Часто задаваемые вопросы

Категория:
Контроль рекламы
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

Распространяются ли требования по маркировке рекламы в интернете на социальную рекламу?

01.11.23
Показать ответСвернуть ответ

Социальная реклама, распространяемая в интернете, должна иметь пометку «социальная реклама» и сведения о рекламодателе, которые могут быть указаны одним из двух способов: полное ФИО для физического лица, полное наименование для юридического лица, органа государственной власти или ссылка на сайт (страницу сайта) с данными о рекламодателе. При этом информация о социальной рекламе не подлежит обязательной передаче в ЕРИР и не требует получения идентификатора рекламы.

Будет ли считаться рекламой информация, размещенная на безвозмездной основе?

01.11.23
Показать ответСвернуть ответ

К признакам рекламы не относится факт получения вознаграждения за ее размещение. Антимонопольными органами оценивается содержание размещаемой информации. Если информация содержит объект рекламирования, адресована неопределенному кругу лиц, имеет целью формирование и поддержание интереса к конкретному товару, то такая информация будет признана рекламой.

Является ли информация о розыгрыше призов рекламой?

02.10.23
Показать ответСвернуть ответ

В большинстве случаев нет. Если владелец (администратор) ресурса в сети Интернет (на сайте или в социальной сети) разместил информацию о своем розыгрыше, например о том, что при подписке на него посетитель ресурса получает шанс выиграть какой-либо товар, такая информация может расцениваться как справочно-информационная. В качестве приза может быть указан конкретный товар, при этом к товару не привлекается особое внимание, не указываются его свойства, характеристики, цена и т.д. (например, «подпишись на меня и получи шанс выиграть телефон «***», «соверши покупки на сумму не менее 10000 руб. и получи шанс выиграть телефон «***»).

В каком случае информация о розыгрыше призов может быть рекламой?

02.10.23
Показать ответСвернуть ответ

Если на ресурсе размещается информация о розыгрыше, проводимом не владельцем (администратором) данного ресурса, при этом в такой информации содержится описание достоинств товара, указанного в качестве приза (например, «подпишись на канал моего друга, продающего качественную технику по доступным ценам, и получи шанс выиграть телефон «***»).

Будет ли считаться рекламой призыв подписаться на свои социальные сети?

02.10.23
Показать ответСвернуть ответ

Призыв подписаться на свои каналы/сообщества в социальных сетях или посетить иные свои ресурсы в сети Интернет не является рекламой, поскольку данный призыв преследует справочно-информационные цели и информирует посетителей ресурса о существовании иной страницы/канала/сообщества в социальной сети.

Может ли считаться рекламой призыв подписаться на чужие социальные сети?

 

02.10.23
Показать ответСвернуть ответ

В случае если информация с призывом подписаться на страницу в социальной сети/посетить сайт иного лица указывает также на товар или услугу, которые производятся или реализуются владельцем такой страницы в сети Интернет, дает их характеристики, призывает к покупке товара (услуги), то такая информация относится к рекламе.

Являются ли рекламой объявления о вакансиях, размещенные в городских новостных сообществах в соцсетях или сайтах?

 

22.09.23
Показать ответСвернуть ответ

Нет. Объявления работодателей о приёме на работу с указанием наименования работодателя, профиля деятельности организации, требований к кандидатам и других сведений о предлагаемой работе связаны с комплектацией штата предприятия и не являются рекламой, поскольку не направлены на привлечение внимания к организации или ее товарам, не имеют цели формирования или поддержания интереса к ним и их продвижения на товарном рынке.

Однако если объявление о вакансии в первую очередь концентрирует внимание на преимуществах компании на рынке реализуемых ею товаров, например, перед описанием условий работы и обязанностей в ней чрезмерно указано о лидирующих позициях компании в своем сегменте или о реализуемых товарах, в том числе с указанием цены, что не связано напрямую с условиями труда, то такая информация может быть признана рекламой.

Также если на таких ресурсах размещается информация об услугах сторонней компании по подбору персонала, то такая информация может быть признана рекламой.

Признаются ли рекламой отзывы на товар от покупателей данного товара, размещенные в специальном разделе?

14.09.23
Показать ответСвернуть ответ

Отзывы о товаре в специальном разделе рекламой не являются, поскольку в оставленных отзывах содержится личное мнение покупателей.

Является ли рекламой информация о спонсорах и партнерах, размещенная на сайте компании?

 

14.09.23
Показать ответСвернуть ответ

Информация о спонсорах и партнерах в виде их логотипов в специальном разделе сайта на сайте компании не признается рекламой, поскольку она носит справочный характер и размещается для информирования посетителей сайта о том, что спонсором или партнером компании выступает та или иная организация.

Является ли рекламой информация о товарах, размещенная в мобильном приложении магазина?

 

14.09.23
Показать ответСвернуть ответ

Нет, поскольку такая информация информирует о самом магазине и о товарах, которые магазин продает. Однако если в мобильном приложении размещаются сведения о товарах иных продавцов, информация о которых визуально выделяется, такая информация может быть рекламой.

Является ли рекламой информация о реализуемых товарах, размещенная на сайтах и в соцсетях магазинов, продавцов товаров или на маркетплейсах?

14.09.23
Показать ответСвернуть ответ

Если информация о товарах на сайте магазина, продавца товаров разных производителей выполнена в обычном, едином стиле и информирует о самом магазине, продавце и товарах, которые магазин, продавец реализует, то такая информация носит справочный характер и рекламой не является. Информация на маркетплейсах о товарах, которые продают различные продавцы, также не является рекламой, если она размещена единообразно и не выделяется из общего стиля сайта.

Однако если на сайте магазина, продавца, маркетплейсе размещаются сведения о товарах, которые визуально выделяются среди общей подачи информации и стимулируют или поддерживают особый интерес к определённому товару, например, «закрепленный» баннер, размещаемый на каждой странице сайта и не изменяющийся при переходе на другую страницу, или баннер, неоднократно «всплывающий» на одной странице или при переходе на разные страницы сайта, такая информация может признаваться рекламой.

Является ли рекламой информация о товарах или мероприятиях, размещенная на сайтах/сообществах в социальной сети, которые являются агрегаторами объявлений или новостей района/города/профессионального сообщества?

14.09.23
Показать ответСвернуть ответ

Нет, если сами объявления о товарах или мероприятиях размещены списком в едином стиле и имеют отношение к тематике сайта/сообщества в социальной сети. Такая информация не является рекламой и представляет собой каталог, по которому в том числе выдается справка по запросу пользователей.

Является ли рекламой информация, размещенная на собственном сайте и в соцсетях производителя товаров?

14.09.23
Показать ответСвернуть ответ

Информация на сайте производителя товаров о товарах собственного производства не является рекламой, поскольку она служит для ознакомления с ассортиментом продукции.

При этом может признаваться рекламой размещение на таком сайте сведений о товарах иных производителей.

Об отмене разъяснений о применении законодательства о рекламе

01.02.23
Показать ответСвернуть ответ

Письмом ФАС России от 02.12.2022 № МШ/109196-ПР/22 на основании подпункта «в» пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 24.05.2022 № ДГ-П36-8572 и поручения Правительства Российской Федерации от 20.11.2022 № ДГ-П36-19812 документы разъяснительного характера, указанные в перечне (во вложении к данному письму), признаны недействующими.

Вместе с тем отмена данных документов не отменяет нормы Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в том числе статьей 3 и 19 данного Закона, не отменяет судебную практику и обычаи делового оборота, сложившиеся по вопросам, указанным в данном письме.

С учетом изложенного, заявитель вправе руководствоваться нормами Закона о рекламе, судебной практикой и обычаями делового оборота.

 

Допускается ли распространение рекламы на квитанциях на оплату коммунальных услуг?

 

15.07.22
Показать ответСвернуть ответ

Согласно части 10.3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.

При этом положения данной части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Так, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вместе с тем под социальной рекламой согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» понимается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Справочно-информационные сведения, в силу пункта 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», не относятся к рекламе, в том числе, в связи с отсутствием в них объекта рекламирования, к которому формируется интерес потребителей в целях продвижения его на рынке.

Однако в случае, если реклама вложена в конверт с квитанцией на оплату коммунальных услуг и представляет собой отдельный носитель, инструментально не прикрепленный к самой квитанции, ее распространение указанным способом не может рассматриваться как нарушение части 10.3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Является ли информация, размещенная на официальном сайте организации рекламой?

15.07.22
Показать ответСвернуть ответ

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Вместе с тем, согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» настоящий закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

По мнению специалистов ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающему услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создаётся с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, её товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объём сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.

Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Учитывая изложенное, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Данная позиция подтверждается судебной практикой по делам № А65-18861/2018, № А82- 961/2015, № А38-3231/2016.

Вместе с тем квалификация материала как рекламного либо информационного не зависит от способа его распространения, а определяется манерой представления и назначением такой информации.

Так, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой.

Как разграничить понятия вывеска и реклама?

15.07.22
Показать ответСвернуть ответ

Подробное разъяснение законодательства Российской Федерации о рекламе в части разграничения понятий вывеска и реклама размещено на сайте ФАС России по адресу: https://fas.gov.ru/documents/602558.

Какие требования установлены к содержанию и срокам подачи жалобы на признаки нарушения закона о рекламе?

15.07.22
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 14 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922 (далее – Правил), установлены требования к заявлению, указывающему на признаки нарушения законодательства о рекламе – заявление о нарушении законодательства подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В заявлении должны содержаться следующие сведения:

- наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства заявителя - физического лица);

- наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, принявшего акт, противоречащий полностью или в части законодательству Российской Федерации о рекламе;

- описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) акта органа местного самоуправления, противоречащих полностью или в части законодательству Российской Федерации о рекламе, с приложением имеющихся доказательств;

- требования заявителя.

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо, от которого могут быть получены такие доказательства.

В заявлении необходимо указывать требуемые в соответствии с законодательством имеющиеся у Вас сведения о рекламодателе и рекламораспространителе рекламы (наименование, местонахождение, контактная информация), период (дата) и способ распространения рекламы, описать существо нарушения, изложить требование, приложить рекламу, а также иные материалы и документы в поддержку своих доводов.

Антимонопольный орган рассматривает заявление, поданное в соответствии с настоящими Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий 1-го месяца со дня его поступления.

В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на 1 месяц, письменно уведомив о таком решении заявителя.

Какие требования к подаче заявления с жалобой на распространение рекламы посредством СМС-сообщений?

04.04.22
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Вместе с тем для целей реализации ФАС России возложенных на него полномочий, антимонопольный орган должен обладать документами и доказательствами, необходимыми для принятия обоснованного решения.

В соответствии с пунктом 14 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, установлены требования к заявлению, указывающему на признаки нарушения законодательства о рекламе.

Заявление о нарушении законодательства о рекламе подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В заявлении о нарушении законодательства должны содержаться: наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства заявителя - физического лица); наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы с приложением имеющихся доказательств; требования заявителя.

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которых могут быть получены такие доказательства.

В заявлении необходимо указать требуемые в соответствии с законодательством и имеющиеся у Вас сведения: рекламодателя и рекламораспространителя рекламы (наименование, местонахождение, контактная информация), период поступления рекламы, номера телефонов, на который поступала и с которого направлялась реклама, описать существо отношений с отправителем рекламы, изложить требование, дать удостоверенное личной подписью согласие антимонопольному органу на получение доступа к сведениям об указанных в Вашем обращении сообщениях посредством телефонного звонка следующего содержания: «Я, ______________, паспорт _________________, даю согласие на получение ФАС России (указать ФИО) (указать серию и номер) информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных ___________________ на абонентский номер: _____________________ (указать дату и время (указать свой поступления данных (звонка) номер телефона) от абонентского номера: _______________________________ в сети оператора сотовой (указать номер телефона, с которого поступили данные (звонок) связи _________________________________. (указать наименование оператора сотовой связи) ____________________». (дата, подпись)

Также к заявлению необходимо приложить доказательства, подтверждающие Ваши доводы: документы, содержащие информацию о владельце абонентского номера (например, договор на оказание услуг связи), тексты звонков (аудиозапись), детализацию выписки по абонентскому номеру за период получения звонков, копии документов, подтверждающих факт обращения с требованием прекратить распространение рекламы к лицу, направлявшему рекламу (при их наличии), и факт того, что после обращения распространение рекламы не прекратилось, иные документы.

С учетом изложенного, предлагается направить заявление в соответствии с пунктом 14 Правил в адрес антимонопольного органа, на подведомственной территории которого Вы проживаете.

С контактами территориальных органов ФАС России можно ознакомиться на официальном сайте ФАС России по адресу http://www.fas.gov.ru. В соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

 

Является ли размещенная на официальном сайте организации информация рекламой?

04.04.22
Показать ответСвернуть ответ

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Вместе с тем, согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» настоящий закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

По мнению специалистов ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающему услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создаётся с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, её товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объём сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.

Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Данная позиция подтверждается судебной практикой по делам № А65-18861/2018, № А82- 961/2015, № А38-3231/2016.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь