ФАС России выступает за ограничение доли государственного участия и влияния в банковской системе

ФАС России выступает за ограничение доли государственного участия и влияния в банковской системе
20 июля 2018, 14:38
07 19 preziddsc 4149

Ведомство считает необходимым отказаться от критерия наличия госучастия в капитале банков при их отборе для оказания ряда услуг и получения субсидий

Об этом 19 июля 2018 года заместитель начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Александр Разин сообщил в ходе расширенного заседания Президиума Совета Ассоциации банков России (Ассоциация «Россия») на тему «Конкуренция в финансовом секторе. Разгосударствление банковского сектора России».

Александр Разин рассказал участникам заседания о ключевых факторах, негативным образом влияющих на состояние конкуренции на финансовом рынке, в частности, на банковском рынке.

Так, по его словам, одними из таких факторов являются исключительные привилегии и специальные отношения с государством отдельных игроков, в первую очередь, выразившиеся в установленных в нормативных правовых актах требованиях к размеру собственных средств и наличию государственного участия в капитале кредитных организаций для получения ими права доступа к оказанию отдельных видов банковских услуг, например, привлечению временно свободных средств федерального или регионального бюджета во вклады.

«Такая система требований является неоправданной, поскольку размер и факт наличия госучастия не являются показателями устойчивости банка, которые могли бы спрогнозировать сохранность бюджетных средств в последующем», – пояснил Александр Разин.

Такие требования являются именно административными барьерами и устанавливают дискриминацию в отношении меньших, но также финансово устойчивых банков без государственного участия.

По словам спикера, в целях решения сложившейся ситуации ФАС России считает необходимым в отношении деятельности по привлечению средств, например, госбюджета во вклады, а также выдачи банковских гарантий заменить критерии наличия определенного размера и госучастия в уставном капитале банка на критерий наличия кредитного рейтинга определенного уровня. При этом в отношении государственных и иных программ субсидирования кредитования необходимо установить конкурентные механизмы получения таких субсидий без предъявления каких-либо требований в целом.

Переходя к другим возможным направлениям работы по разгосударствлению финансового сектора, представитель службы рассказал о предложениях по введению антимонопольного контроля за приобретением государством и аффилированными с ним лицами акций и долей хозяйственных обществ, в том числе финансовых организаций Российской Федерации.

Он также рассказал, что в целях выравнивания условий для конкуренции, ФАС России выступает за запрет использования в рекламе финансовых услуг и деятельности информации о наличии прямого или косвенного государственного участия.

Это предложение обусловлено тем, что при размещении рекламы своих услуг кредитные организации все чаще для привлечения клиентов акцентируют внимание не на условиях предлагаемых ими услуг, включая стоимость, а на наличие в их уставном капитале госучастия, в некоторых случаях создавая в рекламе ложное впечатление об их исключительной надежности по сравнению с другими банками.

В этих же целях ФАС России предлагает запретить органам государственной власти РФ и ее субъектов, органам местного самоуправления, организациям, выполняющими их функции и участвующим в оказании государственных и муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам заключать договоры об оказании финансовых услуг, консультировать по вопросу оказания таких услуг и размещать рекламу этих услуг в своих помещениях и на занимаемых ими территориях.

«Перечисленный мною блок мероприятий по снижению влияния государства на банковскую систему нашел отражение в проекте правительственной «дорожной карты» по развитию конкуренции в отраслях экономики, в разработке которой приняли участие, в том числе Минфин России и Банк России. Конкретные проекты актов при этом будут прорабатываться в специально созданных ФАС России рабочих группах, в состав которых, помимо представителей исполнительной и законодательной властей и Банка России, вошли представители бизнес-сообщества», – заключил Александр Разин.

Справка:

Результаты проведенного ФАС России мониторинга состояния конкуренции на банковском рынке за период с 2011 по 2017 гг. показали следующее:

- наблюдается ярковыраженное и устойчивое лидирующее положение 1 или 2 групп лиц банков с государственным капиталом с преимущественной тенденцией к его дальнейшему укреплению; конкуренция со стороны иных игроков практически отсутствует;

- доля банков с государственным участием на федеральных рынках банковских услуг к началу 2018 года составляла от 70 до 78%;

- на региональных рынках банковских услуг доля государственных банков в 55-70 субъектах Российской Федерации превышала федеральное значение, а в 27 из них – превышала 90%;

- концентрация абсолютного большинства региональных рынков (от 48 до 82 субъектов Российской Федерации) является крайне высокой – доля тройки лидеров на этих рынках составляет от 58 до 100%;

- количество региональных рынков, где в тройку лидеров входили только госбанки увеличилось с 9-27 рынков в 2011 году до 33-58 рынков в 2017 году.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь