Стенограмма Доклада руководителя ФАС России Игоря Артемьева о состоянии конкуренции в Российской Федерации

Стенограмма Доклада руководителя ФАС России Игоря Артемьева о состоянии конкуренции в Российской Федерации
27 августа 2020, 16:14
%d0%90%d1%80%d1%82%d0%b5%d0%bc%d1%8c%d0%b5%d0%b2

Из стенограммы:

Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые члены Правительства!

Позвольте от имени Федеральной антимонопольной службы представить 14-й ежегодный доклад о состоянии конкуренции в стране Правительству Российской Федерации.

Три года назад вышел знаменитый указ Президента, первый в истории нашей страны, «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым был утверждён первый опять же в нашей истории Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы. Исполнение этого плана завершается в декабре 2020 года.

Правительством во исполнение этого указа были утверждены 18 отраслевых программ, практически охватывающих всю экономику, и в каждой из этих специфических отраслей были утверждены планы развития конкуренции.

Под руководством Президента состоялся Государственный совет, где были даны конкретные поручения всем губернаторам. А проделанная нами совместно с Министерством экономического развития работа по итогам Государственного совета позволила утвердить так называемый региональный стандарт развития конкуренции, уже абсолютно современный и соответствующий реалиям сегодняшнего дня.

Из таких успешных мер, которые можно отнести к прошлому году, по исполнению указа – а вообще говоря, с выходом указа Президента завершилось окончательное формирование правовых основ антимонопольной политики в нашей стране – я бы отметил прежде всего принятие федерального закона №485, который ввёл общий запрет на создание и деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках. В результате количество этих предприятий только за один год после принятия закона сократилось на 18%, в 16 регионах уже утверждены планы сокращения и преобразования этих предприятий, в завершающей стадии эта работа находится ещё в 51 регионе.

Очень существенные изменения, благоприятные для конкурентной среды, произошли в области здравоохранения. Были созданы исключительно важные механизмы снижения цен на жизненно важные препараты. На основании многочисленных методик, которые утвердило Правительство, нами и Министерством здравоохранения были пересмотрены более 1 тыс. предельных цен на жизненно важные препараты, то есть самые необходимые людям, что привело к общему снижению этих цен в среднем на 40%. Это очень важный результат.

Также началась масштабная перерегистрация ранее утверждённых цен в соответствии с новыми подходами и принятием соответствующих новых поправок в закон «Об обращении лекарственных средств». И это тоже уже сегодня приводит к снижению этих цен в реальном выражении.

Что является принципиальным в этой сфере? Впервые ясно, точно и недвусмысленно в федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» было сформулировано понятие «взаимозаменяемость», и это делается теперь на основании клинических исследований по отношению к референтному препарату.

Далее. В прошлом году на территории Российской Федерации наконец был отменён внутрисетевой роуминг, что привело к снижению тарифов на услуги связи в роуминге в 10 раз. Экономия потребителей составила более 6 млрд рублей. При этом наши телекоммуникационные компании не только не проиграли, а за счёт увеличения трафика даже выиграли, о чём мы и говорили в своих прогнозах.

В жилищно-коммунальном хозяйстве была также большая проблема. На основании старого законодательства, 1990-х годов, регионы и органы местного самоуправления могли совершенно спокойно превышать установленный Правительством предельный уровень роста тарифов. Если Правительство устанавливало его, например, в последние годы на уровне 3–4%, то в регионах соответствующий рост мог достигать 100 и более процентов.

Внесением изменений в закон о ЖКХ и закон «Об электроэнергетике» удалось снизить соответствующее повышение тарифов, поставить их под контроль более чем на 91%. Соответственно, эта история и тарифная вакханалия, связанная с неуправляемым и неконтролируемым ростом тарифов в регионах, подходит к своему завершению.

Правительством также были утверждены методы сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат, и сейчас идёт внедрение этих эталонов. Это очень большая, масштабная реформа, которая благоприятно скажется на выравнивании условий российских регионов в энергетике, водоснабжении, водоотведении и других сферах.

За счёт того, что Правительством была снижена плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов, были существенно снижены тарифы региональных операторов. В области газоснабжения обеспечен переход к рыночному ценообразованию путём формирования биржевых цен и индикаторов. Сразу хочу сказать, что самое главное здесь даже не в том, что дают нам эти индикаторы. Самое главное – мы предоставили независимость всем потребителям газа и нефтепродуктов. В случае если им не удаётся договориться с естественной монополией и возникают барьеры и препятствия – они могут свободно купить на бирже необходимый товар.

Принято постановление Правительства №305 о сокращении максимального срока подключения к соответствующим системам инфраструктуры и газораспределительным сетям. В электроэнергетике Россия в рейтинге Doing Business в 2019 году заняла седьмое место по подключению к электроснабжению. Были внедрены новаторские механизмы ценообразования в пиковые часы по электрической нагрузке.

Очень важные постановления Правительства по развитию конкуренции связаны с решениями в области электроэнергетики, когда был установлен порядок расчёта ставки перекрёстного субсидирования, что дало основу для постепенного сокращения этого субсидирования.

Исключено практически полностью государственное регулирование цен, тарифов и сборов на ряд услуг субъектов естественных монополий в портах и на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Результат – развитие конкуренции между портами.

Стремительное развитие биржевой торговли демонстрировало рекордные темпы в 2019 году. Собственно, это было и по газу, и по химической промышленности, и по лесу. География поставок и номенклатура резко расширились. У нас один из самых успешных проектов по развитию конкуренции – это наша биржа.

Независимым изданием Global Competition Review в 2019 году российский федеральный антимонопольный орган был признан одним из самых эффективных – мы вошли в десятку из 140 антимонопольных ведомств различных стран мира.

Регионы активно включились в работу по развитию конкуренции. 100% регионов утвердили ключевые показатели развития конкуренции. 100% регионов утвердили новые «дорожные карты». 100% регионов внесли изменения в положения об органах исполнительной власти. И 100% регионов приняли акты об организации антимонопольного комплаенса.

Не выполнен указ Президента, о котором я уже говорил, – фундаментальный акт стратегического планирования в части принятия федеральных законов.

Не завершена работа в Государственной Думе, хотя Правительство приняло такое постановление, с принятием закона о принудительном лицензировании лекарственных средств. Исходя из высших ценностей российской Конституции, мы должны заботиться прежде всего о здоровье и жизни наших граждан, и, если иностранные компании завышают цены на жизненно важные препараты, обладая при этом патентом, российское государство, как это принято во всём мире, должно иметь право дать возможность российским лабораториям производить соответствующие препараты, спасая человеческие жизни, заплатив справедливое роялти патентообладателю.

Не принят соответствующий закон о реформировании правового регулирования деятельности естественных монополий.

И не принят впервые в нашей истории предлагаемый закон об основах тарифного регулирования в России. Мы до сих пор в точности не можем сказать, что должно быть обязательно в тарифе, чего не должно быть никогда в тарифе, в каком случае осуществляется нормирование и по каким формулам.

В общей сложности из «дорожных карт», утверждённых Правительством, на сегодняшний день не реализовано 40% мероприятий. Это говорит о том, что половина мероприятий национального плана в настоящее время не исполнены. У нас остаётся всего несколько месяцев до конца этого года для того, чтобы это реализовать.

В нашем законе о конкуренции записано, что, если речь идёт о правах интеллектуальной собственности, на неё не распространяется антимонопольное законодательство. Такого ограничения нет в законодательстве ни одной из стран.

Правительством Российской Федерации существенно сокращены возможности по заключению и реализации регуляторных контрактов. Уже прошли соответствующие совещания у Андрея Рэмовича (Белоусова). Эта проблема будет устранена.

Завершая своё выступление, благодарю Правительство за то, что было сделано за прошедший период, и хотел бы попросить Вас, уважаемый Михаил Владимирович, если возможно, к проекту решения добавить только один элемент: обратить внимание всех федеральных органов исполнительной власти, задействованных в реализации национальных проектов, на необходимость строжайшего исполнения указа Президента о развитии конкуренции в стране. Это должно быть одновременно учтено как для решения задач нового строительства и введения новых объектов, создания лучших социальных условий для наших граждан, так и для развития самой конкуренции, которое потом в автоматическом режиме будет приносить дополнительные блага нашей экономике.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь