Ольга Сергеева приняла участие в Конференции, организованной Австрийским федеральным конкурентным ведомством

Ольга Сергеева приняла участие в Конференции, организованной Австрийским федеральным конкурентным ведомством
16 мая 2013, 16:32

В Австрии в апреле 2013 года в Конференции по пресечению правонарушений в области антимонопольного законодательства и соблюдению антимонопольного законодательства Ольга Сергеева, начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России, выступила модератором одного из трех круглых столов Конференции на тему «Программа смягчения ответственности и соблюдение антимонопольного законодательства», на котором выступила с докладом.
В Конференции, организованной Австрийским федеральным конкурентным ведомством в г. Вена (Австрия), приняли участие представители конкурентных ведомств европейских государств, в том числе Болгарии, Венгрии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении, Турции, Хорватии, а также Евразийской экономической комиссии и ЮНКТАД, профессора университетов Австрии и Франции.
Вниманию участников Конференции был представлен доклад о работе Австрийского федерального конкурентного ведомства и результатах его деятельности за 2012 год, в частности, опыт организации, так называемых «Разговоров о конкуренции» (Competition talks), проводимых ведомством каждые шесть недель с профессиональным сообществом в целях разъяснения позиции антимонопольного органа по тем или иным вопросам и обсуждения актуальных проблем правоприменения.
Участники Конференции обсудили также вопросы реализации политики соблюдения антимонопольного законодательства (compliance policy) как инструмента правоприменения. В развитие темы эксперты представили статистику, свидетельствующую о значительном росте общего размера штрафов в период 2005-2009 гг в сравнении с периодом 1990-1994 гг в странах Европейского Союза и США за нарушения антимонопольного законодательства с учетом и судебных решений.
В этой связи интересным стало обсуждение факторов, способствующих и, напротив, препятствующих соблюдению антимонопольного законодательства. Среди первых были названы, в частности, угроза штрафов, уголовного преследования и дисквалификации, возможность причинения ущерба деловой репутации компании или частного лица (менеджмента), система различных поощрений, в том числе внутри компаний. Ко вторым были отнесены - общий невысокий уровень правовой культуры на уровне компаний, конкретных физических лиц и даже государств; противоречивые сигналы от руководства компаний, ориентирующего с одной стороны на соблюдение законодательства, а с другой – на достижение результата любой ценой; представление о том, что выгоды от несоблюдения антимонопольного законодательства могу превысить связанные с этим возможные издержки; игнорирование возможности наступления правовых последствий нарушения.
Кроме того, в рамках Конференции участникам был представлен также доклад, отражающий теорию и практику вопроса о сдерживании нарушений антимонопольного законодательства. Так, в нем отмечалось, что экономистами разработана теория так называемого «оптимального штрафа», необходимого для предотвращения нарушения антимонопольного законодательства. Согласно концепции размер такого штрафа определяется как отношение выгоды от нарушения антимонопольного законодательства к вероятности выявления такого нарушения. В частности, согласно выводам американских исследователей Джона Коннора и Роберта Ланде общий уровень санкций в США составлял только 9-21% от размера «оптимального штрафа» за каждый картель, при этом размер такого «оптимального штрафа» рассчитывался как отношение суммы выгоды от завышенных цен и чистого ущерба конкурентам к вероятности выявления картеля. Аналогичные исследования, проведенные в Европейском союзе, показали, что «оптимальными» были только 67% штрафов, наложенных Еврокомиссией.
В ходе Круглого стола, проведенного Ольгой Сергеевой, был подробно представлен российский опыт реализации программы смягчения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В своем выступлении Сергеева О.С. проинформировала иностранных коллег о внесении в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанного ФАС России и одобренного Правительством Российской Федерации. В частности, как отметила в своем докладе Ольга Сергеева, этот проект уточняет критерии и условия освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, предусмотренное статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
«Дискуссия, состоявшая по итогам проведения всех круглых столов Конференции, была интересна и обсуждением проблем применения такого института европейского конкурентного права как «урегулирование» (settlement), поскольку в российском антимонопольном законодательстве оно отсутствует. В рамках этого института антимонопольный орган и ответчики по делу, подозреваемые в картеле, могут прийти к соглашению о признании факта участия в картельном сговоре. Следствием достижения такого соглашения является снижение размера штрафа, как правило, на 10%. Важно, что упомянутый мною институт (settlement) применим только к картелям и предполагает, что участники сговора при этом теряют право на дальнейшее судебное обжалование такого соглашения», - отметила Ольга Сергеева.
 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Связанные персоны:
Whatsapp image 2021 10 04 at 14.54.01
Начальник управления
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь