В ФАС России состоялось заседание Экспертного совета по железнодорожному транспорту

В ФАС России состоялось заседание Экспертного совета по железнодорожному транспорту
09 февраля 2011, 13:30

27 января 2011 года состоялось заседание Экспертного совета ФАС России по железнодорожному транспорту, в котором приняли участие Эксперты ФАС России, представители федеральных органов исполнительной власти ФСТ России, Минтранса России, ОАО «РЖД».
На заседании рассматривались следующие вопросы:
1. О составе и видах услуг, оказываемых владельцами железнодорожных путей необщего пользования, в том числе о признаках (критериях) услуг, подлежащих государственному тарифному регулированию и контролю со стороны антимонопольных органов.
2. О совершенствовании норм действующего законодательства в соответствии с которыми происходит государственное регулирование тарифов и плат на оказание услуг владельцев железнодорожных путей необщего пользования.
3. Влияние дерегулирования тарифов на перевозки крупнотоннажных контейнеров (грузов в контейнерах) при осуществлении железнодорожных перевозках в режиме транзит по территории Российской Федерации, на увеличение транзитного потенциала Российской Федерации и развитие конкурентных отношений в сфере железнодорожного транспорта.
4. О плане работы Экспертного совета ФАС России по вопросам железнодорожного транспорта на 2011-2012 гг.

Участники совещания отметили, что в настоящее время регулирование тарифов на услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239. При этом ФСТ России регулирует деятельность на подъездных путях необщего пользования, принадлежащих собственнику инфраструктуры общего пользования (ОАО «РЖД»).
Необходимо отметить отсутствие единообразия в подходах органов исполнительной власти субъектов РФ к определению предмета регулирования, в части перечня работ/услуг, оказываемых ППЖТ на железнодорожных путях необщего пользования.
Работы/услуги, оказываемые на подъездных путях необщего пользования, технологически неразрывно интегрированы в осуществление перевозочного процесса железнодорожным транспортом общего пользования, в части выполнении начально-конечных операций перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования, в независимости от их принадлежности (ОАО «РЖД» или самостоятельным хозяйствующим субъектам).
По мнению Экспертного совета, необходимо предложить ФСТ России с участием причастных федеральных органов исполнительной власти, в том числе ФАС России, разработать и утвердить типовой Порядок регулирования тарифов на услуги владельцев железнодорожных путей необщего пользования, в целях установления единообразного подхода к исполнению органами регулирования субъектов федерации по регулированию работ/услуг на подъездных путях необщего пользования не принадлежащих ОАО «РЖД».

Такой нормативный правовой акт должен установить:
- критерии отнесения услуг владельцев железнодорожных путей необщего пользования к категории регулируемых, закрытый перечень этих услуг;
- порядок подачи субъектами регулирования, и порядок рассмотрения регулирующими органами заявлений об установлении и изменении тарифов на регулируемые услуги владельцев железнодорожного транспорта необщего пользования. В том числе, сроки рассмотрения, порядок обжалования принятых решений, порядок привлечения заинтересованных сторон к процессу рассмотрения ходатайств.

В части государственного регулирования тарифов и плат на оказание услуг владельцев железнодорожных путей необщего пользования необходимо отметить, что действующее законодательство и, в первую очередь, законы по железнодорожному транспорту № 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в РФ» и № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» содержат ряд неоднозначно трактуемых норм, что приводит к созданию неравных условий при оказании услуг и использовании инфраструктуры общего и необщего пользования.
В связи с этим принято решение обратить внимание уполномоченных федеральных органов исполнительной власти на необходимость внесения соответствующих изменений в нормативную правовую базу, в части регулирования деятельности организаций железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
Также необходимо отметить, что основной транзитный грузопоток между Европой и Азией перевозится в крупнотонажных контейнерах, где транспортная система Российской федерации представлена Российскими железными дорогами в силу географического положения Российской федерации.
Альтернативными путями доставки контейнеров (грузов в контейнерах) являются судоходные линии и железнодорожные инфраструктуры сопредельных государств, пролегающие в обход территории Российской Федерации. Услуги, связанные с осуществлением перевозок регулируются в Российской Федерации и формируются свободно в сопредельных государствах.
В силу жесткого регулирования тарифов на перевозки контейнеров (грузов в контейнерах) в режиме транзит железнодорожным транспортом со стороны Минтранса России затруднительно формирование конкурентного предложения по стоимости перевозок и оперативное реагирование на сложившуюся конъюнктуру перевозок контейнеров (грузов в контейнерах) между точками грузозарождения (Азией) и грузопогашения (Европой).
Одним из основных факторов, препятствующих эффективному привлечению транзитных потоков контейнерных грузов на Российскую железнодорожную инфраструктуру, является отсутствие возможности проводить гибкую ценовую политику, что связано с жестким регулированием тарифов на железнодорожные транзитные перевозки контейнеров (грузов в контейнерах).

Члены Экспертного совета приняли к сведению позицию Минтранса России о нецелесообразности дерегулирования транзитных перевозок. Экспертный совет ФАС России полагает, что необходимо принятие решения о дерегулировании, о проведении гибкой ценовой политики на перевозки контейнеров (грузов в контейнерах) по территории Российской Федерации, что создаст равные условия для конкуренции Российской транспортной системы на мировом рынке, и будет способствовать реализации транзитного потенциала Российской Федерации.
 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь