Совершенствование регуляторных правил должно осуществляться во взаимодействии с юридическим сообществом

Совершенствование регуляторных правил должно осуществляться во взаимодействии с юридическим сообществом
26 сентября 2019, 16:37
 mg 6588
Особенно, если разработка таких правил касается сделок экономической концентрации
 
26 сентября 2019 года замглавы ФАС Андрей Цыганов принял участие в конференции ОКЮР «Две стороны одной медали. Корпоративный контроль vs Ответственность компании, акционеров, руководства».
 
В своем выступлении «Гладиатор принимает решение на арене»: Антимонопольные проблемы установления корпоративного контроля» Андрей Цыганов отметил, что любой регуляторный риск должен быть выявлен и подготовлен.
 
«ФАС – не гладиатор. Мы выходим на арену подготовленными. И мы очень хотим, чтобы наши контрагенты также выходили на арену подготовленными, понимая с чем они могут столкнуться и как эти риски преодолеть», - начал свое выступление замглавы ФАС.
К основным антимонопольным проблемам установления корпоративного контроля он отнес рассмотрение сделок слияний и поглощений. Замглавы ФАС рассказал об основных нормативных правовых актах, которые регулируют эту сферу, сроках рассмотрения ходатайств и привел статистику рассмотрения сделок экономконцентрации ФАС России.
 
«Из 1275 сделок, рассмотренных ФАС за год, только в 13 % антимонопольный орган продлил срок рассмотрения ходатайств с целью запроса дополнительной информации. По 67 сделкам ФАС выдала предписание о совершении компаниями каких-либо действий, направленных на минимизацию рисков для угрозы конкуренции. И только в 30 случаях ФАС не согласовала сделки. Причин две. Угроза конкуренции и нежелание компаний предоставлять полную и достоверную информацию для возможности проведения ФАС соответствующего анализа», - продолжил Андрей Цыганов.
В качестве проблемы бизнеса замглавы ФАС отметил тайминг согласования сделок:
«Для бизнеса время – деньги. Срок рассмотрения ходатайств в России составляет один месяц с возможностью продления на еще два месяца. По данным информационного издания Global Competition Review в Японии средний срок рассмотрения ходатайств по сделкам экономической концентрации составляет 486 дней, в UK – 200 дней. Мы стараемся в свои сроки укладываться, хотя на практике бывают и исключения. Хороший пример такого исключения – сделка Bayer/Monsanto, рассмотрение которой заняло более года».
«Если проводить анализ традиционными методами – простым суммированием долей компаний на конкретном рынке, то на первый взгляд может показаться, что никакой угрозы конкуренции нет. Такой подход еще может применяться по несложным монопродуктовым сделкам. В случае с Bayer/Monsanto было необходимо провести более глубокий анализ с целью определить не только количественные, но и качественные показатели последствий такой сделки. В результате проведенного анализа и выданного предписания компания Bayer согласилась на трансфер технологий и условия, выставленные российским антимонопольным органом», - сообщил спикер.
Он рассказал об обязательности исполнения предписаний антимонопольного органа и последствий их неисполнения, а также об инициативах ФАС России по унификации в разных странах правил и сроков рассмотрения сделок экономконцентрации, унификации процедур выдачи вейверов и проекте «цифровой пёс», который позволит компаниям подавать ходатайства в электронном виде, а антимонопольному органу анализировать большие данные с помощью искусственного интеллекта.
 
«Эта система позволит облегчить жизнь и компаниям, и нам. Потому что одна составляющая этого проекта – унифицированная подача ходатайств в электронном виде, а вторая – анализ больших данных. Конечное слово при принятии решений останется за человеческим мозгом, но определенную часть данных будет обрабатывать компьютер. К концу 2020 года мы планируем этот проект запустить», - сообщил Андрей Цыганов.
Он также рассказал, что Ассоциация антимонопольных экспертов по просьбе ФАС России приступила к разработке рекомендаций по рассмотрению сделок слияний и поглощений.
 
«В последние 2-3 года ФАС России подготовила более десятка утвержденных его Президиумом рекомендация по самым разным вопросам антимонопольного правоприменения. По части экономконцентрации в России таких рекомендаций до настоящего времени нет. И очень важно, что этим занялись практикующие юристы и эксперты, потому что для нас как регулятора важно, чтобы работа по совершенствованию правил в области экономической концентрации осуществлялась во взаимодействии с вами, юристами. Потому что иначе вам придется жить по правилам, написанным кем-то другим, и, возможно, написавшие эти правила люди не совсем представляют, что вам действительно нужно. Нам бы не хотелось, чтобы практика юристов превращалась в жизнь бестиария – гладиатора, который воюет с дикими зверьми», - заключил Андрей Цыганов.
[photo_1402]
 
«Учитывая современные реалии, ОКЮР исходит из необходимости установления взвешенных, четких и прозрачных правил, которые, с одной стороны, обеспечивали бы защиту конкуренции, а с другой, стимулировали хозяйствующих субъектов к добросовестному поведению. Открытое обсуждение острых вопросов с ФАС России помогает определить ориентиры правомерного поведения бизнеса. ОКЮР поддерживает подходы Федеральной антимонопольной службы, основанные на разумности и справедливости», - добавила Александра Нестеренко, президент Ассоциации «Некоммерческое партнерство «Объединение Корпоративных Юристов».
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь