- О ФАС России
- Миссия, цели, ценности
- Услуги и функции
- Вышестоящие организации
- Структура
- Государственная служба
- Противодействие коррупции
- Федеральные целевые программы
- Политика в области качества (ISO 9001)
- Гражданская оборона
- ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
- Учебно-методический центр ФАС России
- История антимонопольного регулирования в России
- Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
- Конкурсы (закупки)
- Порядок и условия поступления на госслужбу
- Направления деятельности
- Антимонопольное регулирование
- Антимонопольный комплаенс
- Контроль проведения торгов
- Контроль распределения государственного и муниципального имущества
- В сфере распределения природных ресурсов
- В сфере связи
- В ТЭК
- В химической промышленности
- В сфере информационных технологий
- В сфере строительства и недвижимости
- В ЖКХ
- В социальной сфере
- В сфере транспорта
- В агропромышленном комплексе
- В электроэнергетике
- В промышленности
- Контроль органов власти
- Оборонно-промышленного комплекса
- Контроль в сфере здравоохранения
- На финансовых рынках
- Рынки услуг в сфере таможенного дела
- Рынки алкогольной продукции
- Рынки никотиносодержащей продукции
- Контроль недобросовестной конкуренции
- Контроль в сфере непроизводственных услуг
- Охранная деятельность
- Борьба с картелями
- Обзор практики административной апелляции
- Контроль государственных и муниципальных преференций
- Тарифное регулирование
- Контроль госзакупок
- Контроль рекламы
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
- Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе
- Перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации
- Сведения о лицах, в действиях которых усматриваются признаки нарушения ч. 10.4 ст. 5, п. 11 ст. 7 Закона о рекламе
- Контроль гособоронзаказа
- Контроль иностранных инвестиций
- Контроль в сфере торговли
- Антимонопольное регулирование
- Информационные системы
- Мониторинг цен на нефтепродукты
- Показатели для вычета акциза
- Показатели для расчета налога на добычу полезных ископаемых и акциза на жидкую сталь
- Расчет налога на добычу полезных ископаемых (газа горючего)
- Калькулятор КУ
- Раскрытие информации в ЖКХ
- Реестр жалоб
- Реестр недобросовестных поставщиков
- Реестр субъектов естественных монополий
- Реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта
- Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности
- Реестр недобросовестных участников аукциона
- Горячая линия
- Результаты мониторинга соблюдения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
- Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта по ГОЗ
- ГИС «Независимый регистратор» на электронных аукционах
- Индикативный тариф на транспортировку нефти
- ИС «Электронное ходатайство»
- Реестр недобросовестных участников земельных аукционов
Часто задаваемые вопросы
Требуется ли согласие антимонопольного органа для совершения сделок, указанных в статьях 27-29 Закона о защите конкуренции, если такие сделки осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц не напрямую, а опосредованно по основанию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции?
Частью 2 статей 27-29 Закона о защите конкуренции установлено исключение, согласно которому предусмотренное частью 1 статей 27-29 Закона о защите конкуренции требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок не применяется, если указанные в части 1 данной статьи сделки осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, или если указанные в части 1 статьи 27-29 Закона о защите конкуренции сделки осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных статьей 31 Закона о защите конкуренции, либо если их осуществление предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации либо если сделки осуществляются в отношении акций (долей) финансовой организации. Данное исключение применяется также для случаев, когда сделки осуществляются между лицами, входящими в одну группу лиц по пункту 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции не напрямую, а опосредованно через иных участников группы, объединенных между собой по данному основанию (например, сделки между материнской компанией и ее косвенным дочерним обществом, или сделки между дочерними компаниями, в которых одна и та же материнская компания имеет более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли). Таким образом, предварительное согласие антимонопольного органа или его последующее уведомление об осуществлении сделки, совершенной лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, не требуются.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) приобретение лицом (группой лиц) более 25 %, 50 %, 75 % голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества (более 1/3, 50 %, 2/3 долей - для общества с ограниченной ответственностью) осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа (при наличии предусмотренных условий).
В соответствии с пунктом 16 статьи 4 Закона о защите конкуренции под приобретением акций (долей) хозяйственных обществ понимается покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям.
Таким образом, для целей антимонопольного контроля имеет значение факт получения лицом (группой лиц) в результате совершения сделки возможности осуществления прав голоса, воплощенных в акциях (долях) хозяйственного общества.
Приобретение на основании договора залога права распоряжаться соответствующим количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), являющиеся предметом залога (осуществление прав голоса, обращение взыскания на предмет залога), приобретение по условиям договора залога иных прав в отношении общества, чьи акции (доли) составляют предмет залога, требует предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии с пунктами 1 – 6, 8 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции (при наличии предусмотренных условий).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа (при наличии предусмотренных условий о
стоимости активов участников сделок (их групп лиц), их суммарной выручке от реализации товаров, нахождении в реестре, предусмотренном подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
По смыслу указанной нормы, предварительного согласования с антимонопольным органом будут требовать те сделки, которые влекут приобретение лицом права непосредственно или через третьих лиц определять решения, условия ведения хозяйственной деятельности российских хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции
(доли) в уставном капитале этого хозяйственного общества.
В этой связи, согласно приведенной норме (пункт 8 части 1 статьи 28) предварительного согласования будет требовать соответствующее приобретение акций (долей) иностранной компании, имеющей право распоряжаться акциями (долями) российских хозяйствующих субъектов.
При этом, приобретение лицом права прямо или косвенно распоряжаться акциями (долями) в уставных капиталах юридических лиц, не являющееся основанием для отнесения соответствующих лиц к одной группе, также может требовать предварительного согласия антимонопольного органа, если в результате такого приобретения приобретатель получает возможность определять условия ведения предпринимательской деятельности российского хозяйствующего субъекта (рассмотрение соглашений акционеров, порядка принятия решений в конкретном обществе, учредительных документов такого общества осуществляется
антимонопольным органом в порядке, предусмотренном главой 7 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.
Признаки отнесения физических и юридических лиц к одной группе лиц определены частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Таким образом, паевой инвестиционный фонд, в силу субъектного состава определенного статьей 9 Закона о защите конкуренции, не может входить в состав группы лиц.
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2001 № 156- ФЗ «Об инвестиционных фондах» управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам.
Таким образом, по мнению ФАС России, имущество паевых инвестиционных фондов, в том числе акции и доли хозяйственных обществ, должны учитываться в активах управляющей организации.
При этом учитывая возможность управляющей компании паевого инвестиционного фонда осуществления права голоса по акциям (долям) хозяйственных обществ, составляющим имущество такого фонда, распоряжение управляющей компанией более 50 % указанных акций (долей) является основанием для отнесения соответствующих лиц (управляющей компании, хозяйственного общества (его дочерних обществ) к одной группе лиц в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, сообщаем, что приобретение права распоряжаться соответствующим количеством голосов в уставном капитале хозяйственного общества требует для управляющей компании предварительного согласия антимонопольного органа (при наличии предусмотренных условий о стоимости активов участников сделок, их суммарной выручке от реализации товаров, нахождении в реестре).
- Полезные ссылки
- Правительство Российской Федерации
- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
- Государственная информационная система промышленности (ГИСП)
- ФАС России на портале государственных услуг
- ФАС России на портале госзакупок
- Реформа контрольной и надзорной деятельности
- Международный центр конкуретного права и политики БРИКС