Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
ФАС России: развитие системы лекарственного обеспечения должно осуществляться через цифровизацию
ФАС России: развитие системы лекарственного обеспечения должно осуществляться через цифровизацию
02 июня 2021, 12:00
![5q8a8297](https://fas.gov.ru/system/news/images/000/031/316/announcement_main/5Q8A8297.jpg?1622625268)
При этом в ведомстве считают, что без решения вопросов со стандартизацией данных и верификацией источников информации переход на цифровизацию будет невозможен
Совершенствование лекарственного обеспечения пациентов обсудили участники сессии «Эволюция системы закупок: глобальные тенденции и технологии», которая прошла в рамках форума «Лекарственная безопасность».
Заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев отметил, что за последнее время система госзакупок препаратов претерпела ряд важных эволюционных процессов. Среди них установление единых требований к описанию объекта закупки, использование единого механизма расчёта и установления начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а также внедрение обязательного к применению единого справочника-каталога лекарственных препаратов (ЕСКЛП).
Дальнейшее совершенствование системы госзакупок препаратов, по словам замруководителя ФАС России, «в целом должно проходить через цифровизацию, стандартизацию автоматизацию сбора и учёта информации о потребности в препаратах медицинских учреждений, а также верификацию источников информации. Без приведения всех сведений в информационных системах к единообразию переход на автоматизированную систему госзакупок пока невозможен».
ФАС России всегда была последовательным сторонником централизации закупок, тем более что эта возможность предусмотрена Законом о контрактной системе. До настоящего времени она осуществлялась только в отношении препаратов, которые закупаются в рамках федеральных программ, и показала свою экономическую эффективность.
«Если нам удастся в рамках стандартизации и цифровизации, а также определения потребностей в препаратах, создать достоверную медицинскую статистику их потребления по всем субъектам РФ, то мы сможем выйти на новый уровень принятия решений по централизации и планированию расходов», - отметил Тимофей Нижегородцев.
Также в качестве дополнительной гарантии, которая бы позволила обеспечить стабильный доступ пациентов к инновационным лекарственным препаратам, антимонопольное ведомство поддерживает внедрение долгосрочных контрактов. При этом такие контракты должны заключаться с производителями препаратов, на которые действует патентная защита, и при условии снижения начальной максимальной цены на весь срок контракта.
«Как только патентная защита завершилась, и на рынке был зарегистрирован воспроизведённый препарат, закупки должны быть организованы через обычные торги», - подчеркнул замруководителя антимонопольного ведомства.
Что касается механизма риск-шеринга*, то, по мнению представителя ФАС России, он является частным случаем системы закупок лекарственных препаратов, а его использование в российской практике возможно только при выполнении ряда условий:
- лекарственный препарат должен быть инновационным (референтным);
- у препарата должны отсутствовать зарегистрированные терапевтические аналоги;
- отпускная цена на лекарственный препарат не должна превышать цену в референтных странах;
- результат должен определяться с помощью четких измеримых показателей эффективности;
- пациенты должны быть застрахованы и иметь гарантии на продолжение финансирования в случае прекращения действия соглашения при условии установленной эффективности в отношении конкретного пациента;
- реализация соглашений должна проводиться по единым правилам, требованиям, образцам документов, разработанным и утвержденным Минздравом России.
«При этом, начиная с 2016 года, в ведомство не поступало ни одного проекта или предложения для оценки возможности внедрения механизма риск-шеринга», - посетовал Тимофей Нижегородцев.
Представитель антимонопольного ведомства также отметил, что будущее за всеобщим лекарственным возмещением. Однако для перехода к нему необходимо определиться с моделью лекарственного возмещения, обладать достоверными данными о потребностях в лекарственных препаратах, а также реализовать пилотные проекты для уточнения бюджета и определения нормативного регулирования выбранной модели.
Справочно:
*Система риск-шеринга предполагает, что государство оплачивает производителю использование лишь тех инновационных препаратов, которые показали эффективность своего применения. То есть, если нет результата, нет и оплаты.
[photo_1750]
Приложенные файлы
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
![18990 5q8a8314](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/18990_5Q8A8314.jpg?1622626137)
![18991 5q8a8315](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/18991_5Q8A8315.jpg?1622626142)
![18993 5q8a8320](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/18993_5Q8A8320.jpg?1622626153)
![18994 5q8a8321](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/18994_5Q8A8321.jpg?1622626158)
![18999 5q8a8326](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/18999_5Q8A8326.jpg?1622626180)
![19001 5q8a8348](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/19001_5Q8A8348.jpg?1622626189)
![19002 5q8a8350](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/19002_5Q8A8350.jpg?1622626195)
![19003 5q8a8357](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/19003_5Q8A8357.jpg?1622626201)
![19004 5q8a8359](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/19004_5Q8A8359.jpg?1622626206)
![19005 5q8a8361](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/19005_5Q8A8361.jpg?1622626212)
![19006 5q8a8362](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/19006_5Q8A8362.jpg?1622626217)
![19007 5q8a8363](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/19007_5Q8A8363.jpg?1622626222)
![19008 5q8a8364](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/19008_5Q8A8364.jpg?1622626228)
![19012 5q8a8384](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/19012_5Q8A8384.jpg?1622626248)
![19013 5q8a8195](https://fas.gov.ru/files/images/2021/06/2/main_list/19013_5Q8A8195.jpg?1622631859)