но и, возможно, дадут дополнительное время сотрудникам авиакомпаний для оперативного принятия решения по обмену/возврату бронирования.
ФАС России рекомендует обратить внимание на следующие моменты, которые помогут не только пассажирам, но и, возможно, дадут дополнительное время сотрудникам авиакомпаний для оперативного принятия решения по обмену/возврату бронирования. Убедитесь, что ваш рейс попадает под особые условия возврата и обмена билетов в связи с пандемией коронавируса. Узнайте правила обмена и возврата у конкретной авиакомпании. Решите, что вам нужнее и что выгоднее, исходя из этих правил: возврат билета (хотите получить деньги, российские авиакомпании это позволяют) или обмен (уверены, что готовы лететь — например, осенью или на Новый год). Если выбрали обмен, заранее определитесь с новыми датами, а также с тем, насколько готовы их двигать (если вдруг на выбранные не будет рейсов — не все ведь ежедневные; либо, если остались билеты лишь по более дорогим тарифам, может, лучше выбрать другой день, чем доплачивать). Если покупали билет на сайте авиакомпании, обычно и обмен можно сделать самостоятельно: зайти в свое бронирование или в личный кабинет. Колл-центры сейчас перегружены, так что это самый быстрый вариант. Если же приобретали билет через другой сайт бронирования, в билетном агентстве, в турагентстве — за обменом обращайтесь туда же.
Стоимость на перелет формируется в зависимости от количества свободных мест на воздушном судне, а также от спроса, сезона, дня недели (выходные и праздничные дни, как правила, стоимость перелета выше), времени отправления и прибытия, уровня загрузки воздушного судна, стоимости топлива, количества дней до отправления (глубина продаж).
Праздники - это период повышенного спроса на авиабилеты по всем направлениям.
Часть билетов, учитывая глубину продаж, превышающую шесть месяцев (билеты по низкому тарифу в каждом классе обслуживания уже забронированы), приобретена заранее, как правило, по более дешевому тарифу.
Оставшиеся билеты реализуются в соответствии с динамической системой ценообразования.
- Полезные ссылки
- Правительство Российской Федерации
- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
- Государственная информационная система промышленности (ГИСП)
- ФАС России на портале государственных услуг
- ФАС России на портале госзакупок
- Реформа контрольной и надзорной деятельности
- Международный центр конкуретного права и политики БРИКС