В борьбе с картелями на торгах нужна помощь государственных заказчиков
К совместному противодействию сговорам на торгах начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев призвал участников межведомственной конференции "Применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Обзор нововведений и лучших практик, рассмотрение типовых нарушений, мнение регуляторов", организованной Министерством обороны Российской Федерации
По словам Андрея Тенишева, государственные заказчики первыми видят аномальное, неконкурентное поведение участников торгов и должны сообщать об этом в ФАС России. Картели на торгах не только нарушают правила конкуренции, но и вредят интересам добросовестных государственных заказчиков: не происходит экономии средств бюджета и зачастую, страдает качество поставляемого товара или выполненных работ.
«Ответственность за картельные соглашения суровая: независимо от того, победил участник торгов или нет, в случае, если доказано его участие к картеле штраф может достигать 50 % от суммы начальной максимальной цены контракта. Если же доход от картеля превысил 50 млн. рублей, должностному лицу, участвовавшему в картеле, грозит уголовная ответственность», – подчеркнул начальник Управления по борьбе с картелями.
В мероприятии также принял участие начальник отдела проверок в сфере размещения ГОЗ Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России Дмитрий Борушков, рассказав об основных нарушениях при осуществлении государственного заказа и государственного оборонного заказа.
К их числу относятся сложные технические задания, которые часто устанавливают государственные заказчики.
[photo_1074]
«Например, техзадание на осуществление текущего ремонта по системе вентиляции больницы по сложности может напоминать строительство космического корабля «Союз» нового поколения. Такие закупки мы вынуждены отменять, поскольку требования в них бывают абсолютно чрезмерными», – отметил спикер.
По его словам, ведомство сталкивалось со случаями, когда заказчики требуют наличия у участника закупки лицензии, которая конкретной закупкой не подразумевается.
«В случае, если вам необходимо закупить продукцию, регулируемую Государственным стандартом, то необходимо запрашивать согласие на поставку такого вида продукции в соответствии с ГОСТ. Не нужно переносить все требования Государственного стандарта в техническое задание закупки», – пояснил Дмитрий Борушков.
К частным нарушениям он также отнес объединение в один лот услуг по строительству, поставке и технологическому обслуживанию – то есть услуг, друг с другом никак не связанных.