Артем Молчанов: антимонопольный комплаенс может обезопасить компанию от возможных штрафов
![%d0%9c%d0%be%d0%bb%d1%87%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2](https://fas.gov.ru/system/news/images/000/030/173/announcement_main/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2.jpg?1595495842)
Основной принцип внедрения этой системы – добровольность
22 июля начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов принял участие в заседании Комитета по правовому обеспечению бизнеса в онлайн-формате. Спикер представил доклад о зарубежном опыте внедрения антимонопольного комплаенса.
При разработке Закона об антимонопольном комплаенсе Федеральная антимонопольная служба обращала внимание на зарубежный опыт по нормативному закреплению системы, содержанию документов соответствия и методам стимулирования участников рынка.
Начальник Правового управления ФАС России привел в пример положения нормативных правовых актов Германии, Франции, Казахстана, США и Еврокомиссии, а также прецедент по снижению санкций для компании, которая заблаговременно ввела комплаенс, который был в Великобритании.
«Обсуждая необходимость внедрения системы в наше законодательство, мы как регулятор понимали, что важнейшим принципом должна быть добровольность, а именно, решение компании самостоятельно пойти по этому пути, не возлагая на компанию обязанность, которую могли воспринять негативно», - подчеркнул Артем Молчанов.
По его словам, в настоящее время существуют организации, которые уже внедрили антимонопольный комплаенс: ПАО «МТС», ПАО «Сибур холдинг», ПАО «Уралкалий», ООО «Балтика».
«Основной стимул для внедрения комплаенса - выявление факторов риска заранее, что позволяет компании минимизировать риски, обезопасит от возможных штрафов или уголовного преследования. Об этом стоит задуматься», - сказал Артем Молчанов.
Справка:
Комплаенс – корпоративная программа (политика) по соблюдению антимонопольного законодательства. Является одним из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков для компаний.
В русскоязычном варианте «комплаенс» (от англ. – compliance) предлагается называть «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».
Цель внедрения антимонопольного комплаенса – снижение вероятности риска антимонопольного нарушения и, как следствие, риска антимонопольных санкций.
В соответствии с Национальным планом развития конкуренции, федеральным органам исполнительной власти и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации поручено принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности - антимонопольного комплаенса.
Информация о принятии внутреннего акта размещается на сайте ведомства/компании в сети «Интернет» на русском языке. Для проверки документов на соответствие законодательству их можно направить в ФАС России. Служба будет учитывать внедрение системы антимонопольного комплаенса при отнесении предприятия к той или иной категории в рамках риск-ориентированного подхода при контроле за соблюдением закона. Ответ из ФАС России будет получен в течение 30 дней.