Эффективная конкуренция на рынках телекоммуникаций. Международный опыт

Эффективная конкуренция на рынках телекоммуникаций. Международный опыт
31 марта 2015, 16:46
Open uri20171117 18392 1u5w88o?1554509922

С 31 марта по 1 апреля 2015 года в г. Казань в Учебно-методическом центре Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) проходит семинар на тему «Создание условий для эффективной конкуренции и пресечение нарушений конкурентного законодательства на рынках телекоммуникаций».
В мероприятии принимают участие представители Конкурентного ведомства Австрии, Комиссии по защите конкуренции Республики Болгария, Ведомства по защите конкуренции Чешской Республики, Комиссии по защите конкуренции ЮАР, Комиссии по справедливой торговле Японии, Министерства национальной экономики Республики Казахстан, Государственного агентства антимонопольного регулирования при правительстве Кыргызской республики, ФАС России и ее территориальных управлений, а также представители крупнейших операторов связи.
С приветственным словом выступили заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин и заместитель руководителя Конкурентного ведомства Турции Hakan Sabuncu. Они поблагодарили участников семинара за готовность делиться опытом и выразили надежду на конструктивный диалог и плодотворную работу.
Далее Анатолий Голомолзин представил доклад о специфике антимонопольного контроля на рынках телекоммуникаций.
«С каждым годом количество ходатайств и уведомлений, поступающих в ФАС России, сокращается. Это вызвано как повышением порогов в антимонопольном законодательстве, так и реальным снижением активности участников рынка. Та же тенденция наблюдается и в отношении возбужденных дел, - рассказал Анатолий Голомолзин. - В 2014 году в сфере связи было принято 52 решения о наличии нарушения. Из них 6 нарушений прекращено добровольно, по 42 выданы предписания о прекращении нарушений. При этом в 2013 году было возбуждено 104 дела, а в 2012 году 128 дел».
Распоряжением Правительства РФ в 2012 году был принят План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», в 2014 году План мероприятий по развитию конкуренции в сфере электросвязи. «Необходим динамичный этапный подход к проведению работ по развитию конкуренции и формированию соответствующих мероприятий, который формализуется в виде последовательного развития, уточнения и конкретизации "дорожной карты" с формированием предложений о внесении изменений в нее. В "дорожной карте" определяется перечень мероприятий по развитию конкуренции на 2013 - 2015 годы».
Он также рассказал о Правилах недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29 ноября 2014 года.
«Основная часть выявляемых нарушений антимонопольного законодательства на рынках услуг связи – это ограничение доступа к сетям и инфраструктуре, создание дискриминационных условий. Именно на снижение таких нарушений и направлены наши правила», - подчеркнул заместитель руководителя ФАС России.
В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект о внесении изменений в КоАП. «Мы считаем, что нарушения Правил недискриминационного доступа во всех сферах должны рассматриваться по отдельной процедуре, а за установленный факт нарушения - фиксированный штраф. Это позволит в значительной мере сократить время восстановления конкуренции на рынке».
С докладом на тему «Вопросы ценообразования на услуги связи» выступила заместитель начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России Елена Заева. Она рассказала об основных аспектах рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства при выявлении признаков нарушения в части установлении операторами монопольно высоких цен на услуги связи, установления различных тарифов на одну услугу связи, а также об основных подходах к проведению анализа рынков услуг связи.
«Основные проблемы возникают при определении продуктовых границ товарных рынков и при оценке обоснованности расходов при оказании услуг связи, в частности – доступа к сети Интернет, - отметила Елена Заева. – В 2011 году ФАС России в рамках проводимого анализа рынка установила, что услуги фиксированной связи во многих случаях могут быть заменены услугами сотовой связи».
«В 2013 году Правительственная комиссия по связи согласилась с предложением ФАС России о целесообразности проведения пилотных проектов с прекращением тарифного регулирования услуг общедоступной электросвязи в течение года. По результатам подведения итогов пилотных проектов будут подготовлены предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части государственного регулирования тарифов на услуги фиксированной связи»,- заявила она. Доклад будет представлен в Правительство Российской Федерации до мая 2015 года.
Анатолий Голомолзин, подытоживая тему, отметил: «Для России этот вопрос является очень актуальным. Мы обсудили, каким образом достигать баланса интересов бизнеса и потребителей, и как бороться с «шоковыми» счетами. Главный вопрос: есть ли конкуренция между фиксированной и мобильной связью. Опрос граждан показал, что они не делают различия между ними. При этом на вопрос, за счет чего достичь снижения тарифов на связь: за счет конкуренции или регулирования, они выбирают регулирование. На наш взгляд - это парадокс, и наша задача объяснить гражданам на сколько эффективней конкуренция по сравнению с регулированием».
Далее еще один доклад представила Елена Заева на тему «Спам (по сетям сотовой связи) – меры защиты, блокировки, аспекты применения антимонопольного законодательства».
«ФАС России постоянно рассматривает жалобы на СМС-рассылки на предмет соответствия закону «О рекламе». По закону распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы», - подчеркнула Елена Заева.
В ноябре 2013 года 3 из 6 операторов сотовой связи ввели блокировку трафика по сигнальным каналам (СМС), поступающего от других операторов связи. По сути, операторы связи, абонентам которого предназначена рассылка, монетизировали пропуск СМС трафика. В 2014 году право оператора осуществлять такую блокировку закреплено федеральным законом. Также установлена обязанность операторов связи осуществлять контроль СМС - рассылки, направляемой на его абонентов.
«Вместе с этим низкие тарифы на рассылку «вымылись» с рынка, а рынок рассылки преобразовался в совокупность локальных рынков, образованных каждым оператором сотовой связи. Каждый из операторов связи занимает доминирующее положение на рынке рассылки, и должен нести ответственность за злоупотребление этим доминирующим положением согласно КоАП», - заключила Елена Заева.
В продолжение темы опытом Комиссии по справедливой торговле Японии в секторе телекоммуникаций поделился заместитель начальника отдела международного сотрудничества Комиссии по справедливой торговле Японии Yashiro Yoshikawa. С его докладом можно ознакомиться здесь.
Далее начальник Управления контроля транспорта и связи ФАС России Дмитрий Рутенберг рассказал о результатах внедрения услуги MNP (переносимость мобильного номера) в России.
«К сожалению, эта услуга пока не пользуется спросом в России – всего 0,4% клиентов воспользовались ей за последний год. В то время как, скажем в Финляндии, эта цифра составила 12%, - подчеркнул Дмитрий Рутенберг. – В первую очередь это связано с тем, что более 80% абонентов в РФ обслуживаются тремя операторами связи, и в некоторых регионах другие операторы просто отсутствуют».
«На наш взгляд, наибольший эффект переносимость номеров должна дать в сфере госзаказа. При этом ФАС России постоянно рассматривает жалобы на условия конкурсов по предоставлению услуг сотовой связи. Уже установлено, что необоснованный отказ в переносе абонентского номера является актом недобросовестной конкуренции. Из этого следует, что решительный регулятор и качественная правовая база существенно помогают внедрению MNP», - отметил докладчик.
Из российского опыта внедрения переносимости номеров можно сделать вывод, что требуется стимулирование появления новых операторов связи, а также более тщательное информирование граждан о возможностях и условиях переносимости номера.
«На очереди внедрение LNP (переносимость фиксированного номера) и уже сейчас можно с уверенностью сказать, что такие услуги стимулируют не только улучшение качества и увеличение зоны покрытия, но и создание новых тарифных предложений», - заявил Дмитрий Рутенберг.
Заместитель руководителя Конкурентного ведомства Турции Umit Nevruz Ozdemir привел данные о рынке мобильной связи Турции. Подробно он остановился на рынке международного мобильного роуминга и о его дальнейшем развитии.
О телекоммуникациях в Чешской Республике рассказали представители Ведомства по защите конкуренции Чешской Республике Jaromir Vojtaj и Tomas Kundla.
Следующий доклад был посвящен вопросам межоператорского взаимодействия и их влиянию на конечные рынки услуг связи. Его представила начальник отдела рынков услуг связи Ирина Николаичева. С ее презентацией можно ознакомиться здесь.
В завершение первого дня семинара представители Комиссии по защите конкуренции ЮАР Tapera Gilbert Muzata и Edwina Selelo Ramohlola поделились опытом по защите конкуренции в сфере телекоммуникаций. Презентацию можно посмотреть здесь.
 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь