А. Голомолзин выступил на круглом столе «Конкуренция в сфере автомобильного топлива» в рамках заседания Комитета по конкуренции ОЭСР

А. Голомолзин выступил на круглом столе «Конкуренция в сфере автомобильного топлива» в рамках заседания Комитета по конкуренции ОЭСР
25 июня 2013, 12:01

20 июня 2013 года состоялись заседания Комитета по конкуренции ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), в рамках которых прошел круглый стол на тему «Конкуренция в сфере автомобильного топлива».
Тема вызвала повышенный интерес, о чем свидетельствуют 32 обзора состояния рынка автомобильного топлива, направленные в адрес Комитета конкурентными ведомствами в рамках подготовки к круглому столу. Доклады можно было в целом сгруппировать по следующим вопросам: механизмы формирования цен и рыночных индикаторов цен, особенности структуры рынка, в том числе, присутствия вертикально-интегрированных нефтяных компаний. В связи с этим обсуждались темы параллельного ценообразования, циклического изменения цен, эффекта асимметрии роста и снижения цен. Этим вопросам в своих обзорах уделили внимание антимонопольные ведомства Австралии, Германии, Испании, России, Турции, Швейцарии. Были представлены сведения о системах мониторинга цен в таких странах, как Австралия, Австрия, Германия, Россия, США, Украина. Информацию по практике применения антимонопольного законодательства и пресечения деятельности картелей предоставили Корея, Польша, Чили, Швеция. Вопросы, связанные с нарушением антимонопольного законодательства при предоставлении скидок, были отмечены в обзорах Австралии, Испании, Японии.
Доклад представителя Европейской комиссии касался проводимого расследования в отношении крупнейших нефтяных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории ЕС, и работы ведущих мировых ценовых агентств. В докладе отмечалось, что есть ряд вопросов в отношении деятельности этих агентств, в том числе, возможности для произвольного участия и представления информации по ценам, корректировки ценовых индексов по нетранспаретными механизмам, что может приводить к манипулированию ценами на рынке. В результате публикуемые цены могут отклоняться от их реального рыночного уровня. В то же время было отмечено, что даже небольшие отклонения индекса цены могут кардинально повлиять на долгосрочные контракты поставки нефтепродуктов и рынок производных инструментов. Возможными признаками нарушения являются скоординированные действия по завышению либо занижению цен, направляемых в ценовые агентства, или исключение третьих лиц из процесса представления ценовой информации (ограничение на участие в процессе), что запрещено в соответствии со статьями 101, 102 TFEU (Treaty on the functioning of the European Union - Договор о функционировании Европейского Союза).
В докладе США отмечалось, что с 2007 года вступил в силу Акт об энергетической независимости и безопасности (the Energy Independence and Security Act («EISA»)), в котором были прописаны существенные реформы энергетического сектора. К основным положениям этого документа следует отнести ужесточение стандартов топлива для двигателей, увеличение использования возобновляемых видов топлива. Специальное положение этого закона направлено на запрет манипулирование цен или вводящее в заблуждение поведение на оптовых нефтяных рынках. Этот же закон устанавливает полномочия Федеральной торговой комиссии США (ФТК) контролировать недопущение манипулирования ценами. В развитие этого закона ФТК выпустила соответствующее Руководство по вопросу манипулирования на рынке, которое вступило в силу в ноябре 2009 года. Руководство применяется к поведению при транзакциях на оптовом нефтяном рынке в отношении сырой нефти, дистиллятов (в том числе керосина, дизеля, мазута), а также бензина. Возможные санкции за манипулирование могут оставлять до 1 млн. долларов США в день.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анатолий Голомолзин отметил, что аналогичные нормы закрепляются в рамках законов "Об электроэнергетике" и "О защите конкуренции". В их развитие подготовлен ряд актов ФАС России. Имеется успешный опыт применения этих норм при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Полагаем целесообразным учесть как российский опыт, так и опыт США по пресечению манипулированием цен на рынках нефти и нефтепродуктов в рамках законопроекта "О рыночном ценообразовании на рынках нефти и нефтепродуктов", разрабатываемого в соответствии с Дорожной картой по конкуренции.
В докладе российской стороны была представлена информация о практике рассмотрения дел в отношении вертикально-интегрированных нефтяных компаний, злоупотребляющих своим коллективным доминирующим положением в период 2008-2011 гг. А. Голомолзин рассказал о применении значительных санкций за нарушение антимонопольного законодательства суммарно превысивших 500 млн. евро. В своем выступлении А. Голомолзин отметил, что компаниям-нарушителям было предписано реализовать не менее 10% нефтепродуктов, поставляемых на рынок в соответствии с нормами, закрепленными в законах «О защите конкуренции» и «Об организованных торгах». В результате в России сформирована одна из лучших в мире система ценообразования, построенная на прозрачных биржевых торгах, осуществляемых в регулярном режиме, а также на основе регистрации на бирже внебиржевых сделок компаниями, занимающими доминирующее положение на рынке. Это делает российскую систему ценообразования надежной, прозрачной, построенной на фактических данных. Такая практика соответствует рекомендациям IOSCO (International Organization of Securities Commissions), которые были подготовлены по поручению G20. А. Голомолзин подчеркнул, что Россия заинтересована в улучшении системы мирового ценообразования с учетом имеющегося у нее опыта и необходимости расширения международного сотрудничества в этой сфере. "Ранее ФАС России было предложено включение в повестку совместной деятельности Международной конкурентной сети (МКС) и ОЭСР проекта по изучению ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов", - отметил А. Голомолзин.

В рамках заседаний Комитета была также предложена схема оценки деятельности конкурентных ведомств, поддержанная в целом участниками мероприятия. Вместе с тем многие представители антимонопольных органов заявили о необходимости доработки механизма количественной оценки, заложенной в этой схеме. Следующий раунд обсуждений вопроса намечен на октябрь 2013 года.
 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь