Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
Выступление губернатора Ульяновской области Сергея Морозова на заседании Госсовета по вопросу развития конкуренции
Выступление губернатора Ульяновской области Сергея Морозова на заседании Госсовета по вопросу развития конкуренции
05 апреля 2018, 16:43
В.Путин: Ульяновская область, Морозов Сергей Иванович, пожалуйста.
С.Морозов: Уважаемый Владимир Владимирович!
С учётом того, что мы достаточно давно и вполне профессионально работаем по развитию конкуренции, на мой взгляд, вполне успешно внедрили стандарт развития конкуренции, позвольте внести сразу несколько предложений.
Первое. Сегодня перед нами стоит достаточно большое количество вызовов. И один из серьёзных и глубоких ‒ это тарифная политика. Значительный объём разногласий с регулирующими органами, завышение или занижение тарифов, их непрозрачность, коррупционные проявления ‒ всё это связано с расширенной трактовкой и неадекватным применением принципа баланса экономических интересов производителей и потребителей.
Вместе с тем сбалансированные и стабильные цены и тарифы на услуги инфраструктурного сектора являются одним из ключевых инструментов государственного регулирования, а это позитивно влияет на снижение макроэкономической неопределённости и служит фактором устойчивого экономического роста.
Что, на мой взгляд, Владимир Владимирович, нужно сделать? Необходимо существенно доработать проект федерального закона об основах государственного регулирования цен и тарифов с целью более конкретного развития правовых регуляторных механизмов. В нём всё очень и очень расплывчато на сегодняшний день.
Считаю, что мы должны провести глубокую проверку обоснованности расчётов тарифов. Тогда нам удастся прекратить любые политические спекуляции в этой сфере, снизить градус напряжения и недовольства. Поэтому предлагаю ввести институт независимого и публичного аудита всех решений по тарифам, такое своеобразное ОРВ.
Кстати, мы уже у себя в регионе пошли по этому пути. Устанавливаемые в регионе тарифы с этого года проверяются независимым центром мониторинга и контроля за ценообразованием.
Кроме того, следует значительно повысить роль и полномочия общественных советов потребителей.
Владимир Владимирович, надо превратить этот институт в мощный инструмент общественного контроля. Для этого следует формировать их исключительно при региональных общественных палатах, а не при тарифных органах.
Кроме того, предлагаем наделить такие советы правом вето на любые решения по изменению тарифов. Безусловно при этом надо чётко прописать и порядок формирования этих советов, чтобы они не стали проводниками недобросовестного поведения отдельных игроков на рынке.
Второе, мы уже используем различные инструменты стимулирования реального сектора экономики в нашей стране. Но большинство из них, Владимир Владимирович, бюджетные, при этом слабо задействуется ресурс самих компаний, ресурс коопераций между различными уровнями и сегментами бизнеса, не выстраивается целостная экосистема взращивания от стартапов до национальных чемпионов. В докладе рабочей группы на это обращается особое внимание.
Действенным инструментом, на мой взгляд, будет установление показателей качества закупочной деятельности для крупных субъектов и естественных монополий и предприятий, причём как с госучастием, так и пользующихся государственными средствами, например, по госзакупкам.
Это могут быть такие индикаторы, как прирост объёма закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества участников закупок из числа субъектов малого и среднего предпринимательства или увеличение количества поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. И тогда вокруг таких крупных предприятий возникнут цепочки поставщиков, в том числе и из числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Могу привести в пример наш регион – вокруг «Авиастара», на котором Вы много раз были, и вокруг Ульяновского автомобильного завода и крупных иностранных компаний.
Сейчас создаётся специализированный центр компетенций. Было бы целесообразно, на мой взгляд, сформировать специальные меры стимулирования крупных предприятий, для того чтобы они выделяли отдельно производственные циклы в самостоятельные малые предприятия.
И, третье, согласен с Артемьевым, считаю, что особое внимание мы должны уделять тем секторам экономики, где исторически велика роль государства: это коммунальный комплекс, социальное обслуживание, образование, здравоохранение, культура.
Исследования показывают, что именно здесь минимальный уровень конкуренции. Но делать там что то надо очень и очень осторожно, хорошо всё просчитав. В связи с этим предлагаю, Владимир Владимирович, разработать отдельную программу развития конкуренции для этих рынков. Те меры и действия, которые сегодня предпринимаются, пока не дают ожидаемого эффекта, не способствуют повышению разнообразия и качества предоставляемых услуг.
И в завершение хочу ещё раз, Владимир Владимирович, подчеркнуть, что стандарт развития конкуренции стал одним из ключевых инструментов формирования конкурентной политики на региональном уровне. В то же время Вами, Владимир Владимирович, в Послании Федеральному Собранию поставлены новые задачи по развитию экономики конкуренции.
Предлагаю провести работу по актуализации стандарта и включить в него мероприятия, направленные на развитие производительности труда, открытие высокотехнологичных, а также модернизацию текущих производств и как результат снижение издержек производства.
[video_1153]
Фото: http://www.kremlin.ru
Приложенные файлы
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter