Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке цемента в Крымском федеральном округе

29 июня 2015, 12:56

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА


«17» декабря 2014 г. г. Москва


Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке цемента
в Крымском федеральном округе


Содержание:


I. Определение временного интервала исследования товарного рынка.
II. Определение продуктовых границ товарного рынка.
III. Определение географических границ товарного рынка.
IV. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.
V. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
VI. Определение уровня концентрации товарного рынка.
VII. Определение барьеров входа на товарный рынок.
VIII. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.


Анализ состояния конкуренции на рынке цемента в Крымском федеральном округе проводится в рамках рассмотрения дела № 1-10-123/00-05-14, возбужденного на основании приказа ФАС России от 02.10.2014 № 617/14 в отношении ЧАО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия» (место нахождения: ул. Промышленная, 2, г. Бахчисарай, Республика Крым, 298403) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Методическую основу анализа составил Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее - Порядок проведения анализа).
В настоящем анализе в качестве исходной информации представлены следующие источники:
- сведения, полученные от российских производителей цемента;
- сведения, полученные от потребителей цемента в Крымском федеральном округе;
- сведения таможенной статистики;
- сведения, полученные от ОАО «РЖД» и ГП «Крымские железные дороги».

I. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Настоящее исследование товарного рынка проводится в рамках рассмотрения дела № 1-10-123/00-05-14 о нарушении антимонопольного законодательства.
В связи с этим, с целью всестороннего и полного изучения особенностей и сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на рынке цемента в Крымском федеральном округе.
Временным интервалом исследования рассматриваемого товарного рынка установлен период с апреля 2014 по сентябрь 2014 года (после референдума о статусе Крыма, проведенного в марте 2014 года).


II. Определение продуктовых границ товарного рынка

Товаром в настоящем исследовании предварительно определен цемент.
Рассматриваемый товар принадлежит к группе Общероссийского классификатора продукции (ОКП) 573000 – цемент.
В соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) цемент относятся к коду 2523 «Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров».
Портландцемент – наиболее распространенный вид цемента, состоящий в основном из силикатов кальция. Портландцемент получают путем тонкого измельчения клинкера и гипса. Благодаря добавкам, которые могут использоваться в производстве портландцемента, он приобретает различные свойства. Ввиду своей водонепроницаемости, гидрофобности, сульфатостойкости, коррозиеустой-чивости, морозостойкости портландцемент широко применяется в различных областях строительства: строительство гидротехнических сооружений (при службе в пресной воде), дорожное и аэродромное строительств.
Шлаковый цемент - это общее название для группы цементов, которые изготавливаются при совместном помоле гранулированных доменных шлаков с добавками-активизаторами (так называют в данном случае известь, строительный гипс, ангидрит и т. д.). Возможно и простое смешивание этих компонентов, которые были заранее измельчены. Принято различать два вида шлакового цемента: известково-шлаковый, в состав которого входит 10 - 30% извести, до 5% гипса (от массы цемента), и сульфатно-шлаковый (его состав: 15 - 20% гипса или ангидрида, до 5% портландцемента или до 2% извести). Последний особенно часто используют для производства автоклавных материалов и изделий. Доменный шлак и природный гипс, который входят в состав шлакопортландцемента, позволяют регулировать сроки схватывания раствора.
Потребителями цемента являются: предприятия, изготавливающие сборные железобетонные конструкции и изделия, предприятия, изготавливающие товарный бетон, строительный раствор, асбестоцементные изделия, домостроительные комбинаты, строительные организации и население.
Цемент изготавливается в соответствии со следующей технической документацией:
- ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортланцемент. Технические условия»;
- ГОСТ 30515-97 «Цементы. Общие технические условия»;
- ГОСТ 25328-82 «Цементы для строительных растворов. Технические условия»;
- ГОСТ 22266-94 «Цементы сульфатостойкие. Технические условия»;
- ГОСТ 31108-2003 «Цементы общестроительные. Технические условия»;
- ДСТУ Б В.2.7-46-96 «Цемент общестроительного назначения. Технические условия».
Цемент как элемент продажи характеризуется:
- видом - общестроительный цемент, используемый для изготовления обычных и высокопрочных сборных железобетонных конструкций, строительства монолитных железобетонных сооружений; специальный цемент, который используется для бетонных и железобетонных подводных, наземных конструкций, подвергающихся действию агрессивных сред;
- маркой - марки цемента регламентированы ГОСТ и СНиП;
- упаковкой - тарированный и навальный (россыпь) цемент.
При проведении анализа рынка цемента различных видов целесообразно рассматривать рынок цемента как единый товарный рынок, вследствие следующих причин:
- область использования практически всех видов цемента - это строительные и ремонтно-строительные работы, а также производство сборных железобетонных изделий и конструкций, товарного бетона, асбоцементных изделий;
- технологический процесс изготовления различных марок цемента практически одинаков, и в зависимости от сложившейся конъюнктуры один и тот же изготовитель может достаточно оперативно варьировать сортовой состав продукции в широких пределах, меняя рецептуру исходных материалов и режим их переработки.
При выявлении товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми по отношению к цементу, ФАС России проведен опрос потребителей указанной продукции в Крымском федеральном округе на предмет выявления фактической замены потребителями или готовности заменить в производственных целях цемент другими товарами.
Результаты «теста гипотетического монополиста», проведённого в соответствии с пунктом 3.9 Порядка проведения анализа, показали, что в результате повышения цены на цемент на 10%, приобретатели цемента не готовы переключиться на закупку иной продукции и будут продолжать закупать данный вид продукции, несмотря на повышение цены.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка проведения анализа, продуктовые границы товарного рынка расширяются таким образом, чтобы включить в себя товары, которые приобретатели будут приобретать при вышеуказанном повышении цены, если в совокупности выполняются следующие условия:
- в результате указанного повышения цены приобретатели будут заменять рассматриваемый товар другими товарами;
- произойдет снижение объемов продаж предварительно определенного товара, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов) предварительно определенного товара.
Опрос приобретателей цемента в Крымском федеральном округе показал, что потребители не готовы переключиться на закупку иной продукции. Большинство опрошенных потребителей в Крымском федеральном округе не станут снижать объемы закупок цемента, в случае повышения цены на указанную продукцию.
Учитывая изложенное, на основе сведений, представленных производителями цемента, потребителями цемента в Крымском федеральном округе, с учетом функционального назначения, применения, качественных характеристик, результатов «теста гипотетического монополиста», в рамках настоящего исследования целесообразно выделение в качестве продуктовых границ рынка цемента в целом.
Таким образом, продуктовыми границами рынка является рынок цемента в целом.

III. Определение географических границ товарного рынка

Признаки нарушения антимонопольного законодательства в рамках дела № 1-10-123/00-05-14 выявлены на рынке цемента в Крымском федеральном округе.
Таким образом, предварительными географическими границами рассматриваемого рынка являются границы Крымского федерального округа.
В результате анализа структуры товаропотоков цемента определены границы территории, с которой вывозится не более 10% от общего объема товарной массы на рынке цемента. Такими границами является территория Крымского федерального округа.
Единственным производителем цемента на территории Крымского федерального округа является ЧАО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия».
Согласно информации, представленной ЧАО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия», в период с апреля 2014 г. по сентябрь 2014 г. поставка цемента на экспорт и в другие регионы Российской Федерации не осуществлялась.
Согласно данным российских компаний-производителей цемента, в период с апреля 2014 г. по сентябрь 2014 г. на территорию Крымского федерального округа было поставлено 29141 тонн цемента. Таким образом, доля цемента, ввезенного в Крымский федеральный округ из других регионов Российской Федерации, в общем объеме рынка цемента в Крымском федеральном округе в рассматриваемый период составила 10%.
Официальная таможенная статистика по экспорту и импорту цемента на территорию Крымского федерального округа в рассматриваемый период отсутствует.
Вместе с тем, в соответствии с данными ГП «Крымские железные дороги» доля цемента, ввезенного на территорию Крымского федерального округа из Украины, в общем объеме товарного рынка в рассматриваемый период составила 1,3%.
На территории Российской Федерации действует ввозная таможенная пошлина на цемент в размере 3%.
Результаты «теста гипотетического монополиста», проведенного в соответствии с пунктом 4.6 Порядка проведения анализа, показали, что в результате повышения цены на цемент на 10% в Крымском федеральном округе, потребители не станут переключаться на продукцию производителей из других регионов Российской Федерации и иных стран, а также не станут снижать объемы закупок цемента в Крымском федеральном округе.
В соответствии с пунктом 4.6 Порядка проведения анализа, географические границы товарного рынка расширяются таким образом, чтобы включить в себя территории, на которых приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар при вышеуказанном повышении цены, если в совокупности выполняются следующие условия:
- в результате долговременного повышения цены товара (на 5-10%) в предварительно определённых географических границах товарного рынках при неизменных ценах за пределами таких границ, приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях;
- произойдёт снижение объёма продаж в пределах предварительно определённых географических границ товарного рынка, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов) расположенных в пределах таких границ товарного рынка.
Опрос приобретателей цемента в Крымском федеральном округе показал, что потребители не станут закупать цемент в других регионах Российской Федерации и иных странах, а также не готовы снижать объемы своих закупок цемента у производителей в Крымском федеральном округе.
На основе анализа сведений, предоставленных приобретателями цемента в Крымском федеральном округе, выявлены условия, которые ограничивают возможности приобретения цемента у иностранных производителей и производителей из других регионов Российской Федерации, а именно – сложности с транспортным сообщением между Крымским федеральным округом и другими регионами Российской Федерации, а также с Украиной, и, как следствие, высокая стоимость доставки цемента на территорию Крымского федерального округа (затраты на доставку превышают 10% от стоимости цемента). В частности, опрошенные приобретатели цемента в Крымском федеральном округе указывали на рост стоимости доставки товаров на Крымский полуостров через Керченскую паромную переправу. Кроме того, пропускная способность Керченской паромной переправы ограничена.
Таким образом, анализ товаропотоков, ограничений переключения потребителей в Крымском федеральном округе на иностранных производителей цемента и производителей цемента из других регионов Российской Федерации, результаты «теста гипотетического монополиста», позволяют определить в качестве географических границ рассматриваемого товарного рынка территорию Крымского федерального округа.


IV. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Единственным производителем цемента на территории Крымского федерального округа является ЧАО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия» (место нахождения – ул. Промышленная, 2, г. Бахчисарай, Республика Крым, 298403).
В период с апреля 2014 г. по сентябрь 2014 г. поставки цемента на территорию Крымского федерального округа осуществляли следующие российские компании-производители цемента:
- ЗАО «Евроцемент груп»;
- ОАО «Новоросцемент»;
- ОАО «Верхнебаканский цементный завод».
Кроме того, в рассматриваемый период на территорию Крымского федерального округа осуществлялись поставки цемента из Украины в незначительном объеме.
Потребителями цемента являются: предприятия, изготавливающие сборные железобетонные конструкции и изделия, предприятия, изготавливающие товарный бетон, строительный раствор, асбестоцементные изделия, домостроительные комбинаты, строительные организации и население.

V. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Объем рынка цемента и доли хозяйствующих субъектов в Крымском федеральном округе:
Таблица № 1
Наименование предприятия Апрель 2014 - Сентябрь 2014
Объем реализации в КФО, в тоннах Доля на рынке КФО, в %
ЧАО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия» <…>* 88,4%
Импорт из Украины* <…>* 1,3%
Объем ввоза из других регионов Российской Федерации** <…>* 10,3%
Всего <…>* 100,0%
*По данным ГП «Крымские железные дороги».
** По данным российских компаний-производителей цемента.


VI. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Для оценки состояния конкуренции используются коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (CRn), и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
- коэффициент рыночной концентрации (CRn) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке цемента в Крымском федеральном округе: в период с апреля 2014 г. по сентябрь 2014 г. CR1= 88,4%;
- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке цемента в Крымском федеральном округе, в период с апреля 2014 г. по сентябрь 2014 г. HHI = 7919.
Таким образом, 2000 <= HHI <= 10000, 70% <= CR1 <= 100%, следовательно, уровень концентрации на рынке цемента в Крымском федеральном округе является высоким.

VII. Барьеры входа на товарный рынок

Доступ на рынок цемента в Крымском федеральном округе затруднен по следующим причинам:
1. Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений.
2. Высокие транспортные расходы на доставку цемента в Крымский федеральный округ с других территорий (ввиду сложностей с транспортным сообщением между Крымским федеральным округом и другими регионами Российской Федерации, а также с Украиной).
Потребители стремятся снизить транспортные расходы и приобретают цемент у наиболее близко расположенных предприятий-производителей. Вместе с тем, единственным производителем цемента в Крымском федеральном округе является ЧАО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия».
3. На территории Российской Федерации действует ввозная таможенная пошлина на цемент в размере 3%.
Рынок цемента в границах Крымского федерального округа характеризуется значительными барьерами, которые являются факторами и обстоятельствами экономического характера, создающими препятствия для входа новых хозяйствующих субъектов.

VIII. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Проведённый анализ состояния конкуренции на рынке цемента в границах Крымского федерального округа показал следующее:
1. Рынок цемента в Крымском федеральном округе относится к рынкам с высоким уровнем концентрации, на котором действует хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение – ЧАО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия».
2. Рынок цемента в Крымском федеральном округе характеризуется наличием экономических барьеров, препятствующих входу на рынок новых хозяйствующих субъектов.

 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь