Вопросы и ответы

Категория:
Финансовые рынки
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

О правомерности действий органа законодательной власти субъекта Российской Федерации, выразившихся в заключении договоров с финансовыми организациями на открытие сотрудникам банковских счетов без проведения конкурентных процедур

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), в том числе для открытия и ведения банковских счетов, осуществления расчетов по этим счетам. На органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, не являющиеся ни одним из перечисленных в части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции лиц, требования указанной статьи Закона о защите конкуренции не распространяются. В то же время ФАС России обращает внимание на то, что согласно статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, включая органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств ограничение органом законодательной власти субъекта Российской Федерации своих сотрудников в выборе кредитной организации для открытия счета и получения на него заработной платы или осуществление иных действий, направленных на необоснованное перераспределение спроса граждан на соответствующие банковские услуги в пользу определенных кредитных организаций, может быть признано нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Об ограничении выбора граждан кредитной организации для перечисления на счета получателей социальных выплат

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Одной из основных функций ФАС России согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) для хозяйствующих субъектов установлен ряд запретов. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам и Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, В настоящее время порядок и условия осуществления разного рода выплат гражданам, в том числе, социального характера, регулируются специальными законодательными и иными нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести, например, Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Названные и иные аналогичные нормативные правовые акты, как правило, не содержат ограничений для граждан в части возможности выбора способа получения социальных и иных выплат, а также непосредственно хозяйствующих субъектов, с использованием услуг которых такие выплаты могут быть ими получены (кредитные организации, организации федеральной почтовой связи и иные организации). Согласно статье 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), для оказания непосредственно таким органам и фондам, в том числе, услуг по открытию и ведению банковских счетов, а также осуществлению расчетов по этим счетам. Требования статьи 18 Закона о защите конкуренции не распространяются на граждан. Граждане вправе самостоятельно выбирать кредитную организацию для открытия счета, на который будут зачисляться соответствующие денежные средства. Именно граждане являются потребителями рассматриваемых услуг при получении социальных выплат. Граждане в соответствии с установленным Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации принципом свободы договора вправе по собственному усмотрению определять конкретные организации для заключения договора об оказании таких услуг. Таким образом, если действия поименованных органов и организаций, по мнению гражданина, ограничивают его в выборе организации для перечисления социальных выплат и содержат признаки нарушения статей 15 и (или) 16 Закона о защите конкуренции, гражданин может обратиться в ФАС России с соответствующим заявлением. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Страховая организация уклоняется от исполнения обязательств по договору страхования

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы, к которой рассмотрение вопросов, связанных с неисполнением обязательств по договору, не относится. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе страховыми организациями, а также защиту прав и законных интересов страхователей в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» осуществляет Банк России (местонахождение: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. 8 (495) 771-91-00, факс: 8 (495) 621-64-65, Председатель – Набиуллина Эльвира Сахипзадовна). По вопросу уклонения страховой организации от исполнения обязательств по договору страхования необходимо обращаться в Банк России. Кроме того, ФАС России отмечает, что споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением обязательств по заключенным договорам, разрешаются в соответствии с положениями этих договоров и законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.

Установление кредитными организациями разных процентных ставок по банковским вкладам разных филиалов одного и того же банка

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Из содержания статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) следует, что кредитная организация при заключении с гражданами договора банковского вклада, являющегося публичным договором, должна устанавливать одинаковый размер процентов по вкладу для потребителей соответствующей категории. Антимонопольное законодательство и, в частности, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), контроль за соблюдением которого относится к функциям антимонопольных органов, содержит разного рода запреты для хозяйствующих субъектов. К числу таких запретов относится, например, запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке в форме экономически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции). Одним из оснований для установления различий в ценах (тарифах) на те или иные товары хозяйствующих субъектов можно рассматривать различные условия их обращения на товарном рынке, который согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяется также географическими границами. Ввиду потенциального наличия у приобретателей, действующих на разных территориях, разных возможностей по приобретению того или иного товара определяемые антимонопольным органом границы товарного рынка также могут различаться и, в частности, географически быть ограничены территорией как отдельного населенного пункта, так и субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, установление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар в пределах разных, в том числе, с географической точки зрения товарных рынков с учетом конкретных обстоятельств может являться обоснованием отсутствия в таких действиях хозяйствующего субъекта нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Каким образом при предоставлении на биржу сведений о внебиржевом договоре с газом природным определяется объем сделки (10 млн. куб. метров) в случае, если общество заключает внебиржевой договор поставки газа, приобретенного на организованных торгах, сроком до конца календарного года. При этом, в момент заключения договора поставки газа невозможно определить, газ какого именно производителя будет по нему поставляться

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Подпунктом «д» пункта 2 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 (далее – Положение) предусматривается, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении газа природного, реализованного на внутреннем рынке Российской Федерации по нерегулируемым государством ценам при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя свыше 1 млрд. куб. метров за предшествующий год, при условии, что объем сделки составляет не менее 10 млн. куб. метров. Вместе с тем, в случае приобретения товара, указанного в пункте 2 Положения, на организованных торгах и его последующего отчуждения не на организованных торгах, сведения о таких договорах, заключенных не на организованных торгах, не подлежат предоставлению на биржу для целей реализации Постановления.

Невозможно оформить полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в электронном виде на официальном сайте страховой организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы, к которой не относится рассмотрение вопросов, связанных с невозможностью оформить полис ОСАГО в электронном виде на официальном сайте страховой организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе страховыми организациями, а также защиту прав и законных интересов страхователей в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» осуществляет Банк России (местонахождение: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. 8 (495) 771-91-00, факс: 8 (495) 621-64-65, Председатель – Набиуллина Эльвира Сахипзадовна). По вопросам невозможности оформления полиса ОСАГО в электронном виде на официальном сайте страховой организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимо обращаться в Банк России.

Каков порядок предоставления на биржу информации о заключенных внебиржевых договорах в отношении поставки нефти сырой, осуществляемой организацией-нерезидентом, входящей в группу лиц с производителем нефти сырой, в адрес другой организации-нерезидента

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» (далее – Постановление) предусмотрена регистрация сделок с нефтью сырой, реализуемой как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Подпунктом «б» пункта 2 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного Постановлением (далее – Положение), установлено, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении нефти сырой, при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 1 тыс. тонн. Пунктом 6 Положения установлено, что предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и 17 Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения. При этом в соответствии с пунктом 14 Положения сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами «а» – «к» и «м» – «т» пункта 13 Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) – со дня изменения соответствующих сведений. Вместе с тем, пунктом 8 Положения установлено, что обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке. Таким образом, на основании изложенного организация-нерезидент, отчуждающая товар, обязана предоставить на биржу сведения о внебиржевом договоре в отношении нефти сырой в случае определения всех сведений, предусмотренных подпунктами «а» – «к» и «м» – «т» пункта 13 Положения, а также при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, пункта 6 Положения (в части круга лиц, предоставляющих сведения о внебиржевом договоре).

Разъяснение понятия цены, приведенной к базису поставки и стоимости дополнительных услуг при осуществлении поставки авиационного топлива «в крыло воздушного судна» при предоставлении на биржу сведений о внебиржевых договорах, порядок предоставления на биржу сведений о внебиржевом договоре в части стоимости заправки воздушного судна

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 (далее – Постановление), ценой, приведенной к базису поставки, является цена товара, в отношении которого заключен договор, в которую включена цена транспортировки до базиса поставки. Стоимость дополнительных услуг не включается в цену, приведенную к базису поставки, если такие дополнительные услуги не включены в услуги по транспортировке в соответствии с документами, оформленными сторонами внебиржевого договора. Пунктом 5 Перечня сведений, предоставляемых бирже в отношении поставки нефтепродуктов, приведенного в Приложении №1 к Положению о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденному Постановлением (далее – Положение), установлена необходимость предоставления сведений о стоимости всех дополнительных услуг, связанных со сливом и (или) наливом нефтепродуктов в цистерну (в рублях). К дополнительным услугам относятся все услуги, связанные со сливом и (или) наливом нефтепродуктов в цистерну, документально оформленные сторонами внебиржевого договора. Для целей реализации Постановления сведения о стоимости заправки воздушного судна следует предоставлять на биржу по аналогии с порядком предоставления сведений о стоимости слива и (или) налива нефтепродуктов в цистерну, в соответствии с пунктом 5 Перечня сведений, предоставляемых бирже в отношении поставки нефтепродуктов Приложения №1 к Положению.

Непредставление информации о размере комиссионного вознаграждения при оплате услуг с использованием платежного терминала

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Одной из основных функций ФАС России согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) для хозяйствующих субъектов установлен ряд запретов. Действия хозяйствующих субъектов, выразившиеся в несвоевременном предоставлении, предоставлении недостоверной информации о потребительских свойствах услуги по приему платежей через платежный терминал, в частности, о размере комиссионного вознаграждения за оказание этой услуги, могут содержать признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, которой запрещается недобросовестная конкуренция, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей. Необходимо обратить внимание на то, что под недобросовестной конкуренцией согласно статье 4 Закона о защите конкуренции понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые (1) направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, (2) противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и (3) причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Квалификация действий хозяйствующего субъекта в качестве акта недобросовестной конкуренции возможно исключительно при наличии всех трех составляющих недобросовестной конкуренции, указанных в ее определении. При введении хозяйствующим субъектом потребителей в заблуждение, в частности, в отношении потребительских свойств реализуемого им товара (услуги) необходимым условием признания таких действий недобросовестной конкуренцией, как указывалось ранее, является факт или возможность причинения этими действиями убытков его конкурентам, например, в виде упущенной выгоды. Упущенная выгода в данном случае может заключаться в том, что при предоставлении названным хозяйствующим субъектом своевременно полной и достоверной информации в отношении потребительских свойств товара (услуги), исходя из соответствующих соображений, в том числе наличия у товара (услуги) того или иного свойства, потребители могли бы отказаться от его приобретения в пользу схожего товара (услуги), реализуемого конкурирующими хозяйствующими субъектами. В целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства, в том числе отдельных форм недобросовестной конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (статья 39.1 Закона о защите конкуренции), возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства (статья 39 Закона о защите конкуренции). Решение о выдаче соответствующего предупреждения и (или) возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции может быть принято на основании заявления физического лица, указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Установление необоснованно высокого размера комиссионного вознаграждения при приеме платежей в счет оплаты услуг сотовой связи с использованием платежного терминала

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Одной из основных функций ФАС России согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) для хозяйствующих субъектов установлен ряд запретов. В частности, в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, включая установление, поддержание монопольно высокой цены товара. Под монопольно высокой ценой согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции понимается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами. Для квалификации тех или иных действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции определению подлежат продуктовые и географические границы товарного рынка, на котором усматриваются признаки указанного нарушения, положение на этом рынке хозяйствующего субъекта и его конкурентов, а также общие условия обращения на товарном рынке товара (услуги), в связи с реализацией которого в действиях хозяйствующего субъекта усматриваются признаки соответствующего нарушения. При этом следует отметить, что определяемые антимонопольным органом при проведении соответствующего анализа границы товарного рынка могут различаться и, в частности, географически быть ограничены территорией отдельного населенного пункта или субъекта Российской Федерации. Ввиду изложенного одни и те же действия хозяйствующего субъекта могут нарушать статью 10 Закона о защите конкуренции на одной территории, если в ее пределах данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, однако при этом не нарушать указанного запрета на другой территории, если в ее пределах этот хозяйствующий субъект доминирующего положения не занимает. Поэтому определение границ товарного рынка в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и признаков злоупотребления таким положением осуществляется антимонопольными органами преимущественно в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе связанных с местом совершения предполагаемого нарушения. Одним из оснований для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции является заявление физического лица, указывающее на признаки такого нарушения. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339. Таким образом, в целях установления необоснованно высокого размера комиссионного вознаграждения при приеме платежей в счет оплаты услуг сотовой связи с использованием платежного терминала необходимо проведение антимонопольным органом соответствующего расследования, в том числе в части установления географических и продуктовых границ рынка. В случае обнаружения соответствующих признаков нарушения антимонопольного законодательства необходимо подать заявление, отвечающее требованиям статьи 44 Закона о защите конкуренции.

Причины образования задолженности по кредиту (займу) при внесении денег на счет в день платежа по графику

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы, к которой вопросы порядка возврата кредита (займа) не относятся. В то же время ФАС России считает необходимым сообщить, что отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также обязательства по которому не обеспечены ипотекой, регулируются законодательством Российской Федерации о потребительском кредите (займе), которое основано на Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) и включает, в том числе, Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите). Так, частью 2 статьи 819 Гражданского кодекса установлено, что к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 главы 42 Гражданского кодекса (Заем), если иное не предусмотрено правилами параграфа 2 главы 42 Гражданского кодекса и не вытекает из существа кредитного договора. В соответствии с пунктом 1 статьи 810 Гражданского кодекса заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. Сведения о количестве, размере и периодичности (сроках) платежей заемщика по договору потребительского кредита или порядке определения этих платежей, как предусмотрено пунктом 6 части 9 статьи 5 Закона о потребительском кредите, должны в обязательном порядке указываться кредитором в индивидуальных условиях договора потребительского кредита, являющихся составной частью такого договора наряду с его общими условиями. Необходимо обратить внимание, что в даты ежемесячных платежей по погашению задолженности по предоставленному гражданину кредиту (займу) кредитор списывает внесенную гражданином в счет погашения задолженности сумму, в связи с чем платеж должен поступить на счет в банке не позднее даты, указанной в графике платежей. Таким образом, для своевременного погашения кредита (займа) гражданину необходимо ежемесячно до даты платежа по кредиту (займу) обеспечивать в соответствии с графиком платежей наличие денежных средств на соответствующем счете. В связи с этим ФАС России считает необходимым отметить, что согласно статье 5 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» операция по переводу денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется кредитными организациями в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета. Таким образом, возникновение просроченной задолженности по кредиту (займу) может являться следствием необеспечения с учетом сроков осуществления операций по переводу денежных средств наличия необходимой суммы денежных средств на соответствующем счете в для их списания в сроки, установленные графиком платежей. Надзор за соблюдением кредитными и некредитными финансовыми организациями требований Закона о потребительском кредите на основании статьи 16 названного закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации (Банк России) (место нахождения: Российская Федерация, 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. 8 800 250-40-72, 8(495) 771-91-00, Председатель – Набиуллина Эльвира Сахипзадовна). Кроме того, ФАС России отмечает, что споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением обязательств по заключенным договорам, разрешаются в соответствии с положениями этих договоров и законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Соответственно, в случае если, по мнению гражданина, какие-либо действия кредитора незаконны, он вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

Установление требования о возможности досрочного возврата кредита (займа) только в дату платежа

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов о порядке возврата кредита (займа) не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением обязательств по заключенным договорам, разрешаются в соответствии с положениями этих договоров и законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Таким образом, в случае если, по мнению гражданина, какие-либо действия кредитора незаконны, он вправе обратиться в суд с требованием, в частности, о возмещении причиненных убытков и компенсации морального вреда. Одновременно ФАС России сообщает, что частью 2 статьи 819 Гражданского кодекса установлено, что к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 главы 42 Гражданского кодекса (Заем), если иное не предусмотрено правилами параграфа 2 главы 42 Гражданского кодекса и не вытекает из существа кредитного договора. Статьей 810 Гражданского кодекса предусмотрено, что сумма займа, предоставленного под проценты заемщику-гражданину для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, может быть возвращена заемщиком-гражданином досрочно полностью или по частям при условии уведомления об этом займодавца не менее чем за тридцать дней до дня такого возврата. Договором займа может быть установлен более короткий срок уведомления займодавца о намерении заемщика возвратить денежные средства досрочно. Кроме того, следует отметить, что 01.07.2014 вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013№ 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите), который регулирует отношения по предоставлению гражданам кредитов (займов) на цели, не связанные с их предпринимательской деятельностью, а его действие распространяется на профессиональных кредиторов, таких как кредитные и микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и ломбарды. К отношениям по предоставлению кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, Закон о потребительском кредите не применяется за исключением случаев, прямо установленных Законом о потребительском кредите. Право заемщика на досрочный возврат потребительского кредита (займа) закреплено в статье 11 названного Закона. В частности, в данной статье предусмотрено, что заемщик имеет право вернуть досрочно кредитору всю сумму полученного потребительского кредита (займа) или ее часть, уведомив об этом кредитора способом, установленным договором потребительского кредита (займа), не менее чем за тридцать календарных дней до дня возврата потребительского кредита (займа), если более короткий срок не установлен договором потребительского кредита (займа). Право устанавливать в договоре потребительского кредита (займа) требование о досрочном возврате части потребительского кредита (займа) только в день совершения очередного платежа по договору потребительского кредита (займа) в соответствии с графиком платежей по договору потребительского кредита (займа), но не более тридцати календарных дней со дня уведомления кредитора о таком возврате с уплатой процентов за фактический срок кредитования закреплено в части 5 статьи 11 Закона о потребительском кредите. Надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований Закона о потребительском кредите осуществляет Банк России (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. (495) 771-91-00, Председатель – Набиуллина Эльвира Сахипзадовна).

Как получить достоверную информацию о размере задолженности по кредиту (займу)

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов о порядке предоставления информации о задолженности по кредиту (займу) не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Одновременно ФАС России сообщает, что 01.07.2014 вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите), который регулирует отношения по предоставлению гражданам кредитов (займов) на цели, не связанные с их предпринимательской деятельностью, а его действие распространяется на профессиональных кредиторов, таких как кредитные и микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и ломбарды. К отношениям по предоставлению кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, Закон о потребительском кредите, за исключением случаев, прямо установленных Законом о потребительском кредите, не применяется. Статьей 10 Закона о потребительском кредите предусмотрено, что после заключения договора потребительского кредита (займа) кредитор обязан направлять в порядке, установленном договором, заемщику следующие сведения или обеспечить доступ к ним: 1) размер текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа); 2) даты и размеры произведенных и предстоящих платежей заемщика по договору потребительского кредита (займа)); 3) иные сведения, указанные в договоре потребительского кредита (займа). После предоставления потребительского кредита (займа) заемщик вправе получать указанную информацию по запросу один раз в месяц бесплатно и любое количество раз за плату. Кроме того, частью 4 статьи 10 Закона о потребительском кредите установлено, что информация о наличии просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа) направляется заемщику бесплатно способом и в срок, которые предусмотрены договором потребительского кредита (займа), но не позднее семи дней с даты возникновения просроченной задолженности. Надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований Закона о потребительском кредите осуществляет Банк России (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. (495) 771-91-00, Председатель – Набиуллина Эльвира Сахипзадовна).

Навязывание проведения части операций исключительно через устройства самообслуживания

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) для хозяйствующих субъектов установлен ряд запретов. В частности, в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе запрещается экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Из изложенного следует, что квалификация действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции возможна исключительно при наличии совокупности следующих условий: – хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на том или ином товарном рынке; – его действия на таком товарном рынке приводят или могут привести к совокупности или одному из названных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, а именно к (1) недопущению, устранению ограничению конкуренции на этом товарном рынке; (2) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, связанные с ущемлением интересов конкретных физических лиц (граждан), круг которых может быть определен, не могут рассматриваться в качестве нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Для квалификации тех или иных действий кредитной организации в качестве нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции определению подлежат продуктовые и географические границы товарного рынка, на котором усматриваются признаки указанного нарушения, положение на этом рынке кредитной организации, а также общие условия обращения на товарном рынке банковской услуги (услуг), в связи с оказанием которой в действиях кредитной организации усматриваются признаки соответствующего нарушения (например, уровень цен, установленных на схожие услуги кредитными и иными организациями-конкурентами). При этом следует отметить, что определяемые антимонопольным органом при проведении соответствующего анализа границы товарного рынка могут различаться и, в частности, географически быть ограничены территорией отдельного населенного пункта или субъекта Российской Федерации. Ввиду изложенного одни и те же действия хозяйствующего субъекта могут нарушать статью 10 Закона о защите конкуренции на одной территории, если в ее пределах данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, однако при этом не нарушать указанного запрета на другой территории, если в ее пределах этот хозяйствующий субъект доминирующего положения не занимает. Поэтому определение границ товарного рынка в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и признаков злоупотребления таким положением осуществляется антимонопольными органами преимущественно в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе связанных с местом совершения предполагаемого нарушения. Одним из оснований для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции является заявление физического и юридического лица, указывающее на признаки такого нарушения. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Незаконное снятие денежных средств с банковской карты третьими лицами

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов о незаконном снятии денежных средств с банковских карт третьими лицами не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в их урегулировании. Функции по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, а также противодействию преступности согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) (место нахождения: Российская Федерация, 119049, г. Москва, ул. Житная, д. 16, тел. (495) 667-72-64, Министр внутренних дел Российской Федерации – Колокольцев Владимир Александрович). Одновременно ФАС России отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о национальной платежной системе) оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа, в том числе платежной карты, путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, исходя из норм части 11 статьи 9 указанного закона, клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции. После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 статьи 9 Закона о национальной платежной системе согласно части 12 данной статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения названного уведомления. Если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции, оператор по переводу денежных средств на основании части 13 статьи 9 Закона о национальной платежной системе обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента. Таким образом, в случае кражи размещенных на платежной карте гражданина денежных средств, то есть использования этой карты без согласия владельца, и исполнения гражданином в установленном порядке предусмотренной частью 11 статьи 9 Закона о национальной платежной системе обязанности по уведомлению оператора по переводу денежных средств о данном факте, оператор по переводу денежных средств обязан возместить гражданину сумму украденных с его карты денежных средств. Согласно главе 5 Закона о национальной платежной системе надзор и наблюдение в национальной платежной системе осуществляет Банк России (место нахождения: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. (495) 771-91-00, Председатель – Набиуллина Эльвира Сахипзадовна). Таким образом, в случае если, по мнению гражданина, оператор по переводу денежных средств какими-либо действиями нарушает положения Закона о национальной платежной системе, гражданин может обратиться в Банк России с соответствующим заявлением, приложив к нему все необходимые для его рассмотрения документы.

Отказ КПК в возврате суммы пая

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопроса об отказе КПК в возврате суммы пая не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий не имеет возможности оказать содействие в его урегулировании. Одновременно Федеральная антимонопольная служба обращает внимание, что споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением обязательств по заключенным договорам, разрешаются в соответствии с положениями этих договоров и законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Таким образом, в случае если, по мнению гражданина, действия кредитного потребительского кооператива по отказу в возврате суммы пая незаконны, он вправе обратиться в суд с требованием, в частности, о возмещении причиненных убытков и компенсации морального вреда. Дополнительно ФАС России сообщает, что член кредитного кооператива (пайщик) согласно пункту 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закон о кредитной кооперации) вправе получить сумму паенакопления (пая) в случае прекращения членства в кредитном кооперативе в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 14 данного закона. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Закона о кредитной кооперации заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. Порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива. Выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 36 Закона о кредитной кооперации саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, положений их уставов, правил и стандартов саморегулируемой организации. Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов (СРО КПК), а также реестр кредитных потребительских кооперативов, являющихся членами СРО КПК размещены в открытом доступе на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» (http://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_micro). Как следует из части 2 и пункта 5 части 3 статьи 42 Закона о кредитной кооперации, Центральный банк Российской Федерации (Банк России) до истечения установленного данным законом срока для выполнения требования о вступлении кредитных кооперативов в саморегулируемые организации осуществляет контроль (надзор) за деятельностью кредитных кооперативов. В отношении кредитных кооперативов, не вступивших в члены саморегулируемой организации, Банк России вправе, в том числе, проводить проверки их деятельности на основании заявлений физических лиц о нарушении кредитным кооперативом Закона о кредитной кооперации, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Таким образом, если, по мнению гражданина, действия кредитного потребительского кооператива, связанные с отказом в возврате суммы пая, являются неправомерными, гражданин может обратиться в соответствующее СРО КПК, в котором такой кредитный потребительский кооператив является членом, либо, в случае если такой кредитный потребительский кооператив не является членом ни одной СРО КПК, в Банк России (место нахождения: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. (495) 771-91-00, Председатель – Набиуллина Эльвира Сахипзадовна) с соответствующим заявлением, приложив к нему копии всех необходимых для его рассмотрения документов.

Об информировании клиентов о размере процентных ставок и полной стоимости кредитов (займов)

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии со статьей 809 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. Статьей 819 Гражданского кодекса предусмотрено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Проценты, начисляемые на полученную денежную сумму, представляют собой плату за пользование заемными денежными средствами и являются годовой процентной ставкой по кредиту. Помимо расходов на оплату годовой процентной ставки, в большинстве случаев существуют и другие затраты, возникающие в связи с получением и использованием кредита, которые составляют его полную стоимость, также выраженную в процентах годовых. С 01.07.2014 вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите), который регулирует отношения по предоставлению гражданам кредитов (займов) на цели, не связанные с их предпринимательской деятельностью, а его действие распространяется на профессиональных кредиторов, таких как кредитные и микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и ломбарды. К отношениям по предоставлению кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, Закон о потребительском кредите, за исключением случаев, прямо им предусмотренных, не применяется. В частности, статьей 6.1 Закона о потребительском кредите предусмотрено, что к кредитному договору, договору займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, применяются требования Закона о потребительском кредите, в том числе в части размещения информации о полной стоимости кредита (займа) на первой странице кредитного договора, договора займа. Статьей 6 Закона о потребительском кредите предусмотрено, что полная стоимость потребительского кредита (займа), рассчитанная в порядке, установленном данным Законом, размещается в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы договора потребительского кредита (займа) перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа), и наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне четким, хорошо читаемым шрифтом максимального размера из используемых на этой странице размеров шрифта. Площадь квадратной рамки должна составлять не менее чем пять процентов площади первой страницы договора потребительского кредита (займа). Кроме того, необходимо отметить, что с 24.06.2018 полная стоимость потребительского кредита (займа) должна быть определена как в процентах годовых, так и в денежном выражении. Стоимость потребительского кредита (займа) в денежном выражении размещается справа от полной стоимости потребительского кредита (займа), определяемой в процентах годовых, в аналогичной квадратной рамке. Надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований Закона о потребительском кредите осуществляет Банк России (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. (495) 771-91-00, Председатель – Набиуллина Эльвира Сахипзадовна). Вместе с тем, действия кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, выразившиеся в несвоевременном предоставлении, предоставлении недостоверной информации о размере процентных ставок по кредиту, а также о его полной стоимости, могут содержать признаки нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), которой запрещается недобросовестная конкуренция, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей. Необходимо обратить внимание на то, что под недобросовестной конкуренцией согласно статье 4 Закона о защите конкуренции понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые (1) направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, (2) противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и (3) причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Квалификация действий хозяйствующего субъекта в качестве акта недобросовестной конкуренции возможна исключительно при наличии всех трех составляющих недобросовестной конкуренции, указанных в ее определении. В целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства, в том числе отдельных форм недобросовестной конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (статья 39.1 Закона о защите конкуренции), возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства (статья 39 Закона о защите конкуренции). Решение о выдаче соответствующего предупреждения и (или) возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции может быть принято на основании заявления физического лица, указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339. Одновременно необходимо отметить, что пункт 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» закрепляет обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (место нахождения: Российская Федерация, 127994, г. Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5 и 7, тел. (499) 973-26-90, руководитель – Попова Анна Юрьевна).

Предоставление банком/МФО/КПК/ломбардом неактуальной информации о наличии просроченной задолженности по кредиту (займу) в бюро кредитных историй (БКИ)

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе давать разъяснения и рассматривать заявления исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Рассмотрение вопросов, связанных с действиями финансовых организаций при представлении в БКИ информации о наличии просроченной задолженности по кредитам (займам), не относится к компетенции антимонопольного органа. Споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением обязательств по заключенным договорам, разрешаются в соответствии с положениями этих договоров и законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Таким образом, в случае если, по мнению гражданина, действия соответствующей финансовой организации при представлении в БКИ информации о наличии просроченной задолженности по кредиту (займу) незаконны, он вправе обратиться в суд с требованием, в частности, о возмещении причиненных убытков и компенсации морального вреда. Дополнительно необходимо обратить внимание, что кредитная история, хранящаяся в БКИ, может быть изменена не только финансовой организацией, которая являлась источником ее формирования. Так, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее – Закон о кредитных историях) гражданин, как субъект кредитной истории, вправе полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в кредитной истории, подав в БКИ, в котором хранится указанная кредитная история, заявление о внесении изменений и (или) дополнений в эту кредитную историю. Согласно части 4 статьи 8 Закона о кредитных историях БКИ в течение 30 дней со дня получения заявления обязано, за исключением случаев, определенных данным законом, провести дополнительную проверку информации, входящей в состав кредитной истории, запросив ее у источника формирования кредитной истории. Как следует из части 5 статьи 8 Закона о кредитных историях, БКИ обязано обновить кредитную историю в оспариваемой части в случае подтверждения заявления субъекта кредитной истории или оставить кредитную историю без изменения. О результатах рассмотрения заявления БКИ в письменной форме сообщает субъекту кредитной истории по истечении 30 дней со дня его получения. Отказ в удовлетворении заявления должен быть мотивированным. При этом в части 7 названной статьи указано, что отказ БКИ в удовлетворении заявления о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю, а также непредставление по истечении 30 дней письменного сообщения о результатах рассмотрения его заявления может быть обжалован в судебном порядке. Информацию о том, в каком БКИ хранится кредитная история, гражданин в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о кредитных историях вправе получить в Центральном каталоге кредитных историй, который ведется Центральным банком Российской Федерации (место нахождения: Российская Федерация, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, тел. (495) 771-91-00, Председатель – Набиуллина Эльвира Сахипзадовна).

Ухудшение условий банковских вкладов физических лиц кредитными организациями в рамках действия данных договоров

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Согласно статье 29 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» по договору банковского вклада (депозита), внесенного гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока либо по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, банком не может быть односторонне сокращен срок действия этого договора, уменьшен размер процентов, увеличено или установлено комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен ряд запретов. В частности, статьей 14.8 Закона о защите конкуренции запрещается недобросовестная конкуренция хозяйствующих субъектов, то есть любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Действия кредитных организаций, выразившиеся в привлечении денежных средств физических лиц в банковские вклады с последующим ухудшением их потребительских свойств по сравнению с первоначально заявленными свойствами, в том числе путем установления комиссионного вознаграждения за совершение операций пополнения банковских вкладов и (или) установления максимальной суммы пополнения банковского вклада, могут содержать признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции. В целях пресечения отдельных нарушений антимонопольного законодательства антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (статья 39.1 Закона о защите конкуренции), возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства (статья 39 Закона о защите конкуренции). Решение о выдаче соответствующего предупреждения и (или) возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции может быть принято на основании заявления физического лица или юридического лица, указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства. Порядок подачи указанных заявлений установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Каков порядок предоставления на биржу информации о заключенных внебиржевых договорах в отношении поставки нефти сырой, осуществляемой организацией-нерезидентом, входящей в группу лиц с производителем нефти сырой, в адрес другой организации-нерезидента?
01.08.17
Показать ответСвернуть ответ
Действующей редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 (далее – Постановление) предусмотрена регистрация сделок с нефтью сырой, реализуемой как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Подпунктом «б» пункта 2 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного Постановлением(далее — Положение), установлено, что биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении нефти сырой, при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 1 тыс. тонн. Пунктом 6 Положения установлено, что предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и 17 Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения. При этом в соответствии с пунктом 14 Положения сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами «а» - «к» и «м» - «т» пункта 13 Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) - со дня изменения соответствующих сведений. Вместе с тем, пунктом 8 Положения установлено, что обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке. Таким образом, на основании изложенного организация-нерезидент, отчуждающая товар, обязана предоставить на биржу сведения о внебиржевом договоре в отношении нефти сырой в случае определения всех сведений, предусмотренных подпунктами «а» - «к» и «м» - «т» пункта 13 Положения, а также при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, пункта 6 Положения (в части круга лиц, предоставляющих сведения о внебиржевом договоре).
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь