ОЭСР презентовала свое руководство по противодействию мошенничеству при госзакупках

ОЭСР презентовала свое руководство по противодействию мошенничеству при госзакупках
14 октября 2015, 16:00
Open uri20171117 18392 qmtvft?1554484549

13 октября 2015 года, в продолжение первого дня международного семинара АТЭС, в Казанской ратуше представители конкурентных ведомств обменялись опытом по борьбе с картелями.

Ева-Мария Шульц представила методы расследований картелей конкурентного ведомства Германии. В целом они очень схожи с методами российского антимонопольного органа. Различия в полномочиях. Немецкое конкурентное ведомство, например, может при проверках проводить обыск жилища. В России такие полномочия есть только у правоохранительных органов. С ними, кстати, при проведении рейдов антимонопольные органы активно сотрудничают и в России, и в Германии.

Результаты внезапных проверок, по мнению Евы-Марии Шульц, зависят от степени подготовки конкурентного ведомства к их проведению. В Германии, например, даже после признания одного из участников картеля подготовка к проверке занимает около двух месяцев.

В условиях глобализации экономики в последние годы стало расти количество международных картелей. Один из примеров, которые привела Ева-Мария Шульц: немецкие сахарные компании не давали французам и голландцам выйти на рынок с более дешевым сахаром, угрожая ответными мерами.

Доказательством картеля могут служить как результаты экономического анализа рынка, так и документарные свидетельства. Однако, как показал на примерах начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев, экономический анализ, как правило, носит вспомогательный характер и служит дополнительной аргументацией.

“Для доказывания факта соглашения экономического анализа недостаточно, без прямых доказательств картель доказать сложно”, - подчеркнул он.

Так, например, в ходе расследования картеля на рынке соли ФАС России обнаружила соглашение, но экономический анализ показал, что исполнено оно не было. Это в дальнейшем сказалось при определении наказания, но все равно факт наличия соглашения, несмотря на его неисполнение, является нарушением, отметил Андрей Тенишев. Также был случай, когда компании, для того чтобы не попасть под внимание антимонопольного органа, устанавливали разные цены – экономический анализ здесь бы не помог, для доказывания картеля использовались прямые доказательства.

Определенную сложность при проведении внеплановых проверок в России составляют 7 часовых поясов. Начать проверку в одно и то же время, например, в Москве и на Сахалине не представляется возможным.

“В таком случае мы выбираем тот регион, который важнее”, - сказал Андрей Тенишев. Также он сравнил расследование картелей с игрой в шахматы с самим собой: “Каждый раз необходимо вживаться в роль участника сговора, предугадывать его действия и делать ответный ход”.

Если обратиться к статистике, ФАС России ежегодно возбуждает около 200 картельных дел, около 80% из них – сгоровы на торгах. Сейчас такие сговоры выявлять достаточно легко благодаря электронной процедуре проведения торгов.

“Около 90% решений по делам о картелях обжалуются в суде, но подавляющее большинство из них мы выигрываем», – подчеркнул Андрей Тенишев.

Суды, к сожалению, не всегда понимают детали экономических дел, результаты проведенных анализов. Это проблема. Для ее решения ОЭСР проводит специальные семинары для судей, сообщила Сабин Зигельски, главный эксперт по конкуренции ОЭСР.

Также она презентовала Руководство ОЭСР по противодействию мошенничеству при госзакупках. Оно переведено на 24 языка, в том числе и на русский, и размещено в открытом доступе на сайте ОЭСР.

«Государственные закупки в странах ОЭСР составляют приблизительно 15% ВВП, а в менее развитых странах и того больше, а из-за мошенничества цены могут вырасти до 20%», - подчеркнула Сабин Зигельски.

Так, после усовершенствования процедур в Колумбии экономия при закупке военной продукции составила 47%, в Гватемале при закупке лекарств – 43%.

В завершение семинара представители конкурентных ведомств АТЭС пришли к единому мнению, что борьба с картелями должна являться одним из приоритетных направлений их деятельности. Развитие сотрудничества в этом направлении будет продолжено.
 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь