Интервью заместителя Председателя Правительства Московской области Александра Чупракова о развитии конкуренции в Московской области

Интервью заместителя Председателя Правительства Московской области Александра Чупракова о развитии конкуренции в Московской области
24 мая 2019, 18:35
Lori 0013005066 bigwww
1. Как выстроена работа в Московской области по развитию конкуренции?
 
В Московской области ведётся активная работа по развитию конкуренции, в том числе в рамках совместной работы с ФАС России и УФАС Московской области.
 
В течение нескольких последних лет Комитетом по конкурентной политике Московской области, который является уполномоченным органом по внедрению стандарта развития конкуренции в регионе, проведена работа, результат которой - 2 место среди всех субъектов Российской Федерации по итогам 2017 года. В 2014 году Московская область занимала 18 место в рейтинге глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции.
 
На заседании Государственного совета в апреле 2018 года Президентом РФ определены цели и задачи на период 2018-2020 годов.
 
Развитие конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента, Федерального собрания, Правительства, Центрального банка, федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
В рамках стратегии лидерства в Московской области утвержден региональный план мероприятий, принято несколько основополагающих документов, которые определяют цели и задачи, направленные на повышение качества товаров, работ, услуг, а также повышение удовлетворенности потребителей и развитие предпринимательской инициативы.
 
Всего в рамках Регионального плана реализуется более 350 мероприятий в 58 сферах экономики региона, который прежде всего учитывает специфику работы субъектового и муниципального звена.
 
Также хочу отметить, что Московская область заняла 1 место в группе «Финансово-экономические центры и сырьевые экспортоориентированные регионы». В группу попали такие субъекты, как Москва, Санкт-Петербург, Тюменская и Сахалинская области, и другие регионы.
 
2. Как вы оцениваете взаимодействие с ФАС и УФАС Московской области?
 
Приятно отметить, что формы и методы работы Правительства Московской области по вопросам развития социально-экономического потенциала региона средствами конкуренции, получают одобрение Федеральной антимонопольной службы и других государственных органов Российской Федерации.
 
Конечно же, достижения Московской области были бы не возможны без тесного взаимодействия с ФАС России и ее территориальным подразделением - Московским областным Управлением ФАС, работа с которыми ведется на протяжении многих лет.
 
При этом, необходимо отметить, что на протяжении последних четырех лет Московское областное Управление ФАС занимает 1 место среди территориальных органов Федеральной антимонопольной службы.
 
Еще в 2013 году между Правительством Московской области и Федеральной антимонопольной службой было заключено Соглашение с целью организации взаимодействия по развитию конкуренции в Московской области и соблюдению антимонопольного законодательства, а в октябре 2018 года по итогам рабочего совещания руководителя ФАС России Игоря Юрьевича Артемьева с Губернатором Московской области Андреем Юрьевичем Воробьевым по вопросам развития конкуренции на территории Московской области было подписано Соглашение, в рамках которого мы совместно работаем над реализацией Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации.
 
Особое внимание уделено вопросу утверждения и последующего достижения ключевых показателей развития конкуренции на территории Московской области.
 
Кроме того, ежеквартально на площадке Московской области проводятся публичные общественные обсуждения результатов правоприменительной практики Федеральной антимонопольной службы и Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области с участием Комитета как уполномоченного органа по внедрению стандарта развития конкуренции в Московской области.
 
3. Сколько ключевых отраслей экономики выбрала Московская область? Что делается в регионе для их достижения?
 
В октябре 2018 года Московская область первой из субъектов Российской Федерации согласовала с ФАС России и утвердила ключевые показатели развития конкуренции, а в марте 2019 - План мероприятий («Дорожная карта») по достижению этих ключевых показателей.
 
Необходимо отметить, что рекомендации по типовым ключевым показателям были разработаны ФАС для применения на всей территории Российской Федерации.
 
В силу неоднородности субъектов РФ, обусловленной географическими, климатическими и социально-экономическими особенностями развития, было предоставлено право выбора показателей с учетом специфики каждого региона.
 
Таким образом из 41 рекомендованного показателя, нами были определены 34 ключевых показателя, которые включают в себя порядка 150 мероприятий по содействию развития конкуренции.
 
Из них:
27 показателей уже превышают рекомендованные минимальные значения и соответственно плановые задания по ним установлены с учетом необходимости их дальнейшего развития;
7 показателей соответствуют рекомендованным ФАС России значениям, и мы предпринимаем меры по их достижению.
Правительством Московской области перед всеми министерствами и ведомствами Московской области поставлены задачи по увеличению как количества частных организаций, так и объемов производимой ими продукции. Всего этого невозможно достичь без улучшения условий функционирования бизнеса.
И, конечно же, реализация мероприятий требует скоординированных усилий всех федеральных ведомств, исполнительных органов власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области и общественных организаций.
 
4. Отдельный блок вопросов касается муниципалитетов. Какие стимулы были разработаны для них в целях поддержки конкуренции?
 
В Московской области между Уполномоченным органом по внедрению стандарта развития конкуренции (Комитет), Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области и всеми муниципальными образованиями (городские округа и муниципальные районы) заключены трехсторонние соглашения о взаимодействии в сфере формирования и реализации муниципальных программ по содействию развития конкуренции.
 
В рамках соглашений (Комитетом):
-разработана типовая структура информационного доклада. По аналогии федеральным стандартом развития конкуренции в субъектах РФ в Московской области принята система, предусматривающая формирование Главами ОМСУ Московской области информационных докладов о внедрении Стандарта развития конкуренции на территории муниципального образования;
-разработаны рекомендации о методах и средствах развития конкурентной среды на муниципальном уровне;
-проводятся обучающие мероприятия и зональные совещания;
-разработана и внедрена система мотивации органов местного самоуправления с ежегодным формированием рейтинга муниципальных образований Московской области.
 
Методика рейтинга предусматривает широкий спектр показателей, направленных на оценку качественной составляющей проводимых мероприятий. При подведении итогов рейтинга предусмотрено награждение Уполномоченным органом передовых муниципалитетов почетными грамотами и благодарственными письмами. В 2019 году запланировано присуждение ежегодной премии Губернатора Московской области «Прорыв года».
 
Практика Московской области по организации работы с органами местного самоуправления в вопросах развития конкуренции и внедрения Стандарта отмечена как лучший опыт в развитии конкуренции и пример для тиражирования в субъектах РФ.
 
5. Одна из целей Национального плана развития конкуренции - поддержка малого предпринимательства и увеличение доли закупок у малого бизнеса. Расскажите, пожалуйста, каким образом проводится работа в этом направлении.
 
Создание благоприятных условий для предпринимателей, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства являются приоритетом в деятельности Правительства Московской области и положительным образом влияют на развитие конкуренции в регионе.
 
Московская область – один из лидеров по количеству малых предприятий среди субъектов Российской Федерации. В регионе зарегистрировано более 5,5% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства по России, что подтверждают данные Федеральной налоговой службой.
 
В течение 2018 года в муниципальных образованиях Московской области создано свыше 8 700 малых и средних предприятий в сфере производства и сфере услуг.
 
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ежегодно возрастает в среднем на 7%. Положительная динамика притока малых и средних предприятий наблюдается в сферах жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, строительства, пассажирского и грузового транспорта, торговли, образования, а также в области спорта, отдыха и развлечений.
 
Этому способствует определенные федеральным законодательством о госзакупках требования о размещении не менее 15% государственных и муниципальных заказов среди субъектов малого предпринимательства: в Московской области этот показатель по итогам 2018 года достиг 39%.
 
С апреля 2018 года введена в эксплуатацию подсистема ЕАСУЗ - Электронный магазин для закупок малого объема (до 100 и 400 тыс. руб.), который уже зарекомендовал себя отличной площадкой для торговли.
 
Заказчикам Подмосковья, которых зарегистрировано более 7 500, свои товары, работы и услуги могут предлагать, как юридические, так и физические лица.
 
Ежедневно в электронном магазине размещается более 1000 закупок и заключается более 700 договоров. Проект вызывает всё больший интерес у предпринимателей малого и среднего бизнеса – сейчас зарегистрировано уже свыше 85 000 поставщиков.
 
За 8 месяцев работы электронной площадки экономия средств по закупкам малого объёма составила 19% - 1,4 млрд руб.
 
Московская область стала первым регионом в Российской Федерации, успешно реализовавшим проект по упрощению процедур проведения конкурсных отборов на получение субсидий по программе поддержки предпринимательства. Во всех действующих многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг области обеспечен прием заявок от предпринимателей.
 
6. По вашему мнению, есть ли пример развития конкуренции, который можно транслировать в другие регионы?
 
Да конечно – практика Цифровизации закупок нашего региона.
 
В Московской области более 5 лет работает Единая автоматизированная система управления закупками (ЕАСУЗ). На сегодняшний день она включает в себя более 9000 заказчиков, порядка 90% из которых – это муниципальные заказчики (от сельских поселений до городских округов). Отмечу, что для каждого из муниципальных и государственных заказчиков работа в ЕАСУЗ - обязательна.
 
В 2018 году Консолидированный бюджет на закупки составил 320 млрд, ежегодно заключается более 400 000 контрактов.
 
Поэтапное создание комплекса подсистем привело к 100% цифровизации.
 
Внедрение цифровых технологий в контрактную систему позволило достичь существенных результатов. С момента запуска системы экономия бюджетных средств на закупках составляла порядка 8% ежегодно. Например, за 2018 год сэкономлено 22 млрд руб.
 
Функционал ЕАСУЗ позволяет обеспечить мониторинг и контроль всех этапов от стадии планирования до исполнения контрактов.
 
Неотъемлемой частью ЕАСУЗ являются подсистемы: Портал исполнения контрактов, и как я уже говорил с апреля 2018 года Электронный магазин для закупок малого объема (до 100 и 400 тыс. руб.), в котором уже в 2018 году проведено свыше 150 000 закупок.
 
При этом после подписания документа его нельзя заменить, подменить, удалить. Исправление документа возможно только посредством системы.
 
Данная подсистема находится в режиме опытной эксплуатации с июня 2017 года. ПИК обеспечивает возможность текущего контроля исполнения каждого обязательства в отдельности.
 
Цифры говорят сами за себя:
-объем предъявленной неустойки вырос в 2 раза;
-более 3 млн документов в год контролируется, по срокам, автоматизировано;
-более 11 тыс. документов ежедневно утверждается на Портале.
 
Количество контрактов с истекшим сроком исполнения снизилось с 28% - 2017 году, до 6% - 2018 году. Московская область заняла Второе место среди субъектов Российской Федерации по доле контрактов с истекшим сроком исполнения.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь