Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин выступил на саммите «Уголь СНГ 2011»

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин выступил на саммите «Уголь СНГ 2011»
31 мая 2011, 09:11

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин принял участие в 6-ом ежегодном международном саммите «Уголь СНГ 2011», организованном под эгидой Института Адама Смита, и выступил с докладом «Содействие честной конкуренции на рынке угля», посвященным деятельности ФАС России по осуществлению антимонопольного контроля на рынке энергетического угля.

В частности, докладчиком была дана характеристика последним изменениям в антимонопольном законодательстве, в том числе, изменения, внесенные в Закон о защите конкуренции «вторым антимонопольным пакетом», а также планируемые изменения в рамках «третьего антимонопольного пакета».

Также докладчик отметил, что сейчас в завершающей стадии находится работа как по гармонизации национальных антимонопольных законодательств в странах ЕвразЭС, так и по формированию единого конкурентного законодательства на транснациональных рынках этого интеграционного образования. Анатолий Голомолзин отметил, что, как ожидается, это последние крупные изменения в антимонопольное законодательство.

Анатолий Голомолзин рассказал участникам симпозиума об основных тенденциях в сфере крупных сделок слияний и приобретений на рынках энергетического угля. За период 2008-2011 гг. ФАС России и, в том числе ее территориальными органами, рассмотрено 48 ходатайств, 19 уведомлений о совершении сделок на рынке энергетического угля.

В период экономического кризиса в 2009 году уменьшилось число сделок, совершаемых участниками угольного рынка. Подаваемые в ФАС России ходатайства и уведомления в этот период в основном касались внутригрупповых сделок лиц и были направлены на реструктуризацию группы в целях повышения эффективности управления активами.

В 2010 году ситуация изменилась, и как в 2008 году широкое распространение получили сделки между независимыми участниками. В то же время продолжаются сделки, направленные на оптимизацию корпоративного управления в рамках групп лиц. Так, в настоящее время ФАС России принимает решения по сделкам, совершаемым ОАО «СУЭК» и лицами, состоящими с ним в одной группе лиц, с учетом выданного ОАО «СУЭК» в 2004 году предписания. Эти требования направлены на стимулирование прямых контрактов поставки угля между компанией и её контрагентами, на повышение возможности выбора покупателями угля способов транспортной логистики.

Наблюдается тенденция по приобретению участниками энергетической отрасли мощностей по добыче угля, а также приобретение энергетических активов основными игроками рынка угля. Так, группа лиц «Иркутскэнерго» приобрела угольные разрезы «Тулунуголь», «Черемховуголь», «Вереинский», «Ирбейский», а ОАО «Новосибирскэнерго» - ОАО «Разрез Сереульский». В то время как ОАО «СУЭК» является собственником или акционером таких энергетических компаний, как ОАО «Кузбассэнерго», ОАО «ТГК-13». При принятии решений антимонопольным органом учитываются как положительные, так и отрицательные последствия процессов вертикальной интеграции для конкуренции на рынках электроэнергии и энергетического угля.

В докладе была рассмотрена ситуация с нарушениями участниками рынка энергетического угля антимонопольного законодательства. Всего за период 2008-2011 гг. ФАС России и ее территориальными органами рассмотрено 23 дела. Из них в 11 случаях законность решений была подтверждена судами, или не обжаловались в суд. Общая сумма штрафов, наложенных на юридических и должностных лиц, за период 2008-2011 гг. составила – 13 102 934 руб.

Особо докладчик отметил решение ФАС России по «угольному картелю». В 2010 году ФАС России было рассмотрено дело о нарушении ОАО «СУЭК» и другими участниками рынка энергетического угля антимонопольного законодательства, выразившегося в участии указанных лиц в ограничивающих конкуренцию соглашениях.

В результате рассмотрения данного дела, ФАС России было принято решение признать ОАО «СУЭК», ОАО «Русский уголь» и ЗАО «Стройсервис» нарушившими статью 11 Закона о защите конкуренции, в части заключения между ними ограничивающих конкуренцию «вертикальных» соглашений. Это решение оспорено в настоящее время в суд.

Это решение является первым и прецедентным в практике антимонопольных органов. ФАС России в отличие от антимонопольных органов других стран не наделено полномочиями по проведению оперативно-розыскной деятельности. Поэтому требуется организация тесного взаимодействия с другими органами власти, наделёнными этими полномочиями. Расследование дела и подтверждение факта картельного сговора осуществлялись ФАС России при участии МВД России с использованием материалов и информации, полученных в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Также в докладе была представлена краткая информация о ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте. Угольщики являются основным отправителем массовых грузов и от того насколько эффективно будет функционировать и развиваться железнодорожный транспорт зависят результаты экономической деятельности угольных компаний.

Была дана информация о подготовке ФАС России стандартов раскрытия информации на железнодорожном транспорте, информация о ходе разработки проекта правил недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта и к услугам железнодорожных перевозок. В стадии разработки и правила недискриминационного доступа к услугам в морских портах.

В ходе структурных реформ ОАО «РЖД», «Первой грузовой компании» и «Второй грузовой компании» были выставлены поведенческие требования, направленные на обеспечение конкуренции. В предписании ФАС России указано, что пока группа лиц занимает доминирующее положение на рынке услуг предоставления подвижного состава, услуги ею должны оказываться на условиях инвентарного парка.

Большое значение имеет подготовленный во исполнение данных поведенческих требований Регламент взаимодействия ОАО «РЖД» и его дочерних компаний «ПГК» и «ВГК». Условия этого регламента обсуждаются с бизнес-сообществом на заседаниях Экспертного совета ФАС по железнодорожному транспорту в целях достижения баланса интересов, в том числе с грузоотправителями массовых грузов.
 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь