Вопросы и ответы

Категория:
Финансовые рынки
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам
Каков порядок предоставления на биржу информации о заключенных внебиржевых договорах в отношении поставки нефти сырой, осуществляемой организацией-нерезидентом, входящей в группу лиц с производителем нефти сырой, в адрес другой организации-нерезидента?
01.08.17
Показать ответСвернуть ответ
Действующей редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 (далее – Постановление) предусмотрена регистрация сделок с нефтью сырой, реализуемой как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Подпунктом «б» пункта 2 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного Постановлением(далее — Положение), установлено, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении нефти сырой, при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 1 тыс. тонн. Пунктом 6 Положения установлено, что предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и 17 Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения. При этом в соответствии с пунктом 14 Положения сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами «а» - «к» и «м» - «т» пункта 13 Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) - со дня изменения соответствующих сведений. Вместе с тем, пунктом 8 Положения установлено, что обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке. Таким образом, на основании изложенного организация-нерезидент, отчуждающая товар, обязана предоставить на биржу сведения о внебиржевом договоре в отношении нефти сырой в случае определения всех сведений, предусмотренных подпунктами «а» - «к» и «м» - «т» пункта 13 Положения, а также при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, пункта 6 Положения (в части круга лиц, предоставляющих сведения о внебиржевом договоре).
Каким образом при предоставлении на биржу сведений о внебиржевом договоре с газом природным определяется объем сделки (10 млн. куб. метров) в случае, если общество заключает внебиржевой договор поставки газа, приобретенного на организованных торгах, сроком до конца календарного года. При этом, в момент заключения договора поставки газа невозможно определить, газ какого именно производителя будет по нему поставляться?
01.08.17
Показать ответСвернуть ответ
Согласно подпункту «д» пункта 2 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 (далее — Положение) в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 предусматривается, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении газа природного, реализованного на внутреннем рынке Российской Федерации по нерегулируемым государством ценам при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя свыше 1 млрд. куб. метров за предшествующий год, при условии, что объем сделки составляет не менее 10 млн. куб. метров. Вместе с тем, в случае приобретения товара, указанного в пункте 2 Положения, на организованных торгах и его последующего отчуждения не на организованных торгах, сведения о таких договорах, заключенных не на организованных торгах, не подлежат предоставлению на биржу для целей реализации Постановления.
Какова степень детализации информации о месте производства товара (нефти), предоставляемой в соответствии с подпунктом «и» пункта 13 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764?
06.04.16
Показать ответСвернуть ответ
Согласно подпункту «и» пункта 13 Положения для внесения внебиржевого договора в реестр лицо, заключившее внебиржевой договор, предоставляет бирже сведения, содержащие информацию о месте производства товара. Частью 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара. Положения данного пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта. Статьей 15 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) установлена государственная система лицензирования, которая определяет единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление. Пунктом 2.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (далее — Постановление о недрах) установлено, что недра, в соответствии с Законом о недрах, предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Таким образом, при предоставлении информации о внебиржевом договоре с нефтью необходимо, руководствуясь положениями статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Законом о недрах, Постановлением о недрах, указывать наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а кроме того, указывать наименование месторождения.
Куда обращаться гражданину с жалобой на действия страховых организаций, связанные с некорректным внесением в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — АИС ОСАГО) данных, необходимых для расчета коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (коэффициент «бонус-малус»), применяемого при расчете страховой премии по договору ОСАГО?
06.04.16
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнена сфера применения статьи 10 Закон о защите конкуренции, которая в связи с указанным в настоящее время устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Следовательно, действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, связанные с ущемлением интересов потребителей - конкретных физических лиц (граждан), круг которых может быть определен, в том числе действующих клиентов таких хозяйствующих субъектов, не могут рассматриваться антимонопольными органами в качестве нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. С учетом изложенного рассмотрение вопросов о внесении страховой организации в АИС ОСАГО некорректных данных, необходимых для расчета страхователю коэффициента «бонуса-малуса», не относится к компетенции антимонопольных органов и они в рамках своих полномочий не могут оказать содействие в их урегулировании. Напоминаем, что регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе за страховыми организациями, а также защиту прав страхователей в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» осуществляет Банк России (местонахождение: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. 8 (495) 771-91-00, факс: 8 (495) 621-64-65, Председатель — Набиуллина Эльвира Сахипзадовна). Следовательно, для разрешения указанного вопроса следует направить заявление в Банк России. Кроме того, гражданин вправе обратиться с соответствующим заявлением в Российский Союз Автостраховщиков (РСА), представляющий собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих ОСАГО, устанавливающий обязательные для его членов правила профессиональной деятельности и контролирующий их соблюдение (адрес: 115093, Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3; тел. 8 (495) 771-69-44; официальный сайт в сети «Интернет» – www.autoins.ru; Президент РСА – Юргенс Игорь Юрьевич). При этом гражданам следует принимать во внимание, что соответствии со статьей 15 Федерального закона от 25.04.2004 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора ОСАГО вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора ОСАГО и (или) представленные при заключении этого договора, в АИС ОСАГО, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО. Заключение договора ОСАГО без внесения сведений о страховании в АИС ОСАГО и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в АИС ОСАГО и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается. При получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО и (или) предоставленных при заключении данного договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в АИС ОСАГО не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис ОСАГО. Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 15 Закона об ОСАГО при прекращении договора ОСАГО страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора ОСАГО (далее – сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в АИС ОСАГО. Согласно пункту 2.1 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств № 431-П, утвержденного Банком России 19.09.2014 и вступившего в силу 11.10.2014, страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России. При изменении условий договора ОСАГО в течение срока его действия страховая премия подлежит изменению после начала действия договора ОСАГО в сторону ее уменьшения или увеличения в зависимости от изменившихся сведений, сообщенных страхователем страховщику, влияющих на степень страхового риска. Таким образом, страхователь вправе обратиться в страховую организацию для возврата излишне уплаченной страховой премии при наличии сведений о страховании за предыдущий страховой период, а также для внесения изменений соответствующих сведений в АИС ОСАГО.
Куда обращаться гражданину, если страховая компания навязывает ему дополнительные услуги при заключении договора ОСАГО, либо отказывает ему в заключении договора ОСАГО, в случае отказа от приобретения дополнительных услуг?
06.04.16
Показать ответСвернуть ответ
Антимонопольные органы в рамках своих полномочий индивидуальные действия страховых организаций, выразившиеся в навязывании дополнительных услуг, в том числе услуг по страхованию, при оформлении полиса ОСАГО, могут рассматривать только на предмет наличия нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Сфера применения статьи 10 Закона о защите конкуренции была уточнена Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем данная статья Закона о защите конкуренции в настоящее время предусматривает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Следовательно, действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, связанные с ущемлением интересов потребителей - конкретных физических лиц (граждан), круг которых может быть определен, в том числе действующих клиентов таких хозяйствующих субъектов, не могут рассматриваться антимонопольными органами в качестве нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. С учетом изложенного рассмотрение вопросов, в частности, о навязывании страховыми организациями конкретным физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО, равно как и об отказе им страховыми организациями в заключении договоров ОСАГО, не относится к компетенции антимонопольных органов и они в рамках своих полномочий не могут оказать содействие в их урегулировании. Напоминаем, что в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Функции федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (адрес: 127994, г. Москва, Вадковский переулок, д. 18, строение 5 и 7, тел. 8 (499) 973-26-90; официальный сайт в сети «Интернет» – www.rospotrebnadzor.ru). Таким образом, обращения граждан по вопросу ущемлении, в том числе, доминирующим хозяйствующим субъектом конкретно их интересов в связи с исполнением обязательств, возникающих из договорных или преддоговорных отношений, подлежат направлению в Роспотребнадзор для рассмотрения в соответствии с компетенцией, поскольку в указанном случае граждане должны пользоваться правами, предоставленными им Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Кроме того, указанные обращения подлежат направлению в Банк России в связи с тем, чтосогласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
Необходимо ли регистрировать на бирже внебиржевые договоры, связанные с реализацией через розничные каналы?
25.01.16
Показать ответСвернуть ответ
В случае, если объем внебиржевой сделки соответствует требованиям, предусмотренными подпунктами «а» - «е» пункта 2 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра(далее – Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 623 от 23.07.2013 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход прав собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра», в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 «О внесении изменений в Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра», а также сделка соответствует иным условиям, установленным Положением, данная сделка подлежит регистрации на бирже в установленном порядке.
Каков порядок регистрации на бирже внебиржевых договоров в части предоставления сведений об условиях оплаты, предусмотренных пунктом 4 Приложения №1 к Положению о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764?
06.04.16
Показать ответСвернуть ответ
Пунктом 4 Приложения №1 к Положению установлены следующие виды сведений об условиях оплаты нефтепродуктов: платеж по факту отгрузки, отсрочка платежа, предоплата. Вместе с тем, в случае если оплата производится по частичной предоплате, с использованием аккредитива, либо в иной форме, предоставлению на биржу подлежат сведения о способе оплаты, отраженные во внебиржевом договоре.
Необходимо ли предоставлять на биржу сведения о внебиржевых договорах по реализации газа, при условии того, что цена в договоре определяется в соответствии с приказами ФАС России, фактические объемы поставки в рамках вышеуказанных внебиржевых договоров определяются в актах поставки, а вышеуказанные договоры и дополнительные соглашения к ним заключены до 30.01.2016?
06.04.16
Показать ответСвернуть ответ
ФАС России обращает внимание на то, что согласно подпункту «д» пункта 2 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764, биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении газа природного, реализованного на внутреннем рынке Российской Федерации по нерегулируемым государством ценам при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя свыше 1 млрд. куб. метров за предшествующий год, при условии, что объем сделки составляет не менее 10 млн. куб. метров. При этом ФАС России дополнительно обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 13 Положения предоставлению подлежат сведения, в том числе, о конкретной цене товара (в рублях за единицу, включая налоги и сборы). Кроме того, в Постановлении не конкретизируется каким документом определяются те или иные сведения, в том числе базис поставки, поименованные в пункте 13 Положения, что позволяет сторонам внебиржевого договора самостоятельно устанавливать формы таких документов с учетом действующего законодательства. Положения, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 Положения, вступают в силу с 30.01.2016, а порядок предоставления сведений по внебиржевому договору, их объем и сроки, установленные пунктами 13 и 14 Положения, не распространяются на договоры в отношении газа природного, заключенные до 30.01.2016. Вместе с тем, в случае внесения изменений во внебиржевые договоры в части сведений, предусмотренных пунктом 13 Положения, данные изменения в соответствии с пунктом 14 Положения предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "к" и "м" - "т" пункта 13 Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) - со дня изменения соответствующих сведений. Сведения, предусмотренные подпунктом "л" пункта 13 настоящего Положения, предоставляются бирже лицом, заключившим внебиржевой договор, в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору не позднее 3 рабочих дней со дня их определения сторонами внебиржевого договора. Таким образом, заключенные до 30.01.2016 внебиржевые договоры (дополнительные соглашения) по поставке природного газа подлежат регистрации на бирже в случае внесения изменений, предусмотренных пунктом 13 Положения, в сроки, установленные пунктом 14 Положения.
Необходимо ли предоставлять на биржу сведения о внебиржевом договоре на биржу в отношении сделок с поставкой газа (газ природный, газ попутный нефтяной, газ сухой отбензиненный и иные виды газа) соответствующего требованиям ГОСТ 5542-2014 «Газы горючие природные промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия» (далее - ГОСТ 5542-2014) и (или) техническим условиям, предусмотренным стандартом организации Газпром 089-2010 (далее - СТО Газпром 089-2010), а также необходимо ли предоставлять на биржу информацию о внебиржевых договорах в отношении газа, соответствующего указанным требованиям, при этом поставляемого без транспортировки по системе ГТС ПАО «Газпром»?
06.04.16
Показать ответСвернуть ответ
Пунктом 1 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 (далее — Постановление), установлены случаи, порядок, объем и сроки, в соответствии с которыми стороны должны предоставлять информацию о заключенном ими не на организованных торгах договоре, обязательства по которому предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам (далее - внебиржевой договор). Согласно подпункту «д» пункта 2 Положения биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении газа природного, реализованного на внутреннем рынке Российской Федерации по нерегулируемым государством ценам при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя свыше 1 млрд. куб. метров за предшествующий год, при условии, что объем сделки составляет не менее 10 млн. куб. метров. Согласно пункту 3 Положения информация о внебиржевых договорах в отношении товара, предусмотренного пунктом 2 Положения, предоставляется биржам, осуществляющим проведение организованных торгов соответствующим товаром. ФАС России сообщает, что для целей реализации Постановления предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении всех видов газа, соответствующих требованиям ГОСТ 5542-2014 «Газы горючие природные промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия» (далее - ГОСТ 5542-2014) и (или) техническим условиям, предусмотренным стандартом организации Газпром 089-2010 (далее - СТО Газпром 089-2010), вне зависимости от того, транспортируется ли данный газ по системе ГТС ПАО «Газпром».
Каков порядок предоставления сведений, предусмотренных подпунктом «к» пункта 13 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 (далее — Постановление)?
06.04.16
Показать ответСвернуть ответ
Согласно подпункту «к» пункта 13 Положения для внесения внебиржевого договора в реестр лицо, заключившее внебиржевой договор, предоставляет бирже сведения, содержащие информацию о месте отгрузки товара, в том числе с учетом сведений согласно приложениям N 1 – 3 к Положению. Для целей реализации Положения сведения о месте отгрузки должны предоставляться в том виде, в котором они отражены в документе, оформленном сторонами внебиржевого договора, а в случае отсутствия в указанных документах информации о месте отгрузки в виде, определяемом лицом, осуществившим отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке (лицом, заключившим внебиржевой договор), на которое в соответствии с пунктом 8 Положения возложена обязанность предоставления вышеуказанной информации.
Каков порядок предоставления сведений о месте производства товара (нефтепродуктов), в соответствии с подпунктом «и» пункта 13 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 (далее — Постановление)?
06.04.16
Показать ответСвернуть ответ
Согласно подпункту «и» пункта 13 Положения для внесения внебиржевого договора в реестр лицо, заключившее внебиржевой договор, предоставляет бирже сведения, содержащие информацию о месте производства товара. Таким образом, при предоставлении информации о внебиржевом договоре в отношении нефтепродуктов необходимо, руководствуясь положениями статьи 1516 Гражданского Кодекса Российской Федерации, указывать наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также наименование завода производителя. В случае поставки топлива, часть которого произведена заводом, не входящим в группу лиц с заявителем, а другая часть произведена лицом, входящим в группу лиц заявителя, в качестве производителя указывается производитель из группы лиц заявителя.
Каков порядок предоставления сведений, предусмотренных подпунктом «л» пункта 13 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 (далее — Постановление), а именно в случае оформления факта экспорта непосредственно в месте производства товара по ставке НДС 0% и в российском порту, с предварительной доставкой товара в порт с оплатой транспорта по ставке 18%?
06.04.16
Показать ответСвернуть ответ
Подпунктом «л» пункта 13 Положения установлено, что для внесения внебиржевого договора в реестр лицо, заключившее внебиржевой договор, предоставляет бирже сведения, содержащие информацию о стоимости транспортировки товара от места отгрузки до места, в котором обязанность поставщика признается исполненной в соответствии с внебиржевым договором (дополнительным соглашением), в рублях за единицу (при необходимости конвертируется в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату определения цены товара). Для целей Постановления при предоставлении на биржу сведений о внебиржевом договоре стоимость транспортировки необходимо рассчитывать и указывать в рублях за единицу товара, включая налоги и сборы. Согласно пункту 1 части 1 статьи 164 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Согласно части 1 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Таким образом, в случае если стоимость транспортировки до порта облагается по ставке НДС 18%, а в дальнейшем товар поставляется на экспорт, и сторонами внебиржевого договора в соответствующем порядке оформлен налоговый вычет по НДС, начисленному на стоимость транспортировки товара до порта для дальнейшего экспорта, то для целей Постановления предоставляются сведения о стоимости транспортировки товара на экспорт по ставке НДС 0 процентов.
Каким образом при регистрации внебиржевого договора на бирже следует отражать сведения о месте отгрузки и условиях поставки нефтепродуктов в случае, если они отличаются от положений, закрепленных пунктом 6 и 7 Приложения № 1 к Положению о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра(далее – Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 623 от 23.07.2013 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход прав собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра», в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 «О внесении изменений в Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра»?
25.01.16
Показать ответСвернуть ответ
В случае отличия фактического места отгрузки и условий поставки нефтепродуктов от положений, закрепленных пунктом 6 и 7 Приложения № 1 к Положению, необходимо предоставлять фактические сведения.
Каков порядок регистрации на бирже внебиржевых договоров в части предоставления сведений об условиях оплаты, предусмотренных пунктом 4 Приложения №1 к Положению о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07. 2013 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход прав собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра», в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 «О внесении изменений в Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» (далее – Постановление)?
25.01.16
Показать ответСвернуть ответ
Пунктом 4 Приложения №1 к Положению установлены следующие виды сведений об условиях оплаты нефтепродуктов: платеж по факту отгрузки, отсрочка платежа, предоплата. Вместе с тем, в случае если оплата производится по частичной предоплате, с использованием аккредитива, либо в иной форме, предоставлению на биржу подлежат сведения о способе оплаты, отраженные во внебиржевом договоре.
Каков порядок регистрации на бирже внебиржевых договоров с нефтью в части предоставления сведений о стоимости транспортировки, предусмотренных подпунктом «л» пункта 13 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07. 2013 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход прав собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра», в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 «О внесении изменений в Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» (далее – Постановление)?
25.01.16
Показать ответСвернуть ответ
Согласно подпункту «л» пункта 13 Положения для внесения внебиржевого договора в реестр лицо, заключившее внебиржевой договор, предоставляет бирже сведения, содержащие информацию о стоимости транспортировки товара от места отгрузки до места, в котором обязанность поставщика признается исполненной в соответствии с внебиржевым договором (дополнительным соглашением), в рублях за единицу товара (при необходимости конвертируется в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату определения цены товара). Вместе с тем, согласно пункту 14 Положения, сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами «а» - «к» и «м» - «т» пункта 13 Постановления, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) - со дня изменения соответствующих сведений. Сведения, предусмотренные подпунктом «л» пункта 13 Положения, предоставляются бирже лицом, заключившим внебиржевой договор, в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору не позднее 3 рабочих дней со дня их определения сторонами внебиржевого договора. В случае поставки нефти по внебиржевому договору партиями, при этом в соответствии с разными маршрутными поручениями, содержащими сведения о разных местах отгрузки товара, предоставлению на биржу подлежат сведения, включая стоимость транспортировки, по каждой такой партии товара отдельно, при соблюдении иных условий, установленных Положением. При этом, для целей Постановления, при предоставлении на биржу сведений о внебиржевом договоре, стоимость транспортировки необходимо рассчитывать и указывать в рублях за единицу товара, включая налоги и сборы. Кроме того, при предоставлении на биржу сведений о количестве товара, подлежащего отчуждению (поставке) по внебиржевому договору, необходимо руководствоваться единицами измерения, установленными биржей.
Какова степень детализации информации о месте производства нефти, предоставляемой в соответствии с подпунктом «и» пункта 13 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07. 2013 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход прав собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра», в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 «О внесении изменений в Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» (далее — Постановление)?
25.01.16
Показать ответСвернуть ответ
Согласно подпункту «и» пункта 13 Положения для внесения внебиржевого договора в реестр лицо, заключившее внебиржевой договор, предоставляет бирже сведения, содержащие информацию о месте производства товара. Частью 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара. Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта. Статьей 15 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) установлена государственная система лицензирования, которая определяет единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление. Пунктом 2.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (далее — Постановление о недрах) установлено, что недра, в соответствии с Законом о недрах, предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Таким образом, при предоставлении на биржу информации о внебиржевом договоре с нефтью необходимо, руководствуясь положениями статьи 1516 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также Законом о недрах, Постановлением о недрах, указывать наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а кроме того, указывать наименование месторождения.
Необходимо ли страхование жизни и здоровья при ипотечном кредитовании в силу закона?
25.01.16
Показать ответСвернуть ответ
Пункт 1 части 1 статьи 343 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусматривает, что залогодатель или залогодержатель в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество, обязан, если иное не предусмотрено законом или договором, страховать за счет залогодателя заложенное имущество в полной его стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного залогом требования - на сумму не ниже размера требования. При отсутствии в договоре об ипотеке иных условий страхования заложенного недвижимого имущества залогодатель обязан страховать за свой счет это имущество в полной стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного обязательства - на сумму не ниже суммы этого обязательства. Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что если стороны не договорились об ином, то страхование заложенного имущества от рисков утраты и повреждения за счет залогодателя является обязанностью одной из сторон договора о залоге. В соответствии с частью 2 статьи 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон об ипотеке) страхование имущества, заложенного по договору об ипотеке, осуществляется в соответствии с условиями этого договора. Договор страхования имущества, заложенного по договору об ипотеке, должен быть заключен в пользу залогодержателя (выгодоприобретателя), если иное не оговорено в договоре об ипотеке или в договоре, влекущем возникновение ипотеки в силу закона, либо в закладной. При отсутствии в договоре об ипотеке иных условий о страховании заложенного имущества залогодатель обязан страховать за свой счет это имущество в полной стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного ипотекой обязательства, - на сумму не ниже суммы этого обязательства (часть 2 статьи 31 Закона об ипотеке). В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона об ипотеке заемщик - физическое лицо, являющееся должником по обеспеченному ипотекой обязательству, вправе застраховать риск своей ответственности перед кредитором за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по возврату основной суммы долга и по уплате процентов за пользование кредитом (заемными средствами) (страхование ответственности заемщика). Учитывая изложенное, обязательным в силу закона является только страхование залогового имущества. Одновременно ФАС России обращает внимание, что согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Информационного письма от 13.09.2011 № 146 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров» (далее - Информационное письмо), включение в кредитный договор с заемщиком-гражданином условия о страховании его жизни и здоровья не нарушает прав потребителя, если заемщик имел возможность заключить с банком кредитный договор и без названного условия. При этом, согласно указанному пункту Информационного письма кредит может быть выдан заемщику и в отсутствие договора страхования, но в этом случае по кредиту устанавливается более высокая процентная ставка. Вместе с тем, как отмечается в Информационном письме, разница между процентными ставками при кредитовании со страхованием и без страхования должна быть разумной.
В праве ли банк отказать страховой компании в принятии полиса страхования залогового имущества?
18.06.15
Показать ответСвернуть ответ
В рамках взаимодействия кредитных и страховых организаций в сфере страхования рисков заемщиков могут заключаться соглашения о сотрудничестве, отдельные условия которых могут приводить к нарушениям статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подобные соглашения могут быть признаны допустимыми, если такими соглашениями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений, а также если их результатом является или может являться: 1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; 2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашений. Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Правительство Российской Федерации по предложению федерального антимонопольного органа вправе определить случаи допустимости соглашений, соответствующих условиям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи (общие исключения). Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 (далее - Общие исключения). Согласно Общим исключениям кредитная организация обязана принимать страховой полис (договор страхования) любой страховой организации, выбранной заемщиком, при условии, что страховая организация соответствует требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги. Требования к страховым организациям разрабатываются кредитными организациями в соответствии с условиями, установленными пунктом 2 Общих исключений, согласно которым кредитная организация определяет исчерпывающий перечень требований к страховым организациям и их страховым продуктам, при соблюдении которых обязуется принять полис страховщика, устанавливает понятную и прозрачную процедуру проверки страховой организации на соответствие этим требованиям, а до заемщиков доводит информацию о том, что они могут застраховать свои риски в иных страховых компаниях, если они будут удовлетворять требованиям кредитной организации. Таким образом, кредитные организации вправе устанавливать исчерпывающий перечень требований к страховым организациям для оценки их финансовой устойчивости и платежеспособности, к условиям предоставления страховой услуги, а также проверять страховщиков на соответствие установленным требованиям. При этом согласно Общим исключениям, банк не обязан принимать полис страховой компании до (без) проведения проверки. Если основанием для отказа банка в принятии страхового полиса послужило отсутствие этой страховой компании в перечне страховых компаний, аккредитованных банком и участвующих в страховании имущества, являющего предметом залога, то заявитель вправе обратиться в банк для получения разъяснений о процедуре и возможности прохождения выбранной заявителем страховой компании проверки на соответствие требованиям банка к страховым организациям и включения в дальнейшем в список аккредитованных компаний. Также Федеральная антимонопольная служба считает необходимым отметить, что споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением обязательств по заключенным договорам, разрешаются в соответствии с положениями этих договоров и законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.
При заключении договора ОСАГО страховой агент навязал добровольное страхование под угрозой отказа от заключения договора ОСАГО. Куда следует обратиться с жалобой?
26.01.15
Показать ответСвернуть ответ
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона № 4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела) страховыми агентами являются физические или юридические лица, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями. При этом контроль за деятельностью страховых агентов осуществляет страховщик. Таким образом, действия страхового агента от имени и за счет определенной страховой компании, противоречащие законодательству, могут быть рассмотрены как действия соответствующего страховщика. Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор ОСАГО является публичным. В соответствии со статьей 426 ГК РФ условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. При этом, Закон об ОСАГО не предусматривает обязательного заключения договора ОСАГО вместе с иными договорами страхования. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела субъект страхового дела обязан соблюдать требования страхового законодательства. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляет Банк России (местонахождение: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. 8 (495) 771-91-00, факс: 8 (495) 621-64-65, председатель - Набиуллина Эльвира Сахипзадовна). 2. При наличии доминирующего положения на соответствующем товарном рынке индивидуальные действия страховой организации, выразившиеся в навязывании дополнительных услуг, невыгодных для страхователя, при заключении договора ОСАГО, могут содержать признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляет Федеральная антимонопольная служба (местонахождение: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, тел. (499) 755-23-23, официальный сайт в сети «Интернет» - http://fas.gov.ru). Порядок подачи заявления юридического или физического лица, указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства, установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339. 3. В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Функции федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (адрес: 127994, г. Москва, Вадковский переулок, д. 18, строение 5 и 7, тел. 8 (499) 973-26-90; официальный сайт в сети «Интернет» – www.rospotrebnadzor.ru). Учитывая изложенное, с жалобой на действия, указанные в запросе, следует обратиться в указанные органы власти и Банк России.
Является ли нарушением антимонопольного законодательства навязывание страховой компанией дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО?
26.01.15
Показать ответСвернуть ответ
Антимонопольные органы в рамках своих полномочий могут рассматривать индивидуальные действия страховщика, выразившиеся в навязывании дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО, только на предмет соответствия требованиям статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). Так, с учетом конкретных обстоятельств и при наличии у страховой организации доминирующего положения на соответствующем товарном рынке ее действия, выразившиеся в навязывании дополнительных услуг, при заключении договора ОСАГО, могут содержать признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В то же время для квалификации тех или иных действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции определению подлежат продуктовые и географические границы товарного рынка, на котором усматриваются признаки указанного нарушения, положение на этом рынке хозяйствующего субъекта и его конкурентов, а также общие условия обращения на товарном рынке товара (услуги), в связи с реализацией которого в действиях хозяйствующего субъекта усматриваются признаки соответствующего нарушения. При этом следует отметить, что определяемые антимонопольным органом при проведении соответствующего анализа границы товарного рынка могут различаться и, в частности, географически быть ограничены территорией отдельного населенного пункта или субъекта Российской Федерации. Ввиду изложенного одни и те же действия хозяйствующего субъекта могут нарушать статью 10 Закона о защите конкуренции на одной территории, если в ее пределах данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, однако при этом не нарушать указанного запрета на другой территории, если в ее пределах этот хозяйствующий субъект доминирующего положения не занимает. В целях установления признаков злоупотребления доминирующим положением хозяйствующим субъектом антимонопольный орган должен располагать достаточными доказательствами, подтверждающими наличие такого злоупотребления. Таким образом, действия страховых организаций, выразившиеся в навязывании дополнительных услуг при заключении кредитного договора могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (при наличии доминирующего положения и соответствующих доказательств злоупотребления таким положением). Условия и Правила признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 359. Абзацем 3 Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной) предусмотрено, что с учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия: -доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации; -доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации. Следовательно, одним из условий, в соответствии с которым положение страховщика признается доминирующим, является превышение 20% его доли на соответствующем региональном рынке (например, на рынке ОСАГО в границах области). В случае если, по мнению физического/юридического лица в действиях каких-либо лиц, в том числе страховых компаний содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, следует подать соответствующее заявление в ФАС России или его территориальный орган в зависимости от места совершения предполагаемого нарушения или нахождения лица, в отношении которого подается заявление, с учетом требований частей 1 и 2 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции), а также Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (далее - Административный регламент). Перечень территориальных органов Федеральной антимонопольной службы размещен на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.fas.gov.ru) в разделе «Территориальные органы».