ВАС РФ признал неправомерным положение, согласно которому челябинское предприятие «Мемориал» взимает плату за регистрацию захоронений

ВАС РФ признал неправомерным положение, согласно которому челябинское предприятие «Мемориал» взимает плату за регистрацию захоронений
24 мая 2011, 14:22

17 мая 2011 года Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС РФ) признал незаконными отдельные нормы положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, принятого Челябинской городской думой по итогам пересмотра в порядке надзора решения арбитражного суда Челябинской области и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа. Таким образом, заявление Генеральной прокуратуры РФ и Челябинского УФАС России удовлетворены, судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Напомним, в 2010 году Челябинское Управление Федеральной антимонопольной службы (Челябинское УФАС России) признало некоторые пункты положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, принятого Челябинской городской Думой в 2006 году, противоречащими части 3 статьи 15 закона о защите конкуренции. Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что исполнение этих положений может привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции в сфере оказания ритуальных услуг.
Документ предусматривал незаконную передачу муниципальных кладбищ Челябинска в ведение специализированной службы. В Челябинске владельцем всех общественных кладбищ стало МУП «Мемориал», в результате чего оно приобрело возможность получения дохода с общественных кладбищ, не относящихся к землям коммерческого пользования, в том числе при регистрации захоронений.
Несмотря на гарантию государства о бесплатном погребении, которое невозможно осуществить без регистрации захоронений, эта услуга была платной. МУП «Мемориал» взимало с граждан плату за регистрацию захоронений на всех общественных кладбищах Челябинска в размере 912 рублей. Однако антимонопольный орган установил, что эта услуга должна осуществляться органами местного самоуправления или созданными ими бюджетными учреждениями на безвозмездной основе.
В результате предприятие получило возможность диктовать свои условия конкурентам, в том числе путем отказа в разрешении захоронения другим компаниям в случаях, если ими не привлекались к выполнению работ специалисты МУП «Мемориал».
Прокурор Челябинской области обратился в областной Арбитражный суд с заявлением о признании частично недействующим этого положения, поскольку указанные в нем функции относятся к полномочиям органа местного самоуправления и не могут быть переданы хозяйствующему субъекту.

Однако Арбитражный суд области и Федеральный арбитражный суд Уральского округа в удовлетворении заявленных требований отказали.

В связи с этим Генпрокуратура РФ в интересах прокурора Челябинской области и Челябинское УФАС России обратились в ВАС РФ с заявлениями о пересмотре в порядке надзора решений вышеназванных судов.

Справка
1. Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрешащается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
2. Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 названного закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь