2-й день семинара в Казани: меры госрегулирования сельскохозяйственных рынков

2-й день семинара в Казани: меры госрегулирования сельскохозяйственных рынков
16 мая 2014, 12:28
Open uri20171117 18392 zmjvpx?1555070506

Напомним, что с 14 по 16 мая в Учебно-методическом центре Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), г. Казань, проходит международный семинар «Соблюдение антимонопольного законодательства в сфере агропромышленного комплекса».
В первый день участники семинара - представители конкурентных ведомств России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Болгарии, Сербии, Японии, Индонезии и Эквадора, обсудили методические подходы к анализу товарных рынков.
Второй день семинара был посвящен мерам государственного регулирования агропродовольственных рынков.
Антимонопольное регулирование агропромышленного комплекса является одним из приоритетных направлений деятельности антимонопольных органов, так как состояние этой сферы экономики является определяющим для обеспечения продовольственной безопасности страны.
О некоторых особенностях антимонопольного регулирования зерновых рынков сообщила заместитель руководителя Орловского УФАС России Любовь Бубенцова.

Зерновой рынок включает в себя ряд стадий: производство зерна, оптовую и розничную его реализацию, хранение, а также посреднические услуги в процессе его продвижения. Однако, по мнению Орловского УФАС, антимонопольное регулирование на этом рынке должно прежде всего касаться снятия барьеров входа на него. К ним относятся банковские ставки по кредитам, высокие риски сельхозпроизводителей и высокие логистические расходы при реализации готовой продукции.
«За всю историю деятельности Орловского УФАС России ни одного антимонопольного дела в отношении производителей зерна заведено не было. Негативным явлением для конкуренции на зерновом рынке является сегмент услуг по хранению и складированию зерна: его занимают 4 предприятия-монополиста. Здесь справиться с проблемой поможет развитие инфраструктуры – строительство новых современных элеваторов, - добавила Любовь Бубенцова. – Кроме этого, с 2013 года производители зерна Орловской области стали осваивать новый метод хранения – в специальных мешках-рукавах из полиэтилена».
Отрицательные факторы, влияющие на ситуацию на рынке молока, представила руководитель Башкортостанского УФАС России Зульфира Акбашева. Это искажение статистических данных по поголовью скота и объема производства молока, последствия засухи 2010 года, сокращение производства молока в частных подворьях, дороговизна сопутствующих товаров, например упаковочного материала, и колебания курса национальной валюты.
Для развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Башкортостане была принята целевая программа – с 2012 по 2016 гг. комплексно модернизировать 500 молочно-товарных ферм в Республике (ежегодно от 1 до 3 ферм в каждом районе).

«Молока не хватает не только в Башкортостане, но и во всей России. С одной стороны, кажется, что на прилавках магазинов достаточно много молока, но, с другой стороны, его гораздо больше, чем реально дают коровы. А значит это уже не молоко, если для его производства используют другие ингредиенты: сухое молоко, пальмовое масло», - подчеркнула Зульфира Акбашева.
Развитию рынков, следовательно, и развитию конкуренции старается способствовать государство, причем не только за счет стимулирования деятельности инвесторов, но и посредством предоставления аграриям субсидий.
Как отметила заместитель начальника Управления контроля химии и АПК ФАС России Ирина Епифанова, они выдаются на поддержку животноводства и растеневодства, устойчивого развития сельхозтерритории, повышение плодородия почв, консультационные услуги, информационное обеспечение и др. Алгоритм получения субсидий и реализации государственных программ см. в презентации.

Однако, как сообщила руководитель Башкортостанского УФАС России Зульфира Акбашева, поддержка госбюджета не всегда помогает аграриям достигнуть должного эффекта – необходимо, в том числе, и сопровождение научного сообщества.
«Предоставление субсидий также часто происходит с нарушением антимонопольного законодательства. Типичными из них являются изменение в нормативно-правовых актах органами исполнительной власти субъектов РФ в части критериев отбора сельскохозяйственных производителей, условий, а также нарушение установленных правил по предоставлению субсидий органами, наделенными полномочиями по управлению сельским хозяйством в регионах, - прокомментировала Ирина Епифанова. – в конце мая, например, будет рассмотрено дело в отношении Правительства Ивановской области и Департамента сельского хозяйства и продовольствия.
Для стабилизации цен на агропродовольственных рынках и поддержания доходов сельхозпроизводителей применяется такой механизм, как государственные закупочные и товарные интервенции, позволяющие обеспечить стабильность цен на внутреннем рынке на базовые сельхозпродукты.
В заключение второго дня семинара заместитель руководителя Воронежского УФАС России Виталий Попов сообщил о ситуации на агропродовольственных рынках в области. Так, в 2013 году, по сравнению с позапрошлым, в Воронежской области увеличилось производство яиц, мяса, молока, подсолнечника, зерновых и зернобобовых культур (подробнее см. в презентации). Однако на рынке сахарной свеклы произошло существенное сокращение производства – с 6167,3 тыс. тонн до 4455,7, что связано с заключением краткосрочных договоров, несвоевременном началом договорной компании, а также с удаленностью хозяйств от перерабатывающих предприятий.

Последняя проблема характерна и для рынка молока. Но государство старается помочь аграрием справиться с ней. Например, в Башкортостане предоставляют охлаждающее оборудование.
 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь