Часто задаваемые вопросы

Категория:
Группы лиц
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

Требуется ли согласие антимонопольного органа для совершения сделок, указанных в статьях 27-29 Закона о защите конкуренции, если такие сделки осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц не напрямую, а опосредованно по основанию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции?

14.01.19
Показать ответСвернуть ответ

Частью 2 статей 27-29 Закона о защите конкуренции установлено исключение, согласно которому предусмотренное частью 1 статей 27-29 Закона о защите конкуренции требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок не применяется, если указанные в части 1 данной статьи сделки осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, или если указанные в части 1 статьи 27-29 Закона о защите конкуренции сделки осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных статьей 31 Закона о защите конкуренции, либо если их осуществление предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации либо если сделки осуществляются в отношении акций (долей) финансовой организации. Данное исключение применяется также для случаев, когда сделки осуществляются между лицами, входящими в одну группу лиц по пункту 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции не напрямую, а опосредованно через иных участников группы, объединенных между собой по данному основанию (например, сделки между материнской компанией и ее косвенным дочерним обществом, или сделки между дочерними компаниями, в которых одна и та же материнская компания имеет более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли). Таким образом, предварительное согласие антимонопольного органа или его последующее уведомление об осуществлении сделки, совершенной лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, не требуются.

Что является предметом залога?
06.07.17
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) приобретение лицом (группой лиц) более 25 %, 50 %, 75 % голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества (более 1/3, 50 %, 2/3 долей - для общества с ограниченной ответственностью) осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа (при наличии предусмотренных условий).

В соответствии с пунктом 16 статьи 4 Закона о защите конкуренции под приобретением акций (долей) хозяйственных обществ понимается покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям.

Таким образом, для целей антимонопольного контроля имеет значение факт получения лицом (группой лиц) в результате совершения сделки возможности осуществления прав голоса, воплощенных в акциях (долях) хозяйственного общества.
Приобретение на основании договора залога права распоряжаться соответствующим количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), являющиеся предметом залога (осуществление прав голоса, обращение взыскания на предмет залога), приобретение по условиям договора залога иных прав в отношении общества, чьи акции (доли) составляют предмет залога, требует предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии с пунктами 1 – 6, 8 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции (при наличии предусмотренных условий).

Как происходит процедура приобретения иностранной организацией долей участия иностранной компании,владеющей акциями (долями) российского юридического лица?
06.07.17
Показать ответСвернуть ответ

Согласно пункту 8 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа (при наличии предусмотренных условий о
стоимости активов участников сделок (их групп лиц), их суммарной выручке от реализации товаров, нахождении в реестре, предусмотренном подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

По смыслу указанной нормы, предварительного согласования с антимонопольным органом будут требовать те сделки, которые влекут приобретение лицом права непосредственно или через третьих лиц определять решения, условия ведения хозяйственной деятельности российских хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции
(доли) в уставном капитале этого хозяйственного общества.

В этой связи, согласно приведенной норме (пункт 8 части 1 статьи 28) предварительного согласования будет требовать соответствующее приобретение акций (долей) иностранной компании, имеющей право распоряжаться акциями (долями) российских хозяйствующих субъектов.

При этом, приобретение лицом права прямо или косвенно распоряжаться акциями (долями) в уставных капиталах юридических лиц, не являющееся основанием для отнесения соответствующих лиц к одной группе, также может требовать предварительного согласия антимонопольного органа, если в результате такого приобретения приобретатель получает возможность определять условия ведения предпринимательской деятельности российского хозяйствующего субъекта (рассмотрение соглашений акционеров, порядка принятия решений в конкретном обществе, учредительных документов такого общества осуществляется
антимонопольным органом в порядке, предусмотренном главой 7 Закона о защите конкуренции). 

Относится ли ПИФа к группе лиц?
06.08.15
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Признаки отнесения физических и юридических лиц к одной группе лиц определены частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Таким образом, паевой инвестиционный фонд, в силу субъектного состава определенного статьей 9 Закона о защите конкуренции, не может входить в состав группы лиц.

Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2001 № 156- ФЗ «Об инвестиционных фондах» управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам.

Таким образом, по мнению ФАС России, имущество паевых инвестиционных фондов, в том числе акции и доли хозяйственных обществ, должны учитываться в активах управляющей организации.

При этом учитывая возможность управляющей компании паевого инвестиционного фонда осуществления права голоса по акциям (долям) хозяйственных обществ, составляющим имущество такого фонда, распоряжение управляющей компанией более 50 % указанных акций (долей) является основанием для отнесения соответствующих лиц (управляющей компании, хозяйственного общества (его дочерних обществ) к одной группе лиц в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, сообщаем, что приобретение права распоряжаться соответствующим количеством голосов в уставном капитале хозяйственного общества требует для управляющей компании предварительного согласия антимонопольного органа (при наличии предусмотренных условий о стоимости активов участников сделок, их суммарной выручке от реализации товаров, нахождении в реестре). 

Чем подтверждается предложение о назначении или об избрании единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, указанное в пункте 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции?
25.05.11
Показать ответСвернуть ответ
Согласно пункту 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признаются хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества. Подтверждением группы лиц по указанному основанию являются протоколы общих собраний акционеров, учредительные документы общества, повестки дня заседаний общих собраний акционеров и другие документы.
Какие именно указания должны содержаться в учредительных документах хозяйственного общества (товарищества) или в заключенном с этим хозяйственным обществом (товариществом) договоре для включения физических лиц или юридических лиц в одну группу лиц в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции? Является ли трудовой договор основанием для включения физических лиц в одну группу лиц в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона о защите конкуренции?
25.05.11
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признаются хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания. Основанием для отнесения лиц к одной группе по указанному условию является наличие в учредительных документах хозяйствующего субъекта или в заключенном с этим хозяйственным обществом договоре положений, содержащих указания о наличии у физического лица или юридического лица возможности определять решения, принимаемые хозяйствующим субъектом, в том числе определять условия ведения им предпринимательской деятельности. При этом трудовой договор не является основанием для отнесения физических лиц к одной группе по указанному условию.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь