ФАС России выявила нарушения на рынке ОМС со стороны Правительства Забайкальского края
6 сентября 2010 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала Правительство Забайкальского края нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в ограничении доступа Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 107» Федерального медико-биологического агентства (МСЧ №107) на рынок медицинских услуг, оказываемых в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2010 год.
Ранее МСЧ №107, оказывающее медицинские услуги населению Краснокаменского района, обратилось с просьбой к Правительству Забайкальского края включить его в состав хозяйствующих субъектов, участвующих в территориальной программе обязательного медицинского страхования. Правительство Забайкальского края отказали МСЧ № 107 в удовлетворении их просьбы. По мнению Правительства Забайкальского края в краевой системе обязательного медицинского страхования на 2010 год нормативы и виды медицинской помощи гражданам на территории Краснокаменского района Забайкальского края в предоставляются полном объеме государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения - «Краевая больница № 4» и «Центральная районная поликлиника». Таким образом, отсутствует необходимость участия МСЧ № 107 в территориальной программе обязательного медицинского страхования.
В ходе рассмотрения дела Комиссия ФАС России установила, что действия Правительства Забайкальского края не только нарушают законное право на участие МСЧ № 107 в территориальной программе обязательного медицинского страхования на 2010 год, но и ограничивают права граждан на выбор медицинского учреждения, в котором им будет оказана бесплатная медицинская помощь.
Правительство Забайкальского, включив частные медицинские учреждения в перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, в зависимости от их организационно-правовой формы, нарушило действующее законодательство, в частности статью 15 Закона о защите конкуренции.
Типовые правила ОМС граждан, утвержденные Директором Федерального фонда ОМС, также устанавливают общие требования к Правилам ОМС граждан, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта РФ. В соответствии с пунктом 5.1, медицинскую помощь в системе ОМС оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующую лицензию.
Любая территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств ОМС, перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает, что медицинская организация любой формы собственности, имеющая соответствующую лицензию, вправе быть включена в систему ОМС.
Практика контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке медицинских услуг показывает, что действия ряда администраций субъектов РФ и территориальных фондов ОМС приводят к ограничению конкуренции и установлению необоснованных барьеров входа на данный товарный рынок частных учреждений здравоохранения.
Следует отметить, что такие действия чиновников влекут административную ответственность, предусмотренную статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в отношении должностных лиц.
Напомним, что только в 2009 году усилиями ФАС России были устранены нарушения в области ОМС в Амурской, Свердловской областях и в республике Бурятия.