Кассация поддержала ФАС России в споре с банками «УРАЛСИБ» и «Фольксваген Банк РУС»

Кассация поддержала ФАС России в споре с банками «УРАЛСИБ» и «Фольксваген Банк РУС»
19 ноября 2014, 15:00
Open uri20171117 18392 1fnjvz5?1554515847

Вчера, 18 ноября этого года, Федеральный арбитражный суд Московского округа отказал ОАО «УРАЛСИБ» в удовлетворении кассационной жалобы об отмене судебных актов, которыми признаны законными решение и предписание по делу о нарушении ОАО «УРАЛСИБ» и ООО «Фольксваген Банк РУС» антимонопольного законодательства, а также постановления о наложении штрафов по факту этого нарушения.

Ранее, 23 октября 2013 года, совместная комиссия ФАС России и Банка России признала ОАО «УРАЛСИБ» и ООО «Фольксваген Банк РУС» нарушившими часть 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в связи с заключением Договора о сотрудничестве.

Договор был заключен ввиду отсутствия у ООО «Фольксваген Банк РУС» лицензии на привлечение средств физических лиц во вклады и предполагал открытие ОАО «УРАЛСИБ» заемщикам ООО «Фольксваген Банк РУС» счетов для зачисления и обслуживания кредитов последнего.

При этом в Договоре содержалось указание на обязанность ОАО «УРАЛСИБ» не рекомендовать и не создавать условия для приобретения клиентами его партнера услуг ОАО «УРАЛСИБ» как для погашения кредитов ООО «Фольксваген Банк РУС», так и в любых других целях, включая приобретение автотранспортных средств.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что при заключении Договора банки являлись потенциальными конкурентами на рынке автокредитования физических лиц, а в процессе его исполнения стали реальными конкурентами на этом рынке.

В связи с этим, как посчитала Комиссия, заключив Договор с подобными условиями, фактически ОАО «УРАЛСИБ» отказалось в будущем от ряда самостоятельных действий на упомянутом рынке, то есть от конкуренции с ООО «Фольксваген Банк РУС» за привлеченных им клиентов.

Принимая во внимание, что на момент вынесения решения нарушение не было устранено, Комиссия выдала ответчикам предписание об исключении антиконкурентных положений из Договора, которое впоследствии было исполнено ими в установленные сроки.

В связи с выявленным нарушением ОАО «УРАЛСИБ» и ООО «Фольксваген Банк РУС» были привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП.

Не согласившись с решением и предписанием Комиссии, а также постановлениями о наложении штрафов, кредитные организации оспорили их в судебном порядке.

29 мая 2014 года Арбитражный суд г. Москвы отказал ОАО «УРАЛСИБ» и ООО «Фольксваген Банк РУС» в удовлетворении заявленных требований, подтвердив тем самым законность и обоснованность актов, принятых антимонопольным органом.

Требования банков об отмене решения Арбитражного суда г. Москвы 29 июля 2014 года Девятым арбитражным апелляционным судом также не были удовлетворены.

Комментируя судебные акты по делу, начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева сообщила: «Дело в отношении банков «УРАЛСИБ» и «Фольксваген Банк РУС» не первое и не единственное дело, в рамках которого была выявлена и признана нарушающей антимонопольное законодательство договоренность об отказе универсального банка конкурировать с узкоспециализированными кэптивным банком в том единственном сегменте, в котором работает последний. Важно, - как отметила Ольга Сергеева, - чтобы поддержка судами нашего решения для остальных участников рынка, предполагающих работать аналогичным образом, стала сигналом к тому, чтобы перестроить взаимодействие и найти соответствующую антимонопольному законодательству форму сотрудничества». «Минимизировать антимонопольные риски можно, в частности, подав в антимонопольный орган проект соглашения в соответствии со статьей 35 Закона о защите конкуренции» - добавила в заключение начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России.


В соответствии с частью 1 статьи 35 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с данным Федеральным законом, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.

Частью 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Пункт 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает, что отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, является признаком ограничения конкуренции.


Частью 1 статьи 14.32 КоАП установлено, что заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
 

 

 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь