Антимонопольный союз БРИКС. Интервью Леси Давыдовой журналу "Конкуренция и право"

13 августа 2019, 12:19
2362 5q8a8208%281%29
Взаимодействие конкурентных ведомств БРИКС находится уже в практической плоскости, отмечает начальник Управления международного экономического сотрудничества ФАС России Леся Евгеньевна Давыдова. В интервью журналу «Конкуренция и право» она рассказала о результатах совместной работы и назвала проблемы правоприменения и рынки, которые находятся в поле зрения регуляторов.
 
 
– Леся Евгеньевна, какие инструменты по совместному выявлению и пресечению недобросовестных практик транснациональных корпораций уже сейчас успешно используют страны БРИКС?
 
– Более чем за десять лет сотрудничества с конкурентными ведомствами БРИКС сформировался основной арсенал, который применяется при расследовании транснациональных нарушений антимонопольного законодательства и зарекомендовал себя как эффективный.
 
Во-первых, это инструменты, закрепленные в Меморандуме о взаимопонимании1. Речь идет об официальных запросах информации и обмене данными в рамках рабочих групп БРИКС по совместному исследованию проблем конкуренции и пресечению недобросовестных практик на социально значимых рынках, представляющих взаимный интерес, и при рассмотрении конкретных кейсов.
 
Во-вторых, базовые механизмы кооперации: использование всевозможных каналов связи, среди которых проведение очных и телефонных консультаций, встречи с кейс-хендлерами и специалистами, обмен сведениями непосредственно о ходе расследования и прочие.
 
– А каких механизмов не хватает для более эффективного взаимодействия?
 
– Проблемы сотрудничества связаны с тем, что у каждой из юрисдикций БРИКС свои особенности: разные сроки рассмотрения дел, процедурные моменты на начальных и последующих этапах расследования, алгоритмы вынесения решений.
 
Снять эти затруднения возможно путем расширения существующих каналов связи и усиления кооперации, закрепления в многосторонних рамочных документах механизмов и конкретных процедур расследования трансграничных дел. Таким образом будет сформулирована общепринятая и понятная для всех база, а также созданы унифицированные международные понятийный и процедурный аппараты.
 
– Расскажите о конкретных кейсах – примерах совместных действий в формате БРИКС.
 
– У нас достаточно большой опыт сотрудничества при рассмотрении глобальных сделок, таких как Bayer/Monsanto, Siemens/Alstom, Takeda/Shire. Тесное взаимодействие при согласовании мегаслияний позволяет принимать решения одновременно, избегать информационной асимметрии или противоречивых предписаний, эффективно использовать свои ресурсы.
 
Можно сказать, что решение и предписание по сделке Bayer/Monsanto, которые вынесла в итоге ФАС России, были во многом основаны на результатах разноформатных консультаций со всеми антимонопольными ведомствами БРИКС. Благодаря широкому использованию вейверов – механизма добровольного отказа от конфиденциальности – удалось обсудить методологические подходы, применяемые в наших странах при рассмотрении сделок, а также поведенческие условия для компаний, выставляемые в целях развития конкуренции на пространстве БРИКС.
 
Консультации с обменом конфиденциальной информацией проводились с Бразилией и Китаем. При рассмотрении этой сделки также впервые удалось применить инструмент обмена конфиденциальными документами. Он был осуществлен в рамках визита в Москву делегации из конкурентного ведомства Индии.
 
– Есть в рамках БРИКС модельные разъяснения по использованию вейверов?
 
– Пока нет. Но необходимость систематизировать и унифицировать деятельность на этом направлении и разработать рамочный алгоритм обмена вейверами очевидна. Этот вопрос планируется обсудить на очередном заседании Координационного комитета БРИКС по антимонопольной политике. За основу можно взять принятые в марте 2019 года Рекомендации Президиума ФАС России по применению механизма отказа от конфиденциальности при рассмотрении сделок экономконцентрации2.
 
– Стоит ли сторонам сделки опасаться утечки конфиденциальных сведений?
 
– Конкурентные ведомства, которые рассматривают нотифицируемую в нескольких юрисдикциях сделку, в рамках использования вейвера четко понимают, какому регулятору какую информацию или какой ее объем они могут предоставить. Более того, этот механизм выгоден заинтересованным в сделке компаниям, поскольку поможет оптимизировать сроки ее согласования и избежать противоречивых требований регуляторов. При этом участник вправе выдать вейвер с оговорками: например, определить срок для передачи документов с конфиденциальными сведениями, конкретизировать аспекты, которые должны быть раскрыты, установить режим «для обсуждения без передачи». Наконец, он может отозвать такой отказ.
 
При выдаче вейвера участники сделки ясно понимают, что законодательство стран, участвующих в переговорах, защищает конфиденциальную информацию. Кроме того, во время консультаций регуляторы щепетильно принимают все необходимые меры, чтобы предотвратить утечку сведений.
 
Подчеркну, что компании, если она отказала нам в выдаче вейвера, это не грозит никакими санкциями или изменением порядка рассмотрения сделки.
 
– Как идет работа по совместным расследованиям международных картелей?
 
– Сейчас такие расследования проводятся на базе рабочей группы БРИКС по автопрому. Со всеми конкурентными ведомствами объединения активно проводятся консультации и рассматриваются конкретные кейсы о нарушении антимонопольного законодательства крупнейшими производителями автозапчастей.
 
– На какие проблемы правоприменения обращают основное внимание регуляторы?
 
– Ключевая задача для регуляторов не только стран БРИКС, но и всего мира – обеспечить конкуренцию в условиях меняющейся экономики. Предстоит решить много проблем: как эффективно защищать конкуренцию при стремительном продвижении «цифры» и адаптировать антимонопольное законодательство к новым реалиям, рассматривать глобальные слияния компаний, которые обладают огромным инновационным и технологическим потенциалом, определять природу алгоритмов и выявлять их недобросовестное использование, своевременно противостоять международным электронным сговорам.
 
Для изучения всех этих вопросов была создана рабочая группа БРИКС по цифровым рынкам. Ее цель – содействовать формированию конкурентной среды на рынках, где распространены информационные технологии, способствовать обмену опытом по совершенствованию нормативной правовой базы, проведению совместных исследований и расследований трансграничных нарушений, выработке механизмов борьбы с картелями нового типа и согласованных подходов к рассмотрению мегаслияний.
 
Кроме того, на подготовке комплексного исследования по регулированию цифровых рынков сейчас сосредоточен и Антимонопольный центр БРИКС Института права и развития ВШЭ-Сколково. Соответствующий доклад будет представлен на ключевом мероприятии в сфере конкурентной политики стран БРИКС – Конференции по конкуренции. Она проходит раз в два года поочередно во всех странах интеграционного объединения, а в сентябре 2019 года вновь состоится в Москве.
 
В целом деятельность Антимонопольного центра тесно связана со всеми рабочими группами БРИКС, которым он оказывает методологическую и экспертную поддержку. Такой конгломерат практиков с ведущими учеными является очень перспективным, позволяет понимать тенденции в той или иной сфере, на базе передовых разработок трансформировать конкурентную политику и действовать на опережение. В дальнейшем мы рассматриваем возможность создания глобального центра по конкурентной политике на пространстве БРИКС в формате международной организации.
 
– Какие рынки выбраны приоритетными для исследований?
 
– Сейчас функционируют рабочие группы, которые обсуждают широкий круг проблем и конкретные кейсы на социально значимых рынках: фармацевтическом, продовольственном и автомобильном. Исследуются общие темы, такие как методология анализа рынка, подходы к рассмотрению глобальных сделок экономконцентрации, предложения по формированию конкурентной среды и пресечению недобросовестного поведения. Помимо этого, каждая группа изучает секторальные вопросы, актуальные для конкретного рынка.
 
В фармацевтической сфере, например, это усовершенствование механизмов ценообразования на лекарственные препараты и повышение их доступности для населения, стимулирование производства дженериков, обеспечение конкуренции при электронных госзакупках лекарств, соблюдение баланса защиты интеллектуального права и принудительного лицензирования. В деятельности рабочей группы уже традиционно участвуют представители не только БРИКС, но и других стран и международных организаций, в частности ЮНЭЙДС, ВОИС, а также бизнеса.
 
Применительно к продовольственному рынку обсуждаются новые вызовы для антимонопольных органов: агрогенетика, технологические изменения в процессе производства и поставки продуктов, глобализация цепочек продовольствия.
 
В повестке рабочей группы по автопрому – борьба с антиконкурентными соглашениями между штаб-квартирами и производителями оригинального оборудования, авторизованными и неавторизованными дилерскими компаниями, а также с нарушениями на этапе послепродажного обслуживания.
 
Все эти актуальные вопросы отражены в программе сентябрьской Конференции по конкуренции, итоги которой будут зафиксированы в совместном заявлении – декларации о намерениях глав антимонопольных ведомств стран БРИКС.
 
Интервью подготовила  Оксана Бодрягина,
шеф-редактор журнала «Конкуренция и право»
 
1 В рамках ПМЮФ 19 мая 2016 г. страны БРИКС подписали Меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества в сфере конкурентного законодательства и политики.
 
2 Одобрены Протоколом Президиума ФАС России от 13.03.2019 № 2.
 
 
 
Деннис Дэвис, судья Верховного суда Западно-Капской провинции, профессор Кейптаунского университета (ЮАР):
Могу выделить несколько ключевых проблем в странах БРИКС: цифровая экономика, вопросы конкуренции на рынке фармацевтики, производство и глобальные цепочки.
 
Поясню. Производство товаров и услуг в рамках глобальных ценовых цепочек означает, что уже нет отдельного производства в какой-то определенной стране. Части товара производятся по всему миру, и трудно отследить, что происходит на конкретной стадии. Как национальные антимонопольные регуляторы справляются с вызовами экономики, более не национальной?
 
Один из самых важных результатов сотрудничества антимонопольных органов БРИКС – обмен информацией между ведомствами по тем вопросам, с которыми они сталкиваются, и проецирование этих вопросов на свою страну. Что еще важнее – формирование модели конкуренции, которая будет отвечать интересам государств с развивающимися экономиками на пространстве БРИКС.
 
Раньше мы руководствовались американской моделью, Чикагской школой. А теперь начали мыслить не так узко. У нас свой проект развития конкурентного законодательства, который решает вопросы неравенства, доступа к интеллектуальной собственности, создания справедливых правил конкуренции на рынке в интересах потребителей наших стран.
 
 
Тембинкоси Бонакеле, руководитель Комиссиипо конкуренции ЮАР:
Сотрудничество стран БРИКС активно развивается, многое сделано в рамках рабочих групп.
 
Например, я с нетерпением жду презентации доклада рабочей группы по исследованию проблем конкуренции на рынке цифровых технологий, а также исследования академиков Антимонопольного центра БРИКС по цифровой экономике, которое объединило ученых не только стран нашего интеграционного объединения, но и других государств, в частности Великобритании. Думаю, это будут основополагающие документы, дополняющие друг друга.
 
Когда их представят на Конференции по конкуренции, которая пройдет под эгидой БРИКС в сентябре 2019 г., это станет ее ключевым моментом.
 
Общие для наших стран с развивающейся экономикой вопросы касаются сферы фармацевтики и транснациональности, когда глобальные корпорации базируются в разных юрисдикциях и доминируют на рынке. Заботятся ли такие транснациональные корпорации о потребителях в других государствах? Полагаю, эта проблема характерна для всех стран БРИКС, потому что они выступают крупными импортерами.
 
В ЮАР свое производство не очень развито, становление инноваций также только начинается, так что мы всегда импортируем товары.
 

 

Жао Чунли, директор Департамента по контролю за монополиями Антимонопольного бюро Государственного управления по надзору за рынками КНР:
В контексте глобализации экономики страны БРИКС сталкиваются со схожими проблемами и вызовами. Антимонопольные ведомства интеграционного объединения отлично сотрудничают в области развития конкуренции. Взаимодействуя, мы обмениваемся опытом, повышаем эффективность с целью защитить рынок, улучшить благосостояние граждан.
 
В государствах – участниках БРИКС развивающаяся экономика. Наши местные компании недостаточно большие, чтобы отвечать так же эффективно современным вызовам, как это делают крупные транснациональные корпорации. Иногда доминирующее положение таких корпораций нарушает интересы местных национальных производителей и потребителей.
 
Поэтому мы используем пути сотрудничества на площадке БРИКС, чтобы обмениваться информацией, укреплять свои позиции для ответа доминирующим транснациональным корпорациям.
 
Среди наиболее значимых достижений взаимодействия антимонопольных органов БРИКС отмечу уважение и доверие друг к другу. Мы верим в будущее нашего сотрудничества, которое в основном осуществляется путем обмена информацией и опытом, а также рассмотрения конкретных кейсов.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь