ФАС занимает активную позицию в борьбе с трансграничными картелями

ФАС занимает активную позицию в борьбе с трансграничными картелями
16 ноября 2020, 14:00
5q8a9416
Вопросы повышения эффективности этой борьбы обсудили участники заседания Координационного комитета БРИКС по антимонопольной политике
 
12 ноября 2020 года в формате видеоконференцсвязи состоялось заседание Координационного комитета БРИКС по антимонопольной политике.
 
Как показывает практика, страны-участницы БРИКС все чаще сталкиваются с трансграничными картелями, организуемыми крупными международными компаниями, что приводит к завышению цен на товары и услуги и ущемлению конкурентоспособности национальных поставщиков. Учитывая, что в странах БРИКС проживает около 40% населения планеты, издержки «хищнического» поведения картелей колоссальны и имеют макроэкономическое значение1. Эксперты отмечают, что в среднем наценка товаров и услуг от деятельности национальных картелей составляет около 18,8 %, при том как наценка товаров и услуг от деятельности международных картелей существенно выше и составляет около 31%2.
 
Так, например, Россия оценивает ущерб от картелей для своей национальной экономики около 2% ВВП.
 
На национальном уровне антимонопольные органы БРИКС разрабатывают набор правовых и следственных инструментов, предназначенных для выявления трансграничных картелей и устранения их негативных последствий для национальных экономик. Одним из таких инструментов является политика смягчения ответственности (leniency). Большинство крупных международных картелей было раскрыто именно с помощью этого механизма.
 
«Конкурентные ведомства БРИКС не должны оставаться в стороне. Антимонопольные регуляторы должны мотивировать участников картеля к его раскрытию посредством программы смягчения ответственности в нескольких или всех странах БРИКС», - заявил статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
Он просил поддержать инициативу ФАС России по разработке совместного документа конкурентных ведомств БРИКС по программам смягчения ответственности. Его цель - повысить информационную прозрачность, изложить четкие и предсказуемые процедуры предоставления программ смягчения ответственности в странах БРИКС.
 
Как считает начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев, «создание такого документа повысит уровень доверия между конкурентными ведомствами и потенциальными заявителями, сблизит правоприменительную практику и методологию, будет мотивировать участников трансграничного картеля подавать заявление о смягчении ответственности в один или несколько антимонопольных регуляторов».
Активное участие ФАС России в борьбе с трансграничными картелями выразилось также в разработке международной Конвенции «О борьбе с картелями». Заявление глав правительств государств-участников СНГ о консолидации усилий мирового сообщества для эффективного противодействия международным картелям принято в качестве официального документа 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
[photo_1709]
Кроме этого, по инициативе ФАС России при поддержке ко-спонсоров из 26 стран в Резолюцию 8-й Конференции ООН по конкуренции в качестве одной из четырех приоритетных областей работы ЮНКТАД на ближайшие пять лет включена тема борьбы с трансграничными картелями.
 
«Международные картели – это наше общее зло. Поэтому мы активно включаемся в работу, как по разработке документов, которые будут способствовать повышению эффективности в борьбе с трансграничными картелями, так и в обсуждении общих тем, вопросов, выдвижении идей и полезных инициатив», - считает Андрей Тенишев.
ФАС России совместно с конкурентными ведомствами Франции и Италии является сопредседателем Рабочей группы по картелям Международной конкурентной сети (ICN). В организацию входят конкурентные ведомства 130 стран мира. Российский антимонопольный орган играет значимую роль в практической работе и повестке организации.
 
Кроме того, ФАС России участвует в рабочей группе ЮНКТАД и БРИКС по трансграничным картелями, которые были созданы с целью анализа общих практик, аккумулирования передового опыта, упрощения обмена информацией и проведения консультаций.
 
Также реализуется практическое сотрудничество рамках ОЭСР, ЕАЭС, МСАП, двухсторонних соглашений с отдельными странами в целях сближения правоприменительной практики и методологии при расследовании картелей.
 
«Российский практический опыт борьбы с картелями признан успешным и используется другими странами, особенно в части борьбы со сговорами на торгах. У нас есть свои программные разработки, есть хороший практический опыт. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что в деле борьбы с транснациональными картелями нам есть что сказать и чем поделиться с зарубежными коллегами», - подчеркнул Андрей Тенишев.
 
По данным ОЭСР, картели способствуют росту цен на товары и услуги в странах ОЭСР около 10-15 %// Guide for helping competition authorities assess the expected impact of their activities. OECD. April 2014, p.6.;
 
Максимально установленная наценка на товары и услуги составила – 49%. См более подробно. СМ. Connor J.M. Price-Fixing overcharges. 3rd Edition. Washington, 2014. Анализ более 700 опубликованных экономических исследований и судебных решений, содержащих 2041 оценку завышения цен картелями.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь