ФАС: за 3 года сформирована система «мягкого» права в сфере защиты конкуренции
![7e84bce9 c630 4647 81c9 3372a1319c30](https://fas.gov.ru/system/news/images/000/032/552/announcement_main/7E84BCE9-C630-4647-81C9-3372A1319C30.jpeg?1684941479)
При этом все необходимые контрольно-надзорные функции за ведомством были сохранены
Антимонопольное законодательство всегда базировалось на балансе интересов всех сторон процесса. Этот принцип не изменился в существующей экономической ситуации и с учетом внешних факторов. Об этом рассказал заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов на научно-практической конференции Объединения корпоративных юристов.
В настоящее время определены тенденции смягчения положений антимонопольного законодательства, в том числе с целью поддержки малого и среднего бизнеса.
В период 2020-2022 гг. внесены изменения в законодательное регулирование, например, уведомительный порядок контроля за экономической концентрацией, увеличение порога согласования сделок, введение иммунитетов для малых и средних предприятий.
Верховный Суд РФ* детально разобрал многие содержательные и процедурные аспекты правоприменения, такие как определение границ товарных рынков, доказывания нарушения антимонопольного законодательства, границы вмешательства регулятора в гражданско-правовые отношения.
Это позволило существенно повысить стандарты доказывания нарушений антимонопольного законодательства с учетом множества экономических факторов.
С целью снижения административного давления на бизнес ФАС России стала активнее применять институт предупреждения и предостережения. Применение этих превентивных мер с целью защиты конкуренции на товарных рынках привело к увеличению количества предупреждений и предостережений и снижению количества дел.
В завершение Андрей Цыганов рассказал о некоторых антимонопольных делах и ситуациях, которые были решены путём «мягкого» права, и подчеркнул важность его дальнейшего развития и применения в сочетании с поощрением социально-ответственного поведения предпринимателей и внедрения процедур антимонопольного комплаенса.
*Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"