Андрей Цыганов: конкуренция – коренное понятие в экономике любой развитой страны

08 мая 2018, 11:32
Img 4041
7 мая 2018 г. заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов провел встречу с представителями Международного валютного фонда
 
Мероприятие состоялось в рамках ежегодных консультаций МВФ с российскими официальными лицами и было посвящено обсуждению состояния конкуренции на товарных рынках Российской Федерации и вопросу контроля государственных закупок.
 
 
«Наша официальная позиция заключается в том, что сохранение и, более того, увеличение доли государственного участия в секторах экономики наносит вред конкуренции. Потому что изначально частные и государственные компании, которые действуют в конкурентных секторах экономики, оказываются в неравном положении. Одни могут пользоваться поддержкой государства, а другие могут рассчитывать только на собственные возможности, - начал свое выступление замглавы ФАС. – При этом доля государства в экономике, измеряемая в количественных показателях, не так важна, как роль государства. Поэтому мы говорим не столько о размере государственного сектора, сколько о тех проконкурентных и антиконкурентных инструментах, которыми государство располагает, чтобы управлять экономикой. С этой точки зрения вопрос государственных закупок – один из важнейших».
 
На сегодняшний день в сфере государственных и корпоративных закупок выбран активный курс на развитие электронных закупок, в том числе среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
 
В декабре 2017 года приняты масштабные изменения в Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ, направленные на совершенствование механизмов государственных и корпоративных закупок и, в первую очередь, на электронизацию закупок.
 
В частности, в рамках госзакупок изменениями закрепляется понятие «электронные процедуры» определения поставщиков, устанавливаются особенности проведения таких электронных процедур, регламентирована процедура проведения электронного конкурса.
 
При этом предусмотрен постепенный переход госзакупок в электронную форму: с 01.07.2018 – это право заказчика, с 01.01.2019 устанавливается обязанность проводить все закупки в электронной форме.
 
«Электронные площадки мы считаем достоинством российской законодательной системы», - подчеркнул Андрей Цыганов.
 
Поправками в Закон 223-ФЗ в том числе устанавливается закрытый перечень способов закупок у субъектов МСП и полный их перевод в электронную форму. Проводиться такие закупки будут на универсальных торговых площадках, функционирующих в соответствии с Законом 44-ФЗ. Эти меры позволят обеспечить поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на закупках госкомпаний.
 
Электронизация закупок направлена прежде всего на снижение субъективных факторов при осуществлении закупок, повышение анонимности подачи заявок и их рассмотрения заказчиками, исключение возможности привлечения заказчиком к процедуре «своих» поставщиков, снижение коррупционных рисков, а также рисков сговора, увеличение эффективности осуществляемых закупок.
 
Также перевод конкурентных закупок в электронную форму упрощает требования к участникам закупок и позволяет снизить затраты на участие в закупке.
 
«Для развития бизнеса правильная система организации закупок очень важна. Мы рады тому, что имеем возможность воздействовать не только на вопросы, связанные с конкуренцией, но и на осуществление государственных закупок и закупок контролируемых государством компаний», - отметил в своем выступлении Андрей Цыганов.
 
Возникающие в процессе регулирования и контроля проблемы спикер прокомментировал так:
 
«Действующая редакция федерального закона № 223-ФЗ позволяет компаниям с государственным участием и госкорпорациям придумывать такие схемы, которые облегчают процедуру закупки у единственного поставщика, и использовать иные неконкурентные способы закупки. Эта проблема ФАС известна и мы с коллегами из Минфина России и Минэкономразвития России над ней работаем, постоянно совершенствуя законодательство. Ясно совершенно, что мы сталкиваемся с колоссальным противодействием и серьезным лоббизмом, когда люди, привыкшие «назначать» исполнителя по контрактам, используют все возможные методы и механизмы, чтобы помешать нам внести правильные проконкурентные изменения в законодательство. Но ФАС научилась бороться и с такими лоббистами».
[photo_873]
Также на встрече обсуждался вопрос взаимодействия ФАС России и Банка России в вопросах развития конкуренции.
 
«Важная особенность заключается в том, что в финансовом секторе мы действуем на принципах сорегулирования, то есть осуществляем правоприменение вместе с Центральным банком Российской Федерации», - прокомментировал Андрей Цыганов.
Замглавы ФАС России особо подчеркнул значимость совместно разработанной с Банком России дорожной карты по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг.
 
Так, в настоящее время ФАС России и Банк России приступили к работе, направленной, в том числе, на:
 
- ограничение доли одного кредитора в расчете среднерыночного значения полной стоимости кредита (ПСК) с целью обеспечить справедливые рыночные условия образования цены на потребительские кредиты и снизить влияние на нее возможных нарушений антимонопольного законодательства со стороны доминирующих игроков;
 
- изучение условий оказания страховыми организациями, осуществляющими обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, услуг представительства по страховому возмещению в регионах с целью проработки предложений по расширению перечня возможных представителей;
 
- уточнение и детализацию подходов к определению размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства для обеспечения добросовестного поведения страховщиков при определении размера страхового возмещения по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
 
- возможное изменение порядка формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария в целях обеспечения возможности для пользователей услуг оказывать необходимое рыночное влияние на тарифную политику центрального депозитария;
 
- развитие конкуренции на рынке форекс-дилеров путем исключения практики привлечения клиентов лицами, не имеющими лицензии Банка России, в том числе через обучающие центры. В этой части Банк России и ФАС России уже договорились об обмене информацией о признаках нарушения законодательства о рекламе;
 
- пресечение нарушений прав граждан на выбор организаций, включая банки, через которые гражданами могут быть получены социальные и иные виды выплат;
 
- создание единого стандарта приема платежей через официальные сайты органов государственной власти и иные ресурсы в сети «Интернет», обеспечивающие оказание государственных услуг.
 
Говоря о системе показателей, позволяющих оценить состояние и развитие конкуренции в отраслях экономики, Андрей Цыганов обратил внимание на то, что эти показатели прямо установлены в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и в утвержденном этим указом Национальном плане развития конкуренции.
 
Он также подчеркнул, что на недавнем заседании Государственного совета Российской Федерации, посвященном развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации, обсуждались вопросы распространения системы показателей на уровень субъектов Российской Федерации и их использования при оценке деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.
 
В мероприятии также приняли участие заместитель начальника Управления контроля финансовых рынков Лилия Беляева, заместитель начальника Правового управления Лариса Вовкивская, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа Мария Томах, заместитель начальника Административного управления - секретариата руководителя Лариса Целикова. От Международного валютного фонда присутствовали глава Постоянного представительства МВФ в РФ Габриэль Ди Белла и старший экономист Оксана Дынникова.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх