Предварительные результаты опроса кредитных организаций о порядке информирования клиентов об изменении тарифов

08 июля 2008, 13:46
Тип документа:

Федеральной антимонопольной службой подведены предварительные итоги опроса кредитных организаций, проведенного в начале 2008 года в целях определения состояния конкуренции на рынке банковских услуг, связанных с открытием и ведением счетов.
Предметом исследования являлся порядок информирования клиентов (физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) об изменении тарифов за совершение операций по счету.
Запросы были направлены в адрес более 100 кредитных организаций, зарегистрированных как в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, так и в иных субъектах Российской Федерации. Ответы представили 89 кредитных организаций. Информация актуальна по состоянию на 01.02.2008. Данные опроса приведены в приложениях.
Кредитным организациям было предложено заполнить анкету и в разделах "Физические лица", "Индивидуальные предприниматели", "Юридические лица" ответить на следующие четыре вопроса:
1. Предусматривает ли договор банковского счета право кредитной организации в одностороннем порядке изменять размер тарифов (комиссионного вознаграждения и т.п.) за совершение операций по счету?
2. Содержит ли договор банковского счета, предусматривающий право кредитной организации в одностороннем порядке изменять размер тарифов (комиссионного вознаграждения и т.п.) за совершение операций по счету, обязательство кредитной организации предварительно (до введения в действие данных тарифов) информировать клиентов о внесенных изменениях?
3. Каков срок, за который кредитная организация обязана уведомить клиентов о внесенных изменениях в тарифы (при наличии обязательства предварительно информировать об этом)?
4. Каким способом кредитная организация обязана уведомить клиентов о внесенных изменениях в тарифы (при наличии обязательства предварительно информировать об этом)?
Результаты опроса свидетельствуют о том, что абсолютное большинство кредитных организаций (более 75%) предусматривают право в одностороннем порядке изменять размер тарифов за совершение операций по счету во всех договорах банковского счета, заключаемых с клиентами. В отношении клиентов, являющихся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, такое право во всех договорах банковского счета предусматривают более 90% кредитных организаций.
Обязательство предварительно информировать клиентов о вносимых в одностороннем порядке изменениях в тарифы закреплено в договорах более 80% кредитных организаций. При этом 83% банков подтвердили, что обязаны в любом случае предварительно доводить эту информацию до индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Однако физическим лицам информация об изменении тарифов в любом случае предварительно предоставляется только 76% кредитных организаций; 9% заявили, что обязаны это делать в большинстве случаев.
В отношении минимального срока, за который банк должен уведомить своих клиентов об изменениях тарифов, большинство кредитных организаций (более 70%) сообщили, что такой срок составляет менее 15 дней до даты введения в действие новых тарифов. Минимум за 15-20 дней о предстоящих изменениях уведомляют своих клиентов, являющихся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, около 13-14% кредитных организаций. Клиентов - физических лиц в данные сроки предварительно информируют лишь 10% банков.
В то же время среди кредитных организаций, уведомляющих об изменениях в тарифы за 21-30 дней, процент банков, устанавливающих данные сроки в качестве минимальных в договорах с физическими лицами, в два раза превышает процент банков, у которых данные сроки являются минимальными в договорах с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (14% против 7-8%). При этом только у двух банков данные сроки являются минимальными как для физических лиц, так и индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Наибольший минимальный срок, за который кредитные организации предварительно информируют клиентов, составляет 31-45 дней до введения в действие новых тарифов. Однако в качестве такового, причем для всех трех категорий клиентов, его указали лишь 3 кредитные организации (не более 5%).
Если же говорить о способах доведения до клиентов информации о внесенных изменениях в тарифы, то преобладающим является размещение данной информации на сайте и (или) в структурных подразделениях самой кредитной организации. Индивидуальных предпринимателей и юридических лиц подобным образом информируют 88% кредитных организаций; индивидуально каждому клиенту по обычной или электронной почте данные сведения направляются лишь в 12% случаев. Для физических лиц эти показатели составляют 96% и 4% соответственно.
При этом из всех опрошенных кредитных организаций только один банк сообщил, что во всех случаях все категории клиентов информирует об изменениях тарифов индивидуально по почте (обычной или электронной).
Таким образом, проведенный опрос показал, что большинство кредитных организаций (не менее 70%) в договорах банковского счета предусматривают право на одностороннее изменение тарифов, доводят до сведения клиентов информацию о предстоящих изменениях менее чем за 15 дней до даты введения в действие новых тарифов и информируют об этом посредством размещения на сайте и (или) в структурных подразделениях кредитной организации.

Приложения:
Раздел 1. Физические лица
Раздел 2. Индивидуальные предприниматели
Раздел 3. Юридические лица
Перечень кредитных организаций, представивших ответ на запрос

Приложение. Раздел 1. Физические лица

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь