Новосибирское УФАС России за здоровую конкуренцию на рынке риэлторских услуг
21 марта 2012 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) признало Новосибирскую Ассоциацию Риэлторов (НАР) нарушившей часть 5 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» путем осуществления координации экономической деятельности агентств недвижимости, входящих в ассоциацию, которая приводит к установлению цен, а также 13 агентств недвижимости нарушившими антимонопольное законодательства путем заключения антиконкурентного соглашения (пункт 1 части 1 и часть 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции»).
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в декабре 2011 года правление НАР утвердило соглашение о сотрудничестве агентств недвижимости, условия которого рекомендуют при первоначальном контакте с клиентом называть одинаковую стоимость риэлтерских услуг и минимальный размер агентского вознаграждения. В частности условия соглашения предусматривают, что при первичном контакте с клиентом (телефонный звонок, переговоры) озвучиваются размеры агентского вознаграждения.
В свою очередь члены НАР заключили многостороннее соглашение о сотрудничестве. Согласно этому соглашению при первичном контакте с клиентом рекомендуется озвучивать определенный размер агентского вознаграждения. Кроме того, участники соглашения обязуются не рекламировать стоимость риэлторских услуг, размеры скидок, а также розыгрыши, лотереи и подарки.
«Антимонопольное законодательство запрещает некоммерческим организациям осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к установлению цен. За такое нарушение закон о защите конкуренции предусматривает административную ответственность в виде штрафа. В отношении агентств недвижимости также будет возбуждено дело об административном наказании. Заключенное между ними соглашение может привести к ограничению возможности агентств конкурировать между собой по стоимости оказываемых услуг, поскольку информация о стоимости услуг риэлторов, указанная в рекламе, является одним из способов привлечения клиентов. Клиент производит выбор агентства недвижимости, в том числе исходя из величины агентского вознаграждения», - прокомментировал заместитель руководителя Новосибирского УФАС России Александр Ельчанинов.