Реклама экспресс-теста на COVID-19 нарушила закон
Комиссия ФАС России признала компании «НОВОКОМ» и «Яндекс» нарушившими Закон о рекламе при распространении в интернете рекламы экспресс-теста на COVID-19
Баннер с рекламой экспресс-теста TESTSEALABS (производства КНР) распространялся в июле 2020 года на сайте nova.rambler.ru/.
При наборе в строке поиска системы Rambler словосочетания «полоска тест на коронавирус» справа от результатов поисковой выдачи отображался рекламный баннер. Он содержал изображение теста, информацию о его цене, названии и данные о компании «Новоком» (ООО «НОВОКОМ»), которая и реализовывала товар.
Рекламное объявление также было гиперссылкой на сайт интернет-магазина медоборудования и медтехники на страницу рекламируемого экспресс-теста на COVID-19.
Как в ходе разбирательства установила ФАС России, среди зарегистрированных на территории Российской Федерации медицинских изделий рекламируемый экспресс-тест на COVID-19 TESTSEALABS отсутствует.
При этом, Закон о рекламе[1] запрещает рекламу товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации.
На основании чего Комиссия ФАС России признала рекламодателя ООО «Новоком» нарушившим закон.
Рекламораспространителем рекламы экспресс-теста на COVID-19 является ООО «Яндекс», поскольку размещение рекламы в блоках «Яндекс.Директ» на ресурсах поисковой системы «Рамблер» осуществляется именно ею, в связи с чем компания «Яндекс» также нарушила Закон о рекламе.
Обеим компаниям выданы предписания о прекращении нарушения.
«Безусловно, в условиях пандемии недобросовестные продавцы товаров и услуг, так или иначе связанных с борьбой с COVID-19, пытаются привлечь потребителей любыми возможными способами, в том числе рекламой, – отмечает начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина. – Поскольку у медизделия должна быть регистрация, то, если таковой у него нет, и реклама этого товара недопустима. Обеим компаниям грозят штрафы от 100 до 500 тысяч рублей».
Справка:
В соответствии с пунктом 5 статьей 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 No 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие, информация о регистрации которого размещается в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий).
[1] пункт 5 статьи 7