ФАС: модели ведения бизнеса российских компаний могут быть пересмотрены
![5q8a3475](https://fas.gov.ru/system/news/images/000/031/995/announcement_main/5Q8A3475.jpg?1655470817)
Вместе с тем, изменение подходов службы к формированию эффективных конкурентных отношений будет происходить по мере становления новых рыночных условий
Об этом в ходе выступления на сессии ПМЭФ, посвященной развитию цифровых рынков, сказал руководитель ФАС России Максим Шаскольский.
Направленность государства и бизнеса на благоприятное и эффективное развитие в условиях конкуренции с транснациональными гигантами дала возможность проработать механизмы саморегулирования российских цифровых рынков без «жесткого» регуляторного вмешательства.
Так, в текущем году крупнейшие ИТ-компании присоединились к разработанным на площадке ведомства Принципам взаимодействия участников цифровых рынков. Документ иллюстрирует возможность применения инструментов «мягкого права» и отражает основы для формирования открытых и недискриминационных условий ведения бизнеса.
В мае ФАС России завершила рассмотрение дела в отношении Яндекс по факту приоретизации в поиске. Арбитражным судом г. Москвы утверждено мировое соглашение между службой, ООО «Яндекс» и заявителями по антимонопольному делу. Суд констатировал исполнение предупреждения ФАС России, а также совершение Яндексом действий, направленных на развитие рынков в условиях конкуренции.
По мнению службы, такое успешное и быстрое разрешение ситуации является оптимальным. Стоит отметить, что, например, Еврокомиссия рассматривала схожее дело в отношении Google около 7 лет и суды продолжаются до сих пор.
Сейчас антимонопольная служба продолжает свою политику формирования открытой и прозрачной среды для развития рынка в условиях добросовестной конкуренции.
Так, предписания и требования ведомства, выданные по результатам рассмотрения дел в отношении Google, Microsoft и Apple, направлены на обеспечение недискриминационного доступа российских разработчиков к «ключевым цифровым мощностям» глобальных корпораций. Это позволяет в достаточной мере обеспечить равные конкурентные условия как на национальном, так и на глобальном рынке.
В то же время предписания ФАС России, выданные Booking и Яндекс.Такси (в рамках анализа слияния с компанией Uber) задают стандарты разумных, прозрачных и добросовестных отношений с потребителями, направленных на снижение барьеров доступа на рынок в условиях высоких сетевых эффектов рынка.
В текущей экономической ситуации модели ведения бизнеса российских компаний могут быть пересмотрены. Возможное изменение подходов службы к формированию эффективных конкурентных отношений будет решаться по мере становления новых рыночных условий.[photo_1808]
![19589 5q8a3414](https://fas.gov.ru/files/images/2022/06/17/main_list/19589_5Q8A3414.jpg?1655470103)
![19590 5q8a3422](https://fas.gov.ru/files/images/2022/06/17/main_list/19590_5Q8A3422.jpg?1655470107)
![19591 5q8a3454](https://fas.gov.ru/files/images/2022/06/17/main_list/19591_5Q8A3454.jpg?1655470111)
![19592 5q8a3472](https://fas.gov.ru/files/images/2022/06/17/main_list/19592_5Q8A3472.jpg?1655470113)
![19593 5q8a3473](https://fas.gov.ru/files/images/2022/06/17/main_list/19593_5Q8A3473.jpg?1655470117)
![19594 5q8a3529](https://fas.gov.ru/files/images/2022/06/17/main_list/19594_5Q8A3529.jpg?1655470121)