Часто задаваемые вопросы

Категория:
Распределение государственного и муниципального имущества
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

Каковы цели установления антимонопольным органом ограничений при даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций?

10.10.23
Показать ответСвернуть ответ

Пунктом 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции вправе принять решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции.

Целями введения ограничений, предусмотренных пунктом 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, является обеспечение соответствия государственной или муниципальной преференции целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, а также уменьшение ее негативного влияния на конкуренцию.

Как определяется размер государственной или муниципальной преференции, выраженной в виде заключения договора аренды или безвозмездного пользования движимого имущества?

10.10.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом, с приложением документов, перечисленных в части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

К указанному заявлению прилагается, в том числе, проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества.

С учетом вышеизложенного, органы власти, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, планирующие предоставление преференции, самостоятельно определяют цель и размер предоставления такой преференции.

Вместе с тем, исходя из практики антимонопольного органа, размер предоставляемой государственной или муниципальной преференции путем передачи прав владения и (или) пользования государственным (муниципальным) движимым имуществом может быть выражен в балансовой стоимости такого имущества.

Какие объекты гражданских прав могут быть переданы в качестве государственной или муниципальной преференции?

10.10.23
Показать ответСвернуть ответ

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Таким образом, не все объекты гражданских прав могут быть предоставлены органом власти хозяйствующему субъекту в качестве государственной или муниципальной преференции в порядке главы 5 Закона о защите конкуренции.

Возможно ли предоставление государственной или муниципальной преференции в виде продления действующего договора аренды или безвозмездного пользования?

10.10.23
Показать ответСвернуть ответ

Из комплексного толкования части 9 статьи 17.1, части 1 статьи 19, части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, пункта 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что максимальный (предельный) срок договора аренды, заключенного посредством предоставления хозяйствующему субъекту преференции, ограничен сроком, на который такая преференция представляется (то есть установленным в договоре сроком аренды имущества), и не может быть изменен (продлен) по правилам части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Соответственно, заключение договора аренды государственного или муниципального имущества, предоставленного хозяйствующему субъекту в качестве государственной или муниципальной преференции, на новый срок на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции неправомерно.

Возможно ли предоставление преференции путем пожертвования государственного имущества?

13.07.23
Показать ответСвернуть ответ

Часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) предусматривает заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Предоставление государственных и муниципальных преференций, является исключением из указанного общего порядка заключения договоров по результатам конкурентных процедур.

Согласно части 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Согласно статье 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Таким образом, по договору дарения даритель распоряжается имуществом путем его передачи в собственность одаряемому.

При этом часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и глава 5 Закона о защите конкуренции устанавливают порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Может ли предоставляться субсидия в качестве преференции?

13.07.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Таким образом, предметом предоставления государственной или муниципальной преференции могут быть иные объекты гражданских прав, в том числе деньги и безналичные денежные средства.

Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Согласно части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления.

Вместе с тем частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется, в частности, на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Учитывая изложенное, при предоставлении хозяйствующему субъекту субсидии на основании законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя, предварительного согласия антимонопольного органа в письменной форме не требуется.

При этом согласно пункту 5 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции, не является государственной или муниципальной преференцией, в том числе предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.

Таким образом, не является государственной или муниципальной преференцией предоставление органом власти субсидии конкретному хозяйствующему субъекту в случае, если получателями такой субсидии могли быть любые хозяйствующие субъекты, соответствующие установленным требованиям, предоставившие необходимый пакет документов, а соответствующим органом власти был обеспечен равный доступ к информации об условиях и порядке предоставления субсидий и предъявлялись одинаковые требования ко всем потенциальным получателям субсидий (аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации
от 27.01.2017 по делу № А79-1221/2016).

 

Является ли заключение договора купли-продажи предоставлением государственной или муниципальной преференции?

13.07.23
Показать ответСвернуть ответ

Часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции) предусматривает заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Предоставление государственных и муниципальных преференций является исключением из указанного общего порядка заключения договоров по результатам проведения конкурентных процедур. Таким образом, часть 1 статьи 17.1 и глава 5 Закона о защите конкуренции устанавливают порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в связи с чем заключение договоров купли-продажи  не регулируется указанными нормами.

Особенности применения пункта 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

11.07.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договора аренды государственного (муниципального) имущества допускается без проведения торгов, если передаваемое по такому договору недвижимое имущество является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, а также если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

При этом, по мнению ФАС России, при заключении договора на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции ограничения по площади передаваемого имущества, установленные указанным пунктом, учитываются исключительно по отношению к договорам, также заключенным на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона
о защите конкуренции.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о соответствии передаваемого в аренду государственного (муниципального) имущества требованиям к площади, установленным пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, нет необходимости учитывать площади помещений, переданные в аренду по иным основаниям статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.                                                                                                                               

Вышеуказанная позиция ФАС России подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.12.2014 № Ф04-11885/2014 по делу № А02-599/2014).

При этом обращаем внимание, что заключение договоров аренды государственного (муниципального) имущества без проведения торгов является правом, а не обязанностью собственника (правообладателя) имущества.

Какой порядок предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в части применения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) по выявлению круга лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, применительно к статье 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ)? При поступлении заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности в порядке, предусмотренном статьей 10.1 Закона № 101-ФЗ нужно ли публиковать его в сети Интернет?

 

28.06.23
Показать ответСвернуть ответ

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим
в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии со статьей 10.1 Закона № 101-ФЗ предусмотрена возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления (пункт 5 статьи 10.1 Закона № 101-ФЗ).
Следовательно, при предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным статьей 10.1 Закона № 101-ФЗ, положения статьи 39.18 ЗК РФ не применяются, и, как отмечается в письме Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.03.2023 № СХ-15-27/6928, при поступлении заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности в порядке, предусмотренном статьей 10.1 Закона № 101-ФЗ, опубликование извещения в сети Интернет не требуется.
Таким образом, предоставление земельного участка по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 10.1 Закона № 101-ФЗ,не противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При этом указанная норма Закона № 101-ФЗ применяется только в случае, если испрашиваемый земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предназначенного для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства его деятельности, из состава земель иных категорий, например, земель населенных пунктов, такое предоставление должно осуществляться с учетом положений статьи 39.18 ЗК РФ и необходимости опубликования извещения.

 

Возможно ли установление при проведении торгов на право заключения договоров аренды государственного (муниципального) имущества дифференцированной ставки арендной платы?

17.04.23
Показать ответСвернуть ответ

В силу подпункта 4 пункта 31 (105) Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее − Правила) в извещении о проведении торгов должна быть указана начальная (минимальная) цена договора (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом.

Учитывая изложенное, при организации торгов на право заключения договора аренды государственного имущества в качестве начальной (минимальной) цены договора, являющейся предметом торга, может быть установлен ежемесячный (ежегодный) платеж за арендуемое имущество или разовый платеж за право заключить договор аренды.

В соответствии с пунктом 98 (150) Правил договор заключается на условиях, указанных в поданной участником торгов, с которым заключается договор, заявке на участие в торгах и в документации о торгах. При заключении и (или) исполнении договора цена такого договора не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении торгов, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.

Таким образом, если в качестве предмета торга на право заключения договора аренды установлен ежемесячный (ежегодный) платеж за арендуемое имущество, то установление в проекте договора размера арендной платы в зависимости от процента полученной арендатором от ежемесячной выручки с использованием арендованного имущества не допускается.

При этом если в качестве предмета торга установлен разовый платеж за право заключить договор аренды, то в проект договора могут быть включены условия о порядке внесения арендных платежей в виде определенного процента от полученных в результате использования арендованного имущества доходов.

В то же время, условие проекта договора аренды о порядке внесения арендных платежей в виде определенного процента от полученных в результате использования арендованного имущества доходов, должно быть администрируемым во избежание неоднозначной трактовки указанного условия и уклонения от внесения арендной платы.

В каких формах возможно предоставление государственных или муниципальных преференций?

14.04.23
Показать ответСвернуть ответ

Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные и муниципальные преференции могут предоставляться в следующих формах:

  • путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав;
  • путем предоставления имущественных льгот;
  • путем предоставления государственных или муниципальных гарантий.

В течение какого срока заявитель обязан предоставить документы, подтверждающие соблюдение установленных антимонопольным органом ограничений при предоставлении государственных (муниципальных) преференций?

14.04.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона о защите конкуренции в случае, если решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции дано в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых устанавливается антимонопольным органом, в месячный срок с даты предоставления государственной или муниципальной преференции.

Какие виды договоров возможно заключить на основании предоставления государственной или муниципальной преференции?

14.04.23
Показать ответСвернуть ответ

Договор аренды:

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Договор безвозмездного пользования:

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Договор доверительного управления:

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления.

Является ли предоставление налоговых льгот государственной или муниципальной преференцией?

14.04.23
Показать ответСвернуть ответ

Льготами по налогам и сборам в соответствии с частью 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Исходя из Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 № 392-О и № 396-О следует, что установление налоговых льгот относится к исключительной прерогативе законодателя, что исключает индивидуальную направленность льгот, являющуюся одним из признаков государственных и муниципальных преференций в соответствии с пунктом 20 части 4 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, предоставление налоговых льгот не является государственной или муниципальной преференцией.

В течение какого срока заявитель вправе истребовать пакет документов, приложенный к заявлению о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций, в связи с принятием антимонопольным органом решения о несоответствии представленных заявления и (или) документов положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)?

14.04.23
Показать ответСвернуть ответ

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет четырнадцать дней с даты получения заявителем уведомления.

В каком случае антимонопольный орган осуществляет возврат заявления о даче согласия на предоставление преференции?

28.12.22
Показать ответСвернуть ответ

Согласно пункту 3.10 Административного регламента антимонопольный орган в течение 10 календарных дней со дня получения заявления принимает мотивированное решение о несоответствии представленных заявления
и (или) прилагаемых к нему документов и возвращает заявление заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии такого решения, в случае если представленные заявления и (или) документы не соответствуют требованиям, указанным в пунктах 3.7 — 3.9 Административного регламента, а именно:

- заявление не оформлено по форме согласно Приложению № 5 к Административному регламенту с указанием цели и размера предоставления государственной или муниципальной преференции и не подписано руководителем (исполняющим обязанности руководителя) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иного осуществляющего функции указанных органов органа или организации, имеющего (имеющей) намерение предоставить преференцию;

- цель предоставления преференции не указана в заявлении со ссылкой на соответствующий пункт части 1 статьи 19 Закона о конкуренции;

- к заявлению не приложены или приложены не в полном объеме документы, установленные пунктом 3.19 Административного регламента.

Какое решение может принять антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о предоставлении государственной или муниципальной преференции?

28.12.22
Показать ответСвернуть ответ

По результатам рассмотрения заявления на предоставление государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, антимонопольный орган принимает одно из следующих мотивированных решений, о чем в день принятия указанного решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения:

1) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, и ее предоставление не может привести к устранению
или недопущению конкуренции;

2) о продлении срока рассмотрения этого заявления, если в ходе его рассмотрения антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закон о защите конкуренции, и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного пунктами 1, 3 или 4 этой части. По названному решению срок рассмотрения этого заявления может быть продлен не более чем на два месяца;

3) об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция
не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закон о защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;

4) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции.

 

Является ли предоставление налоговых льгот государственной или муниципальной преференцией?

28.12.22
Показать ответСвернуть ответ

Льготами по налогам и сборам в соответствии с частью 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества
по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Исходя из Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 № 392-О и № 396-О следует, что установление налоговых льгот относится к исключительной прерогативе законодателя, что исключает индивидуальную направленность льгот, являющуюся одним из признаков государственных и муниципальных преференций в соответствии с пунктом 20 части 4 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, предоставление отдельным категориям налогоплательщиков соответствующих налоговых льгот не является государственной или муниципальной преференцией.

Какие существуют формы предоставления государственных и муниципальных преференций?

28.12.22
Показать ответСвернуть ответ

Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции) государственные и муниципальные преференции могут предоставляться в следующих формах:

– путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав;

– путем предоставления имущественных льгот;

– путем предоставления государственных или муниципальных гарантий.

Возможно ли внесение изменений в договор аренды муниципального имущества путем расширения передаваемого в аренду муниципального имущества?

22.12.22
Показать ответСвернуть ответ

Особенности порядка заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 171 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 171 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных законом.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК   РФ)   договор   считается   заключенным,   если   между   сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При этом если изменяются существенные условия договора, заключенного по итогам торгов, и имеются достаточные основания полагать, что в случае изначального предложения договора на измененных условиях состав участников был бы иным и (или) победителем могло быть признано другое лицо, то действия сторон по изменению договора могут быть квалифицированы как обход требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, а соглашение, которым внесены соответствующие изменения, считается ничтожным на основании частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 статьи 168 и пункта 8 статьи 448 Гражданского кодекса (аналогичная позиция отражена в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

Таким образом, действия по изменению существенных условий договора аренды государственного или муниципального имущества без проведения торгов нивелируют условия проведенных торгов, нарушают принципы закупок и могут указывать на признаки нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, приводя к ограничению конкуренции при проведении конкурсов и созданию преимущественных условий участнику (аналогичная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2021 № Ф07-670/2021 по делу № А56-25732).

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь