Интервью Оксаны Кузнецовой журналу «Госзакупки.ру»
«…Если система антимонопольного комплаенса согласована с ФАС, плановые проверки сократятся…»
Если у вас разработана и утверждена ФАС система антимонопольного комплаенса – плановой проверки можно не бояться. Как работает система комплаенса и кто должен утвердить документы, рассказывает Оксана Кузнецова, начальник Управления по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России.
Оксана Николаевна, какие преимущества дает заказчику создание локальных документов по антимонопольному комплаенсу?
Оксана Кузнецова: Система антимонопольного комплаенса позволяет принимать взвешенные и эффективные управленческие решения в рамках закона. Один из стимулов внедрения системы – снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства. Как следствие нет негативных последствий: штрафов, причинения вреда репутации, признания недействительными контрактов, привлечения должностных лиц к административной или уголовной ответственности.
Сейчас у многих учреждений остро стоит вопрос о создании системы комплаенса. Правда ли, что если комплаенс-система есть, то проверок не будет?
В организации должна быть действующая система антимонопольного комплаенса, согласованная с ФАС России. Если у заказчика система действует на практике, то плановые проверки проходят не чаще чем один раз в пять лет или не проводятся совсем (постановление Правительства от 01.03.2018 № 213). Согласованная система комплаенса снижает категорию риска заказчика со средней до умеренной, с умеренной до низкой.
Какие риски следует предусмотреть заказчику в локальных документах?
Заказчику по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ необходимо сопоставить требования антимонопольного законодательства к ситуациям в ракурсе внутренних бизнес-процессов. Тогда определятся имеющиеся в его деятельности комплаенс-риски. Это такие ситуации, в которых применимые к ним требования антимонопольного законодательства могут быть нарушены.
Как бы Вы рекомендовали нашим читателям анализировать риски?
Процесс идентификации комплаенс-рисков может потребовать подробного анализа. К примеру, судебных дел и дел о нарушении антимонопольного законодательства, результатов проверок соблюдения антимонопольного законодательства. Также результатов анализа состояния конкуренции на товарных рынках, участником которых является хозяйствующий субъект.
Источником комплаенс-рисков могут являться локальные нормативные акты и совершенные или планируемые к совершению сделки. Также действия работников при исполнении ими должностных обязанностей, ограничение конкуренции путем приоритетного доступа к информации.
При каких условиях заказчик может избежать ответственности за нарушения антимонопольного законодательства?
Заказчик может добровольно заявить в ФАС, что он заключил антиконкурентное соглашение. Такое заявление может стать основанием для освобождения от административной ответственности или назначения штрафа в минимальном размере. К примеру, за заключение антиконкурентного соглашения заказчику грозит оборотный штраф. Кроме того, предусмотрена ответственность для должностных лиц, совершивших правонарушение: штраф или дисквалификация (ч. 2 и ч. 7 ст. 14.32 КоАП – прим. редакции). Но административной ответственности можно избежать, если заявить о нарушении и первым выполнить три условия. Первое – если на момент обращения контролеры не располагают сведениями и документами об административном правонарушении. Второе – заказчик отказался от участия в соглашении либо от дальнейших согласованных действий. Третье условие – заказчик представил достаточно сведений и документов, чтобы установить административное правонарушение.
Разница в комплаенс-системах:
Система антимонопольного комплаенса развивается в двух направлениях. Для органов власти и органов местного самоуправления, а также для хозяйствующих субъектов. Внедрение системы антимонопольного комплаенса для ряда федеральных органов исполнительной власти является обязательным (Указ Президента № 618 и Национальный план развития конкуренции). Органы власти организуют систему антимонопольного комплаенса в соответствии с Методрекомендациями (утв. распоряжением Правительства от 18.10.2018 № 2258-р). Это помогло снизить почти на 60 процентов количество нарушений. Хозяйствующие субъекты руководствуются положениями статьи 91 Закона о защите конкуренции, а также Разъяснением ФАС от 02.07.2021 № 20.
Интервью подготовила Елена Чернова, ответственный редактор журнала «Госзакупки.ру».