Часто задаваемые вопросы

Категория:
Финансовые рынки
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам
Об осуществлении сотрудниками финансовых организаций действий по взысканию просроченной задолженности
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением действий по взысканию просроченной задолженности, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Общие правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, предусмотрены главой 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), а также включенными в государственный реестр юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Как предусмотрено статьей 28.3 КоАП, протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.57 КоАП, составляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, которым в соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) (место нахождения: Российская Федерация, 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 16/5, стр. 1, тел. (495) 620-65-39, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://fssprus.ru/). Государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, размещен на официальном сайте ФССП России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic/). При этом в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющий постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.cbr.ru/). Таким образом, в случае нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности коллекторами или кредиторами (за исключением кредитных организаций), необходимо обращаться в ФССП России с соответствующим заявлением, приложив к нему копии всех необходимых для его рассмотрения документов и (или) предоставив иные доказательства. В случае, если нарушение допускают кредиторы, являющиеся кредитными организациями, необходимо обращаться в Банк России. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Таким образом, в случае нарушения гражданских прав, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд.
Что делать при осуществлении кредиторами или коллекторами взыскания задолженности по кредиту третьих лиц, оформленному без согласия заемщика, мошенническим путем?
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением кредиторами или коллекторами взыскания просроченной задолженности по кредиту третьих лиц, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, функции по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, а также противодействию преступности и охране собственности осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) (место нахождения: Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 16, тел. 8 (495) 667 72-64), официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://мвд.рф/). В случае наличия соответствующих оснований полагать, что среди совершенных в отношение гражданина действий имело место хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (то есть имело место мошенничество в той или иной форме, ответственность за которое предусмотрена статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации), необходимо обратиться с соответствующим заявлением в МВД России, приложив к такому заявлению копии всех необходимых для его рассмотрения документов и иные доказательства. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите (займе)) отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора, регулируются Законом о потребительском кредите (займе). Порядок заключения договора потребительского кредита (займа) определен в соответствии со статьей 7 Закона о потребительском кредите (займе). Согласно части 1 статьи 16 Закона о потребительском кредите (займе) надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований Закона о потребительском кредите (займе) осуществляет Банк России (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.cbr.ru/). В случае наличия оснований полагать, что действиями каких-либо лиц нарушены требования Закона потребительском кредите (займе), необходимо обратиться в Банк России с соответствующим заявлением. В случае наличия оснований полагать, что соответствующие противоправные действия совершались в том числе с использованием персональных данных гражданина, необходимо учитывать следующую информацию. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). В соответствии со статьей 6 указанного закона обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (место нахождения: Российская Федерация, 109074, г. Москва, Китайгородский пр., д.7, стр.2, тел. (495) 983-33-93, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://rkn.gov.ru/). По вопросам, связанным с осуществлением какими-либо лицами обработки персональных данных с нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных, необходимо обратиться в Роскомнадзор. В настоящее время правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств, регулируются Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), а также включенными в государственный реестр юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Как предусмотрено статьей 28.3 КоАП, протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.57 КоАП, составляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, которым в соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) (место нахождения: Российская Федерация, 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 16/5, стр. 1, тел. (495) 620-65-39, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://fssprus.ru/). Государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, размещен на официальном сайте ФССП России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic/). При этом в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющий постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России. Таким образом, в случае нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности коллекторами или кредиторами (за исключением кредитных организаций), необходимо обращаться в ФССП России с соответствующим заявлением, приложив к нему копии всех необходимых для его рассмотрения документов и (или) предоставив иные доказательства. В случае, если нарушение допускают кредиторы, являющиеся кредитными организациями, необходимо обращаться в Банк России. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Таким образом, в случае нарушения гражданских прав, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд.
Будут ли входить в одну группу лиц управляющая компания паевого инвестиционного фонда и хозяйственные общества, входящие в состав паевого инвестиционного фонда, по акциям/долям которых управляющая компания паевого инвестиционного фонда имеет право голосовать (распоряжаться) при условии, что в таком паевом инвестиционном фонде сформирован инвестиционный комитет и осуществление управляющей компанией права голоса (распоряжения) по акциям/долям указанных хозяйственных обществ осуществляется только при наличии предварительного одобрения инвестиционного комитета паевого инвестиционного фонда?
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее – Закон об инвестиционных фондах) имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона об инвестиционных фондах управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам. Вместе с тем, подпунктом 2 пункта 1 статьи 17.1 Закона об инвестиционных фондах установлено, что правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, могут предусматривать необходимость одобрения инвестиционным комитетом (всеми либо несколькими владельцами инвестиционных паев или назначенными ими физическими лицами) сделок за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и (или) действий, связанных с осуществлением прав участника хозяйственного общества, акции или доли которого составляют этот фонд. При этом, согласно пункту 6 статьи 17.1 Закона об инвестиционных фондах указанными правилами должны быть определены сделки и (или) действия, которые требуют одобрения, порядок их одобрения, порядок формирования инвестиционного комитета и порядок принятия им решений, а также согласно пункту 6.1 статьи 17.1 Закона об инвестиционных фондах в инвестиционный комитет не могут входить управляющая компания, ее должностные лица и работники или назначенные ею лица. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) группой лиц признается хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства). Вместе с тем, исходя из норм Закона о защите конкуренции, основание, по которому лицо владеет или распоряжается контрольным пакетом акций (долей), не имеет значения с точки зрения антимонопольного законодательства. Это может быть владение на основании полномочий, полученных от других лиц, когда лицо имеет возможность фактически распоряжаться голосами, приходящимися на акции (доли), которыми оно владеет. Важное значение в этой связи имеет то, кто фактически принимает решения о распоряжении голосами по акциям (долям). Так, если доверительный управляющий вправе голосовать переданным в управление пакетом акций (долей), превышающим 50% от общего числа голосующих акций (долей) хозяйственного общества (товарищества, партнерства), только по инструкциям учредителя управления, то группу с обществом (товариществом, партнерством) будет составлять учредитель управления, если же доверительный управляющий имеет дискрецию в том, как голосовать переданным ему пакетом акций (долей), то в группу будет входить именно он. Таким образом, в случае, если управляющая компания вправе самостоятельно определять, как именно голосовать пакетом акций (долей), превышающим 50% от общего числа голосующих акций (долей) хозяйственного общества, входящего в состав паевого инвестиционного фонда, управляющая компания будет входить с хозяйственным обществом в одну группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. В случае, если управляющая компания не вправе самостоятельно голосовать по указанным акциям (долям) хозяйственного общества и фактически голосует согласно решению инвестиционного комитета, такая управляющая компания не будет входить в одну группу лиц с хозяйственным обществом по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. При этом, в одну группу лиц с хозяйственным обществом будут входить лица, которые фактически принимают решения о распоряжении голосами по акциям (долям) такого хозяйственного общества.
Что делать в случае поступления угроз от коллекторов?
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с неправомерным поведением лиц, осуществляющих взыскание просроченной задолженности, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, функции по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, а также противодействию преступности и охране собственности осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) (место нахождения: Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 16, тел. 8 (495) 667 72-64), официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://мвд.рф/). В случае наличия соответствующих оснований полагать, что среди совершенных действий в адрес гражданина или адрес родственников гражданина какими-либо лицами, имела место угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, и при том имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (то есть совершались действия, предусмотренные статьей 119 Уголовного кодекса Российской Федерации), необходимо обратиться с соответствующим заявлением в МВД России, приложив к такому заявлению копии всех необходимых для его рассмотрения документов и иные доказательства. Общие правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, предусмотрены главой 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), а также включенными в государственный реестр юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Как предусмотрено статьей 28.3 КоАП, протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.57 КоАП, составляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, которым в соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) (место нахождения: Российская Федерация, 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 16/5, стр. 1, тел. (495) 620-65-39, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://fssprus.ru/). Государственный реестр размещен на официальном сайте ФССП России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic/). При этом в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющий постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.cbr.ru/). Таким образом, в случае нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, коллекторами или кредиторами (за исключением кредитных организаций), необходимо обращаться в ФССП России с соответствующим заявлением, приложив к нему копии всех необходимых для его рассмотрения документов и (или) предоставив иные доказательства. В случае, если нарушение допускают кредиторы, являющиеся кредитными организациями, необходимо обращаться в Банк России. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Таким образом, в случае нарушения гражданских прав, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд.
Что делать, если на мое имя мошенники оформили кредит (займ)?
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с незаконным заключением кредитного договора, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, функции по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, а также противодействию преступности и охране собственности осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) (место нахождения: Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 16, тел. 8 (495) 667 72-64), официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://мвд.рф/). В случае наличия соответствующих оснований полагать, что среди совершенных в отношение гражданина действий имело место хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (то есть имело место мошенничество в той или иной форме, ответственность за которое предусмотрена статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации), необходимо обратиться с соответствующим заявлением в МВД России, приложив к такому заявлению копии всех необходимых для его рассмотрения документов и иные доказательства. В случае наличия оснований полагать, что соответствующие противоправные действия совершались в том числе с использованием персональных данных гражданина, необходимо учитывать следующую информацию. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). В соответствии со статьей 6 указанного закона обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (место нахождения: Российская Федерация, 109074, г. Москва, Китайгородский пр., д.7, стр.2, тел. (495) 983-33-93, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://rkn.gov.ru/). По вопросам, связанным с осуществлением какими-либо лицами обработки персональных данных с нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных, необходимо обратиться в Роскомнадзор. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон о потребительском кредите (займе)) отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора, регулируются Законом о потребительском кредите (займе). Порядок заключения договора потребительского кредита (займа) определен в соответствии со статьей 7 Закона о потребительском кредите (займе). Согласно части 1 статьи 16 Закона о потребительском кредите (займе) надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, требований Закона о потребительском кредите (займе) осуществляет Банк России (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.cbr.ru/). В случае наличия оснований полагать, что действиями каких-либо лиц нарушены требования Закона о потребительском кредите (займе), необходимо обратиться в Банк России с соответствующим заявлением. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Таким образом, в случае нарушения гражданских прав, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд.
О правомерности ограничения банком возможности осуществления бесплатного погашения потребительского кредита (займа).
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с предоставлением банком возможности осуществления бесплатного погашения потребительского кредита (займа), не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора регулируются Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите (займе)). Согласно части 1 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе) договор потребительского кредита (займа) состоит из общих условий и индивидуальных условий. Индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально и включают в себя перечень обязательных условий, определенных в соответствии с частью 9 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе), в числе которых должны быть указаны способы исполнения денежных обязательств по договору потребительского кредита (займа) в населенном пункте по месту нахождения заемщика, указанному в договоре потребительского кредита (займа), включая бесплатный способ исполнения заемщиком обязательств по такому договору в населенном пункте по месту получения заемщиком оферты (предложения заключить договор) или по месту нахождения заемщика, указанному в договоре потребительского кредита (займа). Более того, согласно части 22 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе) в договоре потребительского кредита (займа) стороны могут установить один способ или несколько способов исполнения заемщиком денежных обязательств по договору потребительского кредита (займа). При этом кредитор обязан предоставить заемщику информацию о способе бесплатного исполнения денежного обязательства по договору потребительского кредита (займа) в населенном пункте по месту получения заемщиком оферты (предложения заключить договор) или по указанному в договоре потребительского кредита (займа) месту нахождения заемщика. Таким образом, непредоставление заемщику информации о способе бесплатного исполнения денежного обязательства по договору потребительского кредита (займа) не соответствует установленным положениям Закона о потребительском кредите (займе). При этом, согласно разъяснениям Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 12.09.2014 № 41-2-2-8/1656 в соответствии с Законом о потребительском кредите (займе) заемщик должен иметь возможность исполнения обязательств по заключенному с кредитором договору потребительского кредита (займа) бесплатным способом. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о потребительском кредите (займе) надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации (Банк России) (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.cbr.ru/). В случае наличия оснований полагать, что какими-либо кредитными или некредитными финансовыми организациями были допущены нарушения соответствующего законодательства, необходимо обратиться с заявлением в Банк России.
О несоблюдении кредитными организациями условий акций, программ лояльности (начисление «кэшбэка», милей, бонусов) и т.д.
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Одной из основных функций Федеральной антимонопольной службы согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) для хозяйствующих субъектов установлен ряд запретов. В частности, статьями 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции запрещены различные формы недобросовестной конкуренции, под которой согласно статье 4 Закона о защите конкуренции понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые (1) направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, (2) противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и (3) причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. При этом квалификация действий хозяйствующего субъекта в качестве акта недобросовестной конкуренции возможна исключительно при наличии в таких действиях всех трех указанных в определении недобросовестной конкуренции составляющих. С учетом конкретных обстоятельств недобросовестная конкуренция может выражаться во введении в заблуждение в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже (статья 14.2 Закона о защите конкуренции). Кроме того, в соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции, которая может быть выражена в привлечении потребителей выгодными потребительскими свойствами товара (услуги) (например, обещанное начисление «кэшбэка», милей, бонусов при выполнении необходимых условий) с последующим целенаправленным ухудшением указанных потребительских свойств. Вместе с тем необходимым условием признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией, как указывалось ранее, является направленность соответствующих действий на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Отдельным необходимым для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции элементом является факт или возможность причинения этими действиями убытков конкурентам, например, в виде упущенной выгоды. Упущенная выгода в данном случае может заключаться в том, что при предоставлении названным хозяйствующим субъектом полной и достоверной информации в отношении потребительских свойств товара (услуги), исходя из соответствующих соображений, в том числе условий, на которых товар (услуга) предлагается к продаже, потребители могли бы отказаться от его приобретения в пользу схожего товара (услуги), реализуемого конкурирующими хозяйствующими субъектами. Таким образом, несоблюдение кредитными организациями условий акций, программ лояльности и т.д. с учетом конкретных обстоятельств может содержать в себе признаки недобросовестной конкуренции. В целях пресечения отдельных форм недобросовестной конкуренции антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (статья 39.1 Закона о защите конкуренции), возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае неисполнения выданных предупреждений (статья 39 Закона о защите конкуренции). Решение о выдаче соответствующего предупреждения и (или) возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции может быть принято на основании заявления физического лица, указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (далее – Административный регламент). В случае обнаружения соответствующих признаков недобросовестной конкуренции необходимо подать заявление, отвечающее требованиям статьи 44 Закона о защите конкуренции, а также Административного регламента. В соответствующем заявлении при его подачи необходимо представить, в том числе следующие документы и информацию: 1) документы, подтверждающие несоблюдение кредитными организациями заявленных условий акций, программ лояльности и т.д.; 2) все документы, которые выдавались при предоставлении услуги; 3) копии имеющейся переписки по вопросам оформления услуги; 4) сведения о том, на основании каких критериев осуществлялся выбор при принятии решения об оформлении услуги; 5) сведения о том, насколько значимыми при выборе услуги являлись обещанные в рамках акций, программ лояльности условия (например, условия о начислении «кэшбэка», милей, бонусов и иные преимущества); 6) сведения о том, между продуктами каких кредитных организаций осуществлялся выбор при принятии решения об оформлении услуги; 7) сведения о причинах, по которым было принято решение об оформлении услуги.
Отказ торгово-сервисных предприятий принимать к оплате банковские карты, в том числе карту «Мир»
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с отказом торгово-сервисных предприятий принимать к оплате банковские карты, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем ФАС России в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. В соответствии с частью 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей. При этом необходимо обратить внимание, что если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов. Кроме того, продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год. Функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (127994, г. Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5 и 7, тел. (499) 973-26-90). В случае наличия у гражданина оснований полагать, что действия каких-либо лиц нарушают положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в связи с отказом принимать банковские карты национальной платежной системы «МИР», гражданин может обратиться в Роспотребнадзор с соответствующим заявлением, приложив к такому заявлению копии всех необходимых для его рассмотрения документов.
О правомерности начисления микрофинансовыми организациями процентов и неустойки при достижении предусмотренных законодательством лимитов таких начислений
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с правомерностью начисления микрофинансовыми организациями процентов и неустойки при достижении предусмотренных законодательством лимитов таких начислений, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем ФАС России в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Вместе с тем, необходимо отметить, что Федеральным законом от 27.12.2018 № 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» были внесены изменения, касающиеся ограничений по начислению процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по соответствующему договору. Так, в частности, названным законом определены лимиты разрешенных начислений на сумму основного долга по договору потребительского займа в зависимости от суммы займа и (или) срока пользование займом, превышение которых не допускается. Функции по осуществлению регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе микрофинансовыми организациями, и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами согласно Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляет Центральный банк Российской Федерации (Банк России) (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. 8 (495) 771-91-00). Таким образом, в случае необходимости получения разъяснений по вопросу правомерности установления той или иной микрофинансовой организацией процентов и неустойки при достижении предусмотренных законодательством лимитов таких начислений, а также в случае если, по мнению гражданина, соответствующие действия микрофинансовой организации нарушают действующее законодательство гражданин может обратиться в Банк России с соответствующим заявлением.
О нарушениях, допускаемых кредитными организациями при осуществлении исполнительного производства.
19.07.19
Показать ответСвернуть ответ
В связи с многочисленными жалобами граждан на действия отдельных кредитных организаций в рамках исполнительного производства, в том числе на неисполнение кредитными организациями исполнительных документов, а также на осуществление неправомерного списания денежных средств с банковских счетов в нарушение законодательно установленных требований, необходимо отметить. Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями, допускаемыми кредитными организациями в рамках исполнительного производства, не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем ФАС России в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности согласно Положению о Федеральной службе судебных приставов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, осуществляет Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) (место нахождения: Российская Федерация, 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 16/5, стр. 1, тел. 8 (495) 620-65-39). Таким образом, в случае если, по мнению гражданина, действия кредитной организации нарушают законодательство об исполнительном производстве, гражданин может обратиться в ФССП России с соответствующим заявлением.

О правомерности действий органа законодательной власти субъекта Российской Федерации, выразившихся в заключении договоров с финансовыми организациями на открытие сотрудникам банковских счетов без проведения конкурентных процедур

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), в том числе для открытия и ведения банковских счетов, осуществления расчетов по этим счетам. На органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, не являющиеся ни одним из перечисленных в части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции лиц, требования указанной статьи Закона о защите конкуренции не распространяются. В то же время ФАС России обращает внимание на то, что согласно статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, включая органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств ограничение органом законодательной власти субъекта Российской Федерации своих сотрудников в выборе кредитной организации для открытия счета и получения на него заработной платы или осуществление иных действий, направленных на необоснованное перераспределение спроса граждан на соответствующие банковские услуги в пользу определенных кредитных организаций, может быть признано нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Об ограничении выбора граждан кредитной организации для перечисления на счета получателей социальных выплат

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Одной из основных функций ФАС России согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) для хозяйствующих субъектов установлен ряд запретов. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам и Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, В настоящее время порядок и условия осуществления разного рода выплат гражданам, в том числе, социального характера, регулируются специальными законодательными и иными нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести, например, Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Названные и иные аналогичные нормативные правовые акты, как правило, не содержат ограничений для граждан в части возможности выбора способа получения социальных и иных выплат, а также непосредственно хозяйствующих субъектов, с использованием услуг которых такие выплаты могут быть ими получены (кредитные организации, организации федеральной почтовой связи и иные организации). Согласно статье 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), для оказания непосредственно таким органам и фондам, в том числе, услуг по открытию и ведению банковских счетов, а также осуществлению расчетов по этим счетам. Требования статьи 18 Закона о защите конкуренции не распространяются на граждан. Граждане вправе самостоятельно выбирать кредитную организацию для открытия счета, на который будут зачисляться соответствующие денежные средства. Именно граждане являются потребителями рассматриваемых услуг при получении социальных выплат. Граждане в соответствии с установленным Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации принципом свободы договора вправе по собственному усмотрению определять конкретные организации для заключения договора об оказании таких услуг. Таким образом, если действия поименованных органов и организаций, по мнению гражданина, ограничивают его в выборе организации для перечисления социальных выплат и содержат признаки нарушения статей 15 и (или) 16 Закона о защите конкуренции, гражданин может обратиться в ФАС России с соответствующим заявлением. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Страховая организация уклоняется от исполнения обязательств по договору страхования

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы, к которой рассмотрение вопросов, связанных с неисполнением обязательств по договору, не относится. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе страховыми организациями, а также защиту прав и законных интересов страхователей в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» осуществляет Банк России (местонахождение: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. 8 (495) 771-91-00, факс: 8 (495) 621-64-65, Председатель – Набиуллина Эльвира Сахипзадовна). По вопросу уклонения страховой организации от исполнения обязательств по договору страхования необходимо обращаться в Банк России. Кроме того, ФАС России отмечает, что споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением обязательств по заключенным договорам, разрешаются в соответствии с положениями этих договоров и законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.

Установление кредитными организациями разных процентных ставок по банковским вкладам разных филиалов одного и того же банка

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Из содержания статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) следует, что кредитная организация при заключении с гражданами договора банковского вклада, являющегося публичным договором, должна устанавливать одинаковый размер процентов по вкладу для потребителей соответствующей категории. Антимонопольное законодательство и, в частности, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), контроль за соблюдением которого относится к функциям антимонопольных органов, содержит разного рода запреты для хозяйствующих субъектов. К числу таких запретов относится, например, запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке в форме экономически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции). Одним из оснований для установления различий в ценах (тарифах) на те или иные товары хозяйствующих субъектов можно рассматривать различные условия их обращения на товарном рынке, который согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяется также географическими границами. Ввиду потенциального наличия у приобретателей, действующих на разных территориях, разных возможностей по приобретению того или иного товара определяемые антимонопольным органом границы товарного рынка также могут различаться и, в частности, географически быть ограничены территорией как отдельного населенного пункта, так и субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, установление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар в пределах разных, в том числе, с географической точки зрения товарных рынков с учетом конкретных обстоятельств может являться обоснованием отсутствия в таких действиях хозяйствующего субъекта нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Каким образом при предоставлении на биржу сведений о внебиржевом договоре с газом природным определяется объем сделки (10 млн. куб. метров) в случае, если общество заключает внебиржевой договор поставки газа, приобретенного на организованных торгах, сроком до конца календарного года. При этом, в момент заключения договора поставки газа невозможно определить, газ какого именно производителя будет по нему поставляться

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Подпунктом «д» пункта 2 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 (далее – Положение) предусматривается, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении газа природного, реализованного на внутреннем рынке Российской Федерации по нерегулируемым государством ценам при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя свыше 1 млрд. куб. метров за предшествующий год, при условии, что объем сделки составляет не менее 10 млн. куб. метров. Вместе с тем, в случае приобретения товара, указанного в пункте 2 Положения, на организованных торгах и его последующего отчуждения не на организованных торгах, сведения о таких договорах, заключенных не на организованных торгах, не подлежат предоставлению на биржу для целей реализации Постановления.

Невозможно оформить полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в электронном виде на официальном сайте страховой организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы, к которой не относится рассмотрение вопросов, связанных с невозможностью оформить полис ОСАГО в электронном виде на официальном сайте страховой организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе страховыми организациями, а также защиту прав и законных интересов страхователей в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» осуществляет Банк России (местонахождение: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. 8 (495) 771-91-00, факс: 8 (495) 621-64-65, Председатель – Набиуллина Эльвира Сахипзадовна). По вопросам невозможности оформления полиса ОСАГО в электронном виде на официальном сайте страховой организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимо обращаться в Банк России.

Каков порядок предоставления на биржу информации о заключенных внебиржевых договорах в отношении поставки нефти сырой, осуществляемой организацией-нерезидентом, входящей в группу лиц с производителем нефти сырой, в адрес другой организации-нерезидента

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» (далее – Постановление) предусмотрена регистрация сделок с нефтью сырой, реализуемой как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Подпунктом «б» пункта 2 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного Постановлением (далее – Положение), установлено, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении нефти сырой, при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 1 тыс. тонн. Пунктом 6 Положения установлено, что предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и 17 Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения. При этом в соответствии с пунктом 14 Положения сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами «а» – «к» и «м» – «т» пункта 13 Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) – со дня изменения соответствующих сведений. Вместе с тем, пунктом 8 Положения установлено, что обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке. Таким образом, на основании изложенного организация-нерезидент, отчуждающая товар, обязана предоставить на биржу сведения о внебиржевом договоре в отношении нефти сырой в случае определения всех сведений, предусмотренных подпунктами «а» – «к» и «м» – «т» пункта 13 Положения, а также при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, пункта 6 Положения (в части круга лиц, предоставляющих сведения о внебиржевом договоре).

Разъяснение понятия цены, приведенной к базису поставки и стоимости дополнительных услуг при осуществлении поставки авиационного топлива «в крыло воздушного судна» при предоставлении на биржу сведений о внебиржевых договорах, порядок предоставления на биржу сведений о внебиржевом договоре в части стоимости заправки воздушного судна

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 (далее – Постановление), ценой, приведенной к базису поставки, является цена товара, в отношении которого заключен договор, в которую включена цена транспортировки до базиса поставки. Стоимость дополнительных услуг не включается в цену, приведенную к базису поставки, если такие дополнительные услуги не включены в услуги по транспортировке в соответствии с документами, оформленными сторонами внебиржевого договора. Пунктом 5 Перечня сведений, предоставляемых бирже в отношении поставки нефтепродуктов, приведенного в Приложении №1 к Положению о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденному Постановлением (далее – Положение), установлена необходимость предоставления сведений о стоимости всех дополнительных услуг, связанных со сливом и (или) наливом нефтепродуктов в цистерну (в рублях). К дополнительным услугам относятся все услуги, связанные со сливом и (или) наливом нефтепродуктов в цистерну, документально оформленные сторонами внебиржевого договора. Для целей реализации Постановления сведения о стоимости заправки воздушного судна следует предоставлять на биржу по аналогии с порядком предоставления сведений о стоимости слива и (или) налива нефтепродуктов в цистерну, в соответствии с пунктом 5 Перечня сведений, предоставляемых бирже в отношении поставки нефтепродуктов Приложения №1 к Положению.

Непредставление информации о размере комиссионного вознаграждения при оплате услуг с использованием платежного терминала

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Одной из основных функций ФАС России согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) для хозяйствующих субъектов установлен ряд запретов. Действия хозяйствующих субъектов, выразившиеся в несвоевременном предоставлении, предоставлении недостоверной информации о потребительских свойствах услуги по приему платежей через платежный терминал, в частности, о размере комиссионного вознаграждения за оказание этой услуги, могут содержать признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, которой запрещается недобросовестная конкуренция, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей. Необходимо обратить внимание на то, что под недобросовестной конкуренцией согласно статье 4 Закона о защите конкуренции понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые (1) направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, (2) противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и (3) причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Квалификация действий хозяйствующего субъекта в качестве акта недобросовестной конкуренции возможно исключительно при наличии всех трех составляющих недобросовестной конкуренции, указанных в ее определении. При введении хозяйствующим субъектом потребителей в заблуждение, в частности, в отношении потребительских свойств реализуемого им товара (услуги) необходимым условием признания таких действий недобросовестной конкуренцией, как указывалось ранее, является факт или возможность причинения этими действиями убытков его конкурентам, например, в виде упущенной выгоды. Упущенная выгода в данном случае может заключаться в том, что при предоставлении названным хозяйствующим субъектом своевременно полной и достоверной информации в отношении потребительских свойств товара (услуги), исходя из соответствующих соображений, в том числе наличия у товара (услуги) того или иного свойства, потребители могли бы отказаться от его приобретения в пользу схожего товара (услуги), реализуемого конкурирующими хозяйствующими субъектами. В целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства, в том числе отдельных форм недобросовестной конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (статья 39.1 Закона о защите конкуренции), возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства (статья 39 Закона о защите конкуренции). Решение о выдаче соответствующего предупреждения и (или) возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции может быть принято на основании заявления физического лица, указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Установление необоснованно высокого размера комиссионного вознаграждения при приеме платежей в счет оплаты услуг сотовой связи с использованием платежного терминала

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Одной из основных функций ФАС России согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) для хозяйствующих субъектов установлен ряд запретов. В частности, в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, включая установление, поддержание монопольно высокой цены товара. Под монопольно высокой ценой согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции понимается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами. Для квалификации тех или иных действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции определению подлежат продуктовые и географические границы товарного рынка, на котором усматриваются признаки указанного нарушения, положение на этом рынке хозяйствующего субъекта и его конкурентов, а также общие условия обращения на товарном рынке товара (услуги), в связи с реализацией которого в действиях хозяйствующего субъекта усматриваются признаки соответствующего нарушения. При этом следует отметить, что определяемые антимонопольным органом при проведении соответствующего анализа границы товарного рынка могут различаться и, в частности, географически быть ограничены территорией отдельного населенного пункта или субъекта Российской Федерации. Ввиду изложенного одни и те же действия хозяйствующего субъекта могут нарушать статью 10 Закона о защите конкуренции на одной территории, если в ее пределах данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, однако при этом не нарушать указанного запрета на другой территории, если в ее пределах этот хозяйствующий субъект доминирующего положения не занимает. Поэтому определение границ товарного рынка в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и признаков злоупотребления таким положением осуществляется антимонопольными органами преимущественно в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе связанных с местом совершения предполагаемого нарушения. Одним из оснований для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции является заявление физического лица, указывающее на признаки такого нарушения. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339. Таким образом, в целях установления необоснованно высокого размера комиссионного вознаграждения при приеме платежей в счет оплаты услуг сотовой связи с использованием платежного терминала необходимо проведение антимонопольным органом соответствующего расследования, в том числе в части установления географических и продуктовых границ рынка. В случае обнаружения соответствующих признаков нарушения антимонопольного законодательства необходимо подать заявление, отвечающее требованиям статьи 44 Закона о защите конкуренции.

Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь